- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах ухудшения социально-экономической ситуации в Иордании

В недавнем отчете Фонда Фридриха Эберта говорится, что, несмотря на то, что Иордания начала корректирующую программу с Международным валютным фондом, экономическая ситуация  характеризуется резким ростом государственного долга и постоянному дефициту бюджета. Все это произошло в то время, когда расходы на социальную защиту граждан были значительно сокращены. В докладе под названием  «Раскрыто: роль МВФ в сокращении социальной защиты — тематические исследования из Туниса, Иордании и Марокко» утверждается, что «увеличение социальных расходов в Иордании требует финансовой реформы, основанной на долгосрочной реорганизации с целью снижения расходов». В нем также говорится, что подданные Иордании получают социальные вознаграждения (бесплатные медицинские услуги, университетские стипендии, трудоустройство на государственной службе) в обмен на их лояльность правящему режиму. В этой связи государство всегда будет покрывать эти социальные услуги, чтобы гарантировать постоянную политическую поддержку своих подданных. Тем не менее, эти социальные услуги не предоставляются в рамках упорядоченной и взвешенной системы, основанной на всеобъемлющей социальной защите, что негативно влияет на охваченность ими всех слоев населения. Согласно официальной статистике Высшего жилищного совета, более 15,7% населения Иордании живет за чертой бедности. Лейт Аладжлуни, исследователь экономики, который участвовал в подготовке доклада Фонда Фридриха Эберта, констатировал: «За последние 10 лет Иордания стала свидетелем явного снижения своего экономического статуса для иорданцев. Согласно оценкам Министерства планирования и международного сотрудничества, в августе 2021 года доля бедных достигла 24 процентов. Безработица также заметно увеличилась, достигнув 22,8 процента в конце первого квартала 2022 года. В первом квартале 2021 года он достиг максимума в 25 процентов годом ранее. Это отступление является сочетанием исторических, политических и других факторов, связанных с правительственным финансовым и политическим управлением и связанных с реформами МВФ. Слабость системы социальной защиты и общая политика, основанная на экономической политике рантье, которую сменяющие друг друга правительства применяли в качестве альтернативы построению демократической жизни, все это привело к тому, что правительство стало слабее в своей способности покрывать ежегодные социальные издержки».

Отношения Иордании с МВФ начались в 1989 году, когда Амман обратился за помощью к МВФ после того, как тяжелый экономический кризис поразил страну в конце этого десятилетия. Первое соглашение (соглашение stand-by) было подписано в том же году с целью сокращения дефицита платежного баланса. Затем за этим соглашением последовали шесть других, пока Иордания впервые не «вышла» из этих программ в 2014 году.   МВФ и Всемирный банк разделили эти соглашения о реформе на три этапа: «Первый этап состоял из короткого периода либерализации финансового сектора, счета операций с капиталом и режима обменного курса, кульминацией которого стал двойной банковский и валютный кризис». В январе 2020 года, всего за два месяца до того, как пандемия коронавируса  поразила Иорданию, власти достигли окончательного соглашения о расширенном механизме финансирования с МВФ. Это соглашение было направлено в первую очередь на повышение конкурентоспособности бизнес-среды и стимулирование инклюзивного роста. В отличие от предыдущих соглашений, этот механизм не был сосредоточен на фискальных реформах, за исключением борьбы с уклонением от уплаты налогов и реформирования налогового администрирования с целью улучшения сбора. Противники правительства Иордании утверждают, что то, что оно делает с 1980-х годов под названием «программа экономических реформ», является не чем иным, как полной капитуляцией перед МВФ и прямым применением экономической политики, которая привела к тому, что государство потеряло свои права в государственных учреждениях, которые оно продало частному сектору. «Когда Иордания отреагировала на давление со стороны МВФ, она применила ряд неолиберальных экономических и финансовых мер, которые привели к экономическому спаду, затронувшему бедные слои населения и некоторые слои среднего класса в обществе», — считает экономист Фахми аль-Катут. Эти решения были сосредоточены на отмене субсидий и увеличении прямых налогов при одновременном открытии внешней торговли, снятии таможенных ограничений и снижении государственных расходов на услуги. Эти действия также включали в себя снятие любой протекции  отечественных товаров и либерализации  частного сектора в рамках его большей самостоятельности и отвязки от системы госгарантий. Ограничения на иностранные инвестиции были отменены, и финансовые рынки были освобождены от государственного регулирования, при этом были отменены субсидии по важным статьям и распроданы государственные компании. По оценке аль-Катута: «Программа МВФ не принесла никаких положительных экономических или социальных результатов, в то время как ключевые финансовые показатели указали на расширение кризиса, поскольку безработица выросла, бедность увеличилась, а налоговая политика оказала болезненное воздействие на экономическую и социальную ситуацию». Ахмад Авад, директор Marsad al Umali (Jordan Labour Watch), говорит, что «политика МВФ усилила зависимость экономики от кредитов и иностранных грантов, не гарантируя независимости иорданской экономики и ослабляя возможности различных внутренних производственных секторов». Авад указывает, что в 2007 и 2008 годах экономика Иордании создала 70 000 новых рабочих мест, в то время как в 2015 году — только 48 000 рабочих мест, а в 2019 году — 35 000 новых рабочих мест. Это объясняет продолжающийся рост безработицы, который в 2021 году достиг 24,1%. Среди юношей этот показатель составил 48,5%. Бывший министр финансов Мухаммед Абу Хаммур считает, что многие факторы, помимо политики МВФ, сыграли свою роль в сокращении экономики: «Окружающая среда и государства, окружающие Иорданию, арабская весна, пандемия, российско-украинская война и прекращение субсидий из стран Персидского залива — все это нанесло ущерб экономике Иордании.  Помощь стран Персидского залива использовалась для содействия развитию, поскольку мы могли тратить больше и поддерживать дефицит на приемлемом уровне с МВФ. Кроме того, налоговая политика правительства уменьшила количество денег в карманах людей. Одна из проблем, с которыми мы сталкиваемся, заключается в том, что мы не поощряем инвестиции и постоянно вносим поправки в закон об инвестициях. Правительство пришло с экономическими реформами, но эти планы часто заканчиваются, когда правительство сменяется. Наша проблема заключается в отсутствии преемственности в наших экономических планах».

В докладе Фонда Фридриха Эберта также говорится о неспособности правительства решить огромную проблему уклонения от уплаты налогов малыми и средними компаниями. В отчете приводятся официальные оценки, согласно которым Иордания теряет 1,128 млрд долларов в год из-за уклонения от уплаты налогов, что составляет 17%  от ежегодных налоговых поступлений.