- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 66

С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.

Израильские СМИ сообщают о нарастании «ядерной напряженности между Россией и другими мировыми державами после вторжения на Украину». По их версии в качестве инициатора выступает президент России Владимир Путин, который «в своей речи о мобилизации 21 сентября заявил, что НАТО занимается ядерным шантажом, и предупредил, что ядерные ветры могут дуть в обе стороны». В качестве «угрозы со стороны России применить ядерное оружие» упоминаются также заявления официальных лиц, согласно которым «недавно аннексированная украинская территория будет защищаться стратегическим ядерным оружием, тогда как другие призывают использовать тактическое ядерного оружие». Ситуация оценивается как «опасная игра Путина», который на фоне «трудностей своей армии на Украине занимается распространением угроз о применении нетрадиционных вооружений, заявляя, что США уже создали прецедент, разбомбив Хиросиму и Нагасаки, и обещая защищать присоединенные им территории «любыми средствами»». Опасения Запада заключаются в том, что в стремлении «избежать унизительного поражения, Путин может прибегнуть к «ядерной демонстрации», применив маломощное тактическое оружие. В Вашингтоне гадают: говорит бывший агент КГБ серьезно или блефует, но предостерегают, что «последствия будут катастрофическими»»[i] [1].

Jerusalem Post приводит высказывание «бывшего директора ЦРУ Дэвида Петреуса, который предупредил, что американские военные уничтожат российские войска, если они применят ядерное оружие на территории Украины». Президент США Джо Байден также выступил с предупреждением относительно того, что «угрозы Путина чреваты армагеддоном» и что текущая ситуация похожа  «на кубинский ракетный кризис в период Кеннеди»[ii] [2].

Майкл Старр (Michael Starr), публицист, руководитель отдела в Jerusalem Post, ветеран ЦАХАЛа с опытом работы в области безопасности и общественной дипломатии, специалист по борьбе с терроризмом и национальной безопасности в беседе с экспертом по военно-морским технологиям и тактике Скоттом Савицем (Scott Savitz) из Rand Corporation, доказывают почему не стоит бояться российского «Посейдона».

По их мнению, «вызывающий опасения российский беспилотный аппарата с ядерной торпедой «Посейдон» следует рассматривать критически». «Слабеющие диктатуры, как злодеи из саги о Джеймсе Бонде, часто рекламируют предполагаемое супероружие в качестве спасения от своих страхов», — сказал С.Савиц. Он полагает, что «российские оружейные технологии, как и их военное мастерство, часто переоцениваются. Автономные возможности, дальность и скорость, приписываемые «Посейдону» российскими источниками, звучат крайне неправдоподобно». Он привел в пример еще одну морскую технологию, которую «более двух десятилетий рекламируют российские военные». Речь идет о том, что Россия «якобы обладает технологией суперкавитации, которая создает вокруг торпеды газовую оболочку, чтобы она могла скользить по воде без какого-либо сопротивления. Это позволит создать более быстрые торпеды, чем те, которые обычно используются западными военно-морскими силами». Однако «это оружие не было замечено в действии».

Эксперт отмечает, что «во время вторжения на Украину Россия столкнулась с многочисленными отказами орудийных платформ. В марте представители разведки заявили, что российские высокоточные ракеты не поражают намеченные цели в 60% случаев. На протяжении всей войны Россия сталкивается с проблемами снабжения и логистики, что мешает ей обслуживать и эксплуатировать танки и другую бронетехнику». Указывается на заявление Пентагона о наличии у него информации о том, что Россия испытывает ракету «Посейдон», в ответ на сообщения La Repubblica о том, что НАТО предупредило союзников о возможном испытании «Суперторпеды» в арктической части Карского моря. The Times также сообщила, что испытание может пройти в Черном море».

Отмечается, что «российские государственные СМИ приветствовали то, что в западном медийном пространстве называют это «оружием апокалипсиса», так как эти сообщения свидетельствуют о страхе НАТО». На Украине официальные лица даже предупредили, что эти сообщения способствовали «информационному терроризму» со стороны России. По поводу возможностей этого оружия бывший помощник госсекретаря США Кристофер Форд заявил в 2021 г., что оно может вызвать «ядерное цунами», которое превратит прибрежные города США в территории, непригодные для жизни. «Это оружие террора», которое «разработано, чтобы убивать или травмировать жителей американских прибрежных городов».

В статье упоминается Дмитрий Литовкин, главный редактор журнала военных технологий российского государственного СМИ ТАСС, который заявил, что «Посейдон» может действовать как барражирующий боеприпас, незаметный для обнаружения на дне океана до активации. Эксперты же подчеркивают, что «о «Посейдоне» или многоцелевой системе «Океан: статус-6», которая на самом деле больше похожа на подводный беспилотный аппарат, чем на торпеду, известно немного. По данным Popular Mechanics, он может преодолевать расстояние до 6200 миль со скоростью 56 узлов (чуть более 100 километров в час)[iii] [3].

Аркадий Мильман, уроженец Украины, бывший посол Израиля в России и Азербайджане, руководитель программы изучения России в Институте исследований национальной безопасности (INSS), предлагает рассматривать угрозы Путина в контексте «иррационального процесса принятия решений Кремлем» с начала войны. «Даже начать эту войну было иррациональным решением», — сказал эксперт. Он считает, что «с самого начала российского вторжения на Украину Путин косвенно использовал ядерные угрозы. В середине февраля Россия провела маневры с ядерными силами. В начале вторжения президент предупредил о беспрецедентных последствиях, если третьи страны попытаются ему «помешать», а через несколько дней Кремль объявил, что российские силы сдерживания, в том числе ядерное оружие, будет переведено в «особый режим» боевой готовности». Таким образом, «это не первая российская и путинская ядерная угроза».

По словам А.Мильмана, есть «много пропагандистов, и много сторонников этого [российского] режима, которые открыто говорят о применении ядерного оружия». Хотя «конечно, в России еще есть разумные люди, которые понимают, что для них применение [ядерного] оружия может стать трагедией и катастрофой».

Израильский эксперт полагает, что «решение Путин о применении ядерного оружия стало бы огромной авантюрой, поскольку он не может предсказать масштаб реакции США и других ядерных держав». Он предположил, что «если Россия применит ядерное оружие, это будет тактическое ядерное оружие», имея в виду, что «если будет нанесен удар, взрыв не уничтожит целую страну сотнями ядерных бомб; это будет, может быть, один удар по территории Украины с большим ущербом для нее»[iv] [4].

[i] [5] רוסיה של הגרעין איומי מאחורי :»בלוף לא זה» ההבטחה ,פוטין של הטקטי הארסנל // Ynet. 01.10.2022. https://www.ynet.co.il/news/article/byeqadhfi

[ii] [6] Here’s why you shouldn’t fear Russia’s Poseidon nuclear torpedo // Jerusalem Post. 08.10.2022. https://www.jpost.com/international/article-719118

[iii] [7] Here’s why you shouldn’t fear Russia’s Poseidon nuclear torpedo // Jerusalem Post. 08.10.2022. https://www.jpost.com/international/article-719118

[iv] [8] Putin’s Nuclear Threats Improbable but ‘Must Be Taken Seriously,’ Expert Tells TML // Media Line. 22.09.2022. https://themedialine.org/top-stories/putins-nuclear-threats-improbable-but-must-be-taken-seriously-expert-tells-tml/