- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: оценка оппозиционной коалицией участия в президентских выборах Р.Т.Эрдогана

2 октября начался второй тур заседаний в рамках оппозиционного союза «стола шести». Как обычно, оно не стало серьезным информационным поводом в соцсетях. Однако комментарий председателя Партии демократии и прорыва (DEVA) Али Бабаджана выделил значимый момент касаемо будущих выборов. Он сказал: «Мы не обсуждали законность кандидатуры Реджепа Таййипа Эрдогана. Мы подчеркнули готовность к предприятию необходимых шагов при приближении предвыборной кампании. Сначала надо завершить работу в сфере базовой политики. Без нее невозможно определить единого кандидата».[i] [1] В настоящей статье будут рассмотрены стратегические решения коалиции.

В этом смысле весомым фактором является присутствие имени нынешнего президента в бюллетенях в 2023 г. Дело в том, что по новой редакции Конституции Турецкой Республики 2017 г. Эрдоган не может занимать самый важный политический пост больше 2 раз. Один из авторов нынешнего текста Уголовного кодекса Турции юрист и профессор Иззет Озгенч показывает, что «если они пройдут в июне 2023 г., Эрдоган не сможет выставить свою кандидатуру».[ii] [2] С другой стороны, при назначении досрочных выборов парламентом при наличии конституционного большинства в 2/3 голосов такая возможность появляется. В ином случае участие главы государства может рассматриваться как неимеющее легального основания.

Это очень примечательное обстоятельство, потому что в июне 2022 г.             заявлялось о планах по его баллотированию. Многие СМИ посчитали                 это заявление в качестве официального выдвижения.[iii] [3] Однако старт кампании еще не объявлен, поэтому любое утверждение по этому поводу является простым самопиаром. На данный момент в администрации Эрдогана понимают, что нарушение закона может негативно восприниматься обществом и усилить психологическое преимущество его оппонентов.

Учитывая это, перед оппозицией стоит дилемма: либо апеллировать        к возможному факту нарушения конституционных норм, либо игнорировать это и делать акцент на других аспектах турецкой политической действительности. Она отказывается от комментирования шагов Эрдогана и подчеркивает свою готовность к принятию этих правил игры. Слова Бабаджана как раз указывают на это.

С чем связан такой приоритет?

Во-первых, лидеры оппозиции подчеркивают необходимость представительства всех основных сегментов электората. К примеру: по этой причине председатель Народно-республиканской партии (СНР) Кемаль Кылычдароглу показательно носит значок турецкого флага вместо логотипа организации. Однако решение этой задачи осложняется тем, что основатели формата «стола шести» отрицательно воспринимаются проэрдогановским избирателем. Это вытекает из того, что в 2016-2019 гг. в государственных СМИ они связывались с пособничеством деятельности террористических организаций. Поэтому они вызывают такое отторжение со стороны религиозных консерваторов. Этот факт делает оппозицию заведомо неприемлемым вариантом для них. Следовательно, оппозиция пытается предупредить возможность оспаривания результатов выборов. Здесь делается акцент на важности обеспечения легальности победы кандидата от оппозиции в глазах как можно большого количества людей.

Во-вторых, учитывается, что оппозиции приходится действовать в условиях поляризации. Это значит, что в турецком обществе существует глубокий ценностный конфликт. Таким образом идентичность превратилась в самую главную составляющую реакции на политические изменения. Эта проблема выражена формированием барьеров во время процесса принятия политиков, которые не вписываются в систему ценности избирателя. Поэтому оппозиция вынуждена создавать новый тип дискурса, который позволит отделить имидж Эрдогана от коллективной идентичности. Критика его кандидатуры, даже если она нарушает конституцию, может приниматься как угроза покушения на консервативный образ жизни сторонниками президента. Поэтому ее лидеры стремятся деидеологизировать политическую риторику и объяснять повестку с помощью рациональных доводов.

В-третьих, такая осторожность может иметь отношение                              к возможности прибегания проэрдогановской элитой к силовому ресурсу при негативном сценарии. В частности, в качестве такой силы выступает частная военная компания SADAT. Для оппозиции актуальным становится обеспечение нелегитимности действий своих противников. Такая потребность рождается из-за того, что применение силы может рассматриваться администрацией президента в качестве целесообразного инструмента. В ее интересах уменьшить риски обращения к подобным методам. По сути, все сводится к тому, позволят ли члены «стола шести» создать Эрдогану повод для силового варианта.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

[i] [4] https://www.dokuz8haber.net/babacan-hdp-altili-masanin-gundeminde-degil [5]

[ii] [6] https://www.indyturk.com/node/560341 [7]

[iii] [8] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14823965 [9]