- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О запуске в Турции новой ракеты «Тайфун» на фоне проблем в Сухопутных войсках

Видео новой ракеты под названием «Тайфун» во время испытательного пуска из черноморского города Ризе появились в электронных турецких и международных СМИ и широко транслировалось ими 18 октября. Новая ракета была разработана Roketsan, государственным производителем оружия, и испытание показало, что она способна поражать цели на расстоянии более 500 км за 456 секунд. Сразу же после этого в социальных сетях началась явно спланированная кампания по обсуждению темы: сможет ли радиус действия ракеты «Тайфун» быть достаточным для поражения Греции, а турецкие официальные лица официально объявили о начале расследования  источника утечки. При этом многие местные и региональные эксперты убеждены, что  Анкара планировала вскоре официально объявить о запуске ракеты «Тайфун», а  видеозапись должна  быть частью пиар-кампании. При этом они уверены, что  видеозапись просочилась случайно, а  источники утечки до сих пор не идентифицированы. Предполагается,  что это мог быть сотрудник пиар-компании низкого уровня, который совершил ошибку. При этом ряд аналитиков подозревают, что имеет  место более сложная схем, поскольку качество видеозаписи было высоким. В любом случае это была хорошая реклама для ракеты «Тайфун». С момента появления в СМИ видеозаписи официальные лица пытались понять, как секретный тестовый фильм попал во второе по величине информационное агентство страны, частное информационное агентство Demirören (DHA), которое показало видео вместе с подробностями о возможностях ракеты. После первоначального шока турецкие официальные лица неофициально попросили операторов СМИ и телеканалы подвергнуть цензуре некоторые детали, такие как конкретные данные о дальности полета ракеты. DHA подчинилось и удалило первоначальную историю, заменив ее другой, в которой были опущены подробности о ракете и сохранены только кадры. Многие другие телеканалы прекратили показ этой записи. Несмотря на то, что нет международного договора, запрещающего программы разработки баллистических ракет, Турция проявляет осторожность в раскрытии информации о своих возможностях по производству оружия. Ранее в стране были разработаны две другие ракеты: «Йылдырым» («Молния») и «Бора» («Шторм»), которые имеют дальность действия 150 км и 280 км соответственно. Согласно многочисленным источникам, Анкара из осторожности не сообщает об испытаниях ракет с дальностью действия 300 км или более. В любом случае эта новость  в конечном итоге попала в греческие СМИ, которые подробно рассказали о турецкой разработке. Выступая перед греческой телекомпанией ERT, генерал в отставке Франгулис Фрагос сказал, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган приказал турецкому оборонному сектору разработать ракету, способную пролететь 2500 км. «Это дало бы Турции возможность контролировать более широкий регион и играть роль региональной державы», — сказал он. Отставной чиновник греческих ВВС Константинос Ятридис заявил греческой газете Ta Nea, что ракете «Тайфун» необходимо пройти еще множество испытаний, прежде чем попасть в войска: «По мнению экспертов, участвующих в создании таких систем вооружений, требуется не менее семи-восьми лет, чтобы стать готовыми к эксплуатации». В данном случае рискнем все-таки предположить, что мы имеем дело не утечкой, а с четко рассчитанной дезинформацией турецких властей в плане дальнейшего давления на Афины. Появление таких новостей о наличии того или иного «сверхоружия» в большинстве случаев является «оборотной медалью» с целью скрыть те или иные недостатки в обычном военном строительстве. И собственно новость о новой баллистической ракете появилась как раз на фоне другой утечки, но не такой оптимистичной.  Основной боевой части турецких вооруженных сил, Сухопутным войскам, будет трудно найти боеспособные подразделения для развертывания в случае войны, и им не хватает столь необходимой военной техники для выполнения своей миссии. Об этом говориться в  конфиденциальном докладе  турецких военных от 2016 года, что свидетельствует о том, что военное командование уже тогда было серьезно обеспокоено ухудшением возможностей Сухопутных войск, предлагая срочные меры для решения проблем, которые препятствуют их оперативным и материально-техническим возможностям. «Нам трудно найти боеспособную бронетанковую / механизированную бригаду, которую мы можем отправить в бой. Поэтому нашим главным приоритетом как Сухопутных войск должно быть решение нашей потребности в боевых войсках», — предупреждается в документе. В докладе предполагается, что Сухопутные войска могут быть призваны к развертыванию, хотя и в ограниченном объеме, и проецированию силы вдоль границы с Грецией, а также во время конфликта между Азербайджаном и Арменией. В нем предсказывалось, что нестабильность в Сирии и Ираке будет продолжаться и что некоторые войска могут быть привержены созданию там буферной зоны. В нем также отмечается, что НАТО может оказать дальнейшее давление на Россию и потребовать, чтобы Турция направила силы на различных уровнях против российской угрозы, в то время как армию могут попросить предоставить учебные программы для большего числа зарубежных стран. В докладе констатируется, что «вызывает озабоченность  дефицит и полное отсутствие  сложных военных систем, таких как подразделения противовоздушной противоракетной обороны, высокоточных систем наведения и наведения на цель и крылатых ракет большой дальности». Согласно отчету, Сухопутные войска испытывают хронический дефицит достаточного личного состава:   «Есть один факт, который мы не можем изменить. Солдаты, призванные на военную службу, не отвечают военным потребностям Сухопутных войск. Не представляется возможным, чтобы эта ситуация изменилась в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Напротив, социальные тенденции последних двадцати лет, сокращение [обязательной] военной службы, что было сделано по политическим мотивам без учета мнения  TAF [Турецкие вооруженные силы] и [введение] такой практики, как платная военная служба, еще больше ухудшили эту перспективу», — говориться в докладе. Отмечается, что значительная часть сухопутных войск уже участвует в боевых действиях, связанных с охраной границ и борьбой с террористическими группировками. Это препятствует планам армии по реструктуризации и связывает значительное количество войск с пограничным патрулированием и контртеррористическими операциями. В докладе предлагается, чтобы такие задачи должны были переданы пограничной полиции и правоохранительным органам, таким как жандармерия, чтобы высвободить подразделения для Сухопутных войск. Тем не менее, если такая смена будет одобрена, существующие войска, которые уже были направлены на борьбу с терроризмом или развернуты для пограничной службы, скорее всего, останутся в своих новых подразделениях, тем самым лишая Сухопутные войска необходимого им личного состава. В докладе признается, что не удалось завершить реструктуризацию подразделений  в Сухопутных войсках, которая была начата десять лет назад, что привело к неопределенности среди подразделений и препятствовало необходимым инвестициям в персонал и оборудование. Небольшие проблемы превратились в серьезные проблемы, когда подразделения, которые были предметом дебатов о роспуске или реструктуризации, не решались инвестировать дальше, чтобы избежать потерь. В докладе предлагается срочно провести капитальный ремонт вооружения и техники и модернизацию 35 бригад Сухопутных войск в дополнение к одной, дислоцированной на севере Кипра. Согласно предложению, 15 из этих бригад – 5 бригад спецназа, 4 бригады легкой бронетехники и 6 бронетанковых механизированных бригад — должны быть готовы к бою на самом высоком уровне. Они будут полностью состоять из профессиональных солдат. В качестве первоначальных подразделений  в этом контексте  в докладе были указаны бригады спецназа, дислоцированные в Болу, Кайсери, Тунджели, Сиирте и Хаккари. Другая группа из 15 бригад – 4 моторизованных и 11 бронетанковых механизированных подразделений – могли бы быть готова к войне в течение одного-трех месяцев. Они должны быть укомплектованы призывниками во главе с профессиональными солдатами. Остальные бригады – пять единиц — будут преобразованы в мобилизационные кадрированные бригады, готовые к бою в течение трех-шести месяцев. Они также будут укомплектованы призывниками. Мобилизационные бригады также будут служить учебными центрами для иностранных военнослужащих и помогут создать или реструктурировать армии для таких стран, как Сомали и Ливия, которые обратились за помощью к Турции. В докладе подсчитано, что в будущем все больше стран будут обращаться за подобной помощью к Турции, что увеличит нагрузку на Сухопутные войска. Согласно документу, идея сокращения численности армии с повышением эффективности и профессиональных возможностей на самом деле не сработала так, как ожидалось. Вместо этого численность была сокращена без повышения эффективности подразделений Сухопутных войск. Доклад был разработан на уровне командования Сухопутных войск. Неясно, сколько изменений было внесено в Сухопутные войска с тех пор, но в докладе подробно рассматривается мышление в Сухопутных войсках, которые начали реформы с идеей преобразования себя в профессиональную армию в 1990-х годах. Некоторые прогнозы относительно перспектив безопасности, изложенные в докладе были реализованы. Турецкая армия была развернута в Сирии для создания буферной зоны и расширила свое присутствие в Ираке, в то время как имело место ограниченное военное участие в Ливии во время гражданской войны и на Кавказе во время азербайджано-армянского конфликта. Но как указывают ряд местных и региональных экспертов они уверены, что хронический дефицит боеспособных подразделений  в Сухопутных войсках Турции сохраняется, а передача «полицейских функций»  от армии смежникам в силовом блоке о сих пор не осуществлено.