- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

«Аль-Каида» против Мали: борьба с переменным успехом

Начиная с середины июня из Мали стали поступать сообщения, свидетельствовавшие о намерении Бамако покончить с действующими на севере страны формированиями «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ — бывшая Салафистская группа проповеди и джихада/. Как оказались формирования АКМ в зоне Сахары? Почему из стран Сахеля их активность стала наиболее заметной именно в Мали? Почему руководство Мали, которое трудно заподозрить в симпатиях к исламистам, перешло к активным действиям против АКМ именно в июне с.г.? Чтобы попытаться ответить на эти, а также многие другие вопросы, сначала необходимо вернуться в первые годы текущего десятилетия.

«Аль-Каида» приступила к активному проникновению в Мали с началом антитеррористической операции в Афганистане в конце 2001г. Автор этих строк волею судеб смог лично наблюдать весной 2002г. группу из примерно 20-ти человек в соответствующей одежде афганского стиля и соответствующей наружности, следовавших в самолете по маршруту Касабланка — Бамако.

Перемещения таких групп, судя по всему, не были единичными, и не остались незамеченными для американцев, вплотную занявшихся тогда «Аль-Каидой» после событий 11 сентября 2001г. Они приступили к подготовке к действиям против «Аль-Каиды» в этой зоне, для чего, в частности, весной 2002г. были произведены соответствующие работы по модернизации взлетно-посадочной полосы международного аэропорта в Бамако с тем, чтобы он мог принимать тяжелые самолеты американской военно-транспортной авиации.

Тогда, судя по всему, «Аль-Каида» выбрала Мали в качестве «запасного аэродрома» по нескольким причинам. Во-первых, эта страна находится относительно недалеко от потенциальных целей терористов в Европе. Во-вторых, относящиеся к пустыне Сахара северные районы Мали — достаточно труднодоступные, что облегчало развертывание там баз террористов. В-третьих, действовавшие в Алжире исламистские бандформирования, и прежде всего — Салафистская группа проповеди и джихада /СГПД/, традиционно использовали Мали для перебросок оружия в АНДР. СГПД создала для этого в Мали вдоль традиционных караванных путей определенную инфраструктуру, которую затем унаследовала «Аль-Каида». В-четвертых, развертыванию структур «Аль-Каиды» в этом районе способствовали также особые конфликтные отношения, всегда существовавшие между центральными малийскими властями и туарегами — «хозяевами» этих территорий.

К весне 2002г. относится первая попытка «Аль-Каиды» обосноваться в регионе Северной Африки в целом, и в Мали — в частности. Это планировалось сделать путем трансформации СГПД в Сахело-магрибинский фронт «Аль-Каиды». По одной из версий, тогда такая затея не удалась из-за позиции бывшего национального «эмира» СГПД Хасана Хаттаба, не захотевшего терять свою самостоятельность. К тому же алжирским силам безопасности в 2002г. удалось уничтожить эмиссара «Аль-Каиды» гражданина Йемена Имада Абдельвахида Ахмеда Альвана /Абу Мухаммед/, которому была поставлена соответствующая задача.

В начале 2004г. ряд стран региона при поддержке США принял участие в операции по преследованию одного из формирований СГПД во главе с Амари Сайфи /Абдерраззак Пара — пара от слова парашютист, этот псевдоним Сайфи получил в связи с прежней службой в парашютно-десантных войсках Национальной народной армии Алжира, из которых он дезертировал/. Она началась после того, как формирование Сайфи захватило в 2003г. большую группу западноевропейских туристов, за которую впоследствии был выплачен выкуп в размере 5 млн евро.

На первом этапе операции алжирские военные при помощи нескольких американских экспертов и с использованием данных космической разведки спланировали и провели уничтожение на крайнем юге Алжира автоколонны, перевозившей крупную партию оружия.

Когда группа Сайфи перебралась в Мали, исламистам было предложено убраться из этой страны. В процессе вытеснения важную роль сыграли вожди туарегских племен. Официальный Бамако провел с ними соответствующую работу, после чего до салафистов было доведено, что их дальнейшее пребывание в северных районах Мали нежелательно. Тогда малийским военным не пришлось вмешиваться в события, хотя они к этому были готовы. Затем группа Сайфи перемещалась по территории Нигера и Чада, где тамошние военные тут же навязали исламистам серию боестолкновений. В результате одного из них исламисты потеряли 43 боевика. Среди них только 9 были алжирцами, остальные — выходцы из Нигера, Нигерии и Мали. Одно это показало, что салафисты в странах Сахеля не испытывали недостатка в желающих присоединиться к ним. В частности, их ряды охотно пополняли туареги, которые видели в исламистах единственную возможность для борьбы против центральных правительств. В ходе рейда сам Сайфи попал в плен в Чаде, откуда

через Ливию был выдан в октябре 2004г. Алжиру. Пост главаря «6-й зоны» СГПД /охватывает крайний юг Алжира и прилегающие территории/ после ареста Сайфи получил Мохтар Бельмохтар.

Тогда с учетом ставшей перманентной угрозы со стороны салафистов, с баз которых в Сахеле могли осуществляться теракты на территории Европы, Командование вооруженных сил США в Европе /штаб-квартира в г.Штутгарт, Германия/, в зону ответственности которого входит также Северная Африка, приняло решение направить в этот регион три группы по 200 военнослужащих в каждой из состава 10-й группы сил спецназначения США.

Тогда же Вашингтон сообщил о существовании Пансахельской программы по подготовке и оснащению спецподразделений четырех стран региона — Мали, Чада, Нигера и Мавритании. В частности, в Мали к тому времени 30 американских инструкторов подготовили спецподразделение из 300 военнослужащих для участия в антитеррористических операциях. Этот батальон был оснащен американской спецтехникой.

С 2005г. в регионе проводятся учения серии «Флинтлок» с участием военнослужащих США, Алжира, Мавритании, Мали, Марокко, Нигера, Сенегала, Туниса и Чада. Тогда же стало известно, что на проведение аналогичных учений в период до 2012 года американский конгресс выделил 100 млн долларов. Очевидной целью американских затрат было не допустить переброски боевиков из стран Северной Африки в Ирак.

Предпринятые странами региона меры по борьбе с тогда еще СГПД не помешали боевикам этой организации 3 июня 2005г. атаковать военный пост на северо-востоке Мавритании. В атаке участвовали до 150 человек. В ходе боя, по официальным данным, погибли 15 военнослужащих и 5 нападавших, 17 солдат получили ранения. По данным малийских военных, в ходе боя погибли до 50 мавританских солдат — все, находившиеся на посту. По данным малийской прессы, в северных районах страны еще с сентября 2004г. обосновались две группы террористов. Одна из них оперативно подчинялась руководству СГПД и состояла главным образом из алжирцев, вторая состояла главным образом из пакистанцев. Обе группы поддерживали тесную связь между собой.

В феврале 2006г. некоторые марокканские СМИ сообщили о том, что, возможно, ЦРУ использует территорию Марокко для базирования ударных беспилотных летательных аппаратов /БЛА/ типа «Предатер». По версии СМИ, эти БЛА вели патрулирование над обширными территориями в Сахаре с тем, чтобы не допустить появления там тренировочных лагерей «Аль-Каиды».

Наиболее тесно в вопросах обеспечения безопасности взаимодействуют соседи — Алжир и Мали, хотя между ними то и дело возникают определенные недоразумения. Между ними заключено соглашение, позволяющее организовывать совместное патрулирование общей границы протяженностью 1200 км. Две страны обмениваются также разведывательной информацией. В мае с.г. Алжир предоставил Мали военную помощь, поставив соседу оружие и боеприпасы. Что касается недоразумений, то походя две страны через соответствующую прессу обменялись взаимными обвинениями. В частности, некоторые алжирские СМИ обвинили Мали в пассивном отношении к присутствию боевиков АКМ на своей территории. В свою очередь малийская пресса обвинила Алжир в том, что т.н.военная помощь со стороны АНДР была всего лишь блефом. Кроме того, две страны уже достаточно долго не могут договориться, кто из них должен принять саммит стран Сахеля и Сахары по проблемам борьбы с терроризмом.

Из недавних акций АКМ следует напомнить о захвате в январе с.г. в Нигере четырех туристов из Европы. Двое из них были отпущены. 31 мая исламисты казнили туриста из Великобритании, после чего, судя по всему, им был выплачен выкуп. По данным алжирской «Аль-Ватан» речь шла о сумме от 3 до 5 млн евро. Затем 12 июля последовало освобождение последнего из заложников, гражданина Швейцарии. Одновременно АКМ взяла на себя ответственность за похищение двух канадских дипломатов, которые позднее также были освобождены.

Обращение к недавней истории Мали было сделано с одной целью — показать, что эта страна благодаря помощи США к настоящему времени имеет все возможности для эффективной борьбы с формированиями АКМ.

Теперь — о событиях июня — июля на антитеррористическом «фронте». 10 июня группа боевиков расстреляла в собственном жилище подполковника Ламана ульд Бу, возглавлявшего региональный департамент малийских спецслужб. Подполковник был известен тем, что ранее провел несколько успешных антитеррористических операций.

15 июня армия Мали развернула широкомасштабную антитеррористическую операцию против формирований АКМ на севере страны, о которой президент Мали Амаду Тумани Туре ( в просторечье АТТ) объявил двумя неделями ранее. День спустя подразделения правительственных сил атаковали базу формирования АКМ во главе с полевым командиром Абу Зейдом на крайнем севере Мали близ границы с Алжиром. В результате атаки были уничтожены 26 террористов. По неофициальным данным, в ходе атаки на мине подорвался один из внедорожников малийской армии, погибли несколько солдат. Малийские военные координировали свои действия с США, Францией, Алжиром и Канадой. Эта атака стала первой, проведенной малийскими военными против формирований АКМ, хотя об их присутствии на севере страны было известно достаточно давно.

Ответный удар исламистов последовал 4 июля, когда они атаковали полевой лагерь малийских военных и сопровождавших их проводников-«арабов» в районе н.п. Аруан близ Томбукту. По утверждениям малийской прессы, исламисты просто вырезали спящих солдат. АКМ утверждала, что итогом резни стала гибель 28-ми солдат. Малийские СМИ писали о 20 убитых военных и 8 гражданских. Употребление понятия «арабы» применительно к последним представляется не совсем правильным. Скорее всего, речь шла о туарегах. Со стороны салафистов в нападении участвовали до 100 боевиков. Малийские военные назвали данные о своих потерях пропагандой, заявив в свою очередь, что «речь идет о десятках погибших с обеих сторон, но террористы потеряли больше людей». Среди без вести пропавших до последнего времени значился полковник Хама ульд Мохаммед Яхья — командир гарнизона Томбукту. Эта череда боестолкновений позволила алжирской газете «Аль-Ватан» назвать Мали «Афганистаном в зоне Сахеля».

В коммюнике АКМ содержалось также обещание «заняться» теперь самим АТТ.

5 июля АТТ объявил АКМ «тотальную войну». 10 июля подразделения малийской армии, включая те из них, которые были подготовлены американцами, покинули Томбукту, судя по всему — для проведения очередной антитеррористической операции. О результатах еще одной «охоты» на террористов пока не сообщалось. Известно только, что до начала операции малийским военным пришлось потратить много сил на разминирование местности, поскольку в ходе недавнего очередного восстания туарегов последние оставили немало взрывоопасных сюрпризов в регионе Кидаль.

Ситуация в зоне Сахеля усугубилась также в связи с тем, что отколовшаяся от СГПД в момент ее трансформации в АКМ группировка Мохтара Бельмохтара после неудачных переговоров с алжирскими властями о возможной сдаче также активизировала свою деятельность в этой зоне. Правда, она специализируется г.о. на контрабанде оружия, табака, наркотиков и автомашин, в которой его партнерами являются вожди туарегских племен. Одна из особенностей «идеологии» Бельмохтара — он всегда выступал против совершения терактов в зонах, куда его формирования выходили на отдых. Третью заметную группу, автономно действующую в регионе, возглавляет полевой командир Яхья Джауди /Абу Аммар/. Численность его банды оценивается в 180 человек.

Главным следствием боевых действий в Мали может стать то, что впервые в них окажется втянутой за пределами национальной территории ННА Алжира. Пока что командование ННА негативно относится к подобной перспективе, однако понятно, что решение на этот счет будут принимать не военные, а политики. Кроме чисто военного аспекта у этой проблемы «прорезался» и экономический аспект. Как пишет алжирская газета «Экспресьон», «достоверная информация, имеющаяся в распоряжении алжирских спецслужб, свидетельствует о существовании заговора, который из зоны Сахеля нацелен на интересы работающих в Алжире местных и иностранных нефтяных компаний».

Возможно, каким-то образом соответствует этому выводу и логика некоторых малийских СМИ, согласно которым «Аль-Каида» и АКМ никоим образом не заинтересованы в совершении кровопролитных атак на севере Мали, если они действительно хотели бы превратить этот пустынный регион в свою тыловую базу. Поэтому они со своей стороны задаются вопросом: кто является настоящим исполнителем этих терактов и чего он добивается?

С учетом известной противоречивости представленных полунамеков — полуутверждений относительно событий на севере Мали теперь остается ждать новых «вещественных» доказательств правоты той или иной точки зрения. И, судя по всему, они проявятся очень быстро — АКМ уже пообещала новые атаки на территории Мали, поскольку, по мнению исламистов, «АТТ бросил свою армию при поддержке «крестоносцев» /так исламисты называют западные страны/ против АКМ». Тогда же можно будет ответить на некоторые из поставленных выше вопросов. Что же касается ответа на вопрос — почему малийские военные только этим летом начали бороться с боевиками АКМ — то он, как представляется, лежит на поверхности. Малийская армия долгое время была вооружена оружием советского производства. На его модернизацию и на закупки нового у Мали просто не было денег, а даром давать оружие в постсоветсткий период перестали. И только получив соответствующую помощь извне /России в числе доноров как то не наблюдается/, малийское руководство смогло перейти к практическим действиям.