- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане: июль 2009г.

Череда июльских событий вокруг Судана началась с подписания 3 числа в Каире политического соглашения между наиболее мощным в военном отношении среди повстанческих организаций Дарфура Движением за справедливость и равенство /ДСР/ и влиятельной оппозиционной партией «Аль-Умма» бывшего премьер-министра Садыка аль-Махди.

В документе зафиксирована общая «стратегическая цель» — создание «объединенного демократического федеративного Судана, гарантирующего гражданские свободы». Соглашение подписали экс-премьер Садык аль-Махди и лидер ДСР Халиль Ибрагим. Стороны также подтвердили, что конституционные полномочия действующих властей на всех уровнях истекают 9 июля. Подобное положение содержится в мирном соглашении от 2005г. между Севером и Югом, а также в мандате правительства национального единства во главе с президентом Омаром аль-Баширом. В этой связи они считают необходимым формирование переходного правительства. В случае проведения выборов /президентских и парламентских, намеченных на апрель 2010 года/ необходимо присутствие в стране региональных и иностранных наблюдателей, подчеркнули они.

Участники соглашения разошлись только в одном — в отношении к решению Международного уголовного суда /МУС/ об аресте О. аль-Башира. ДСР поддерживает это решение. В то же время вице-президент «Аль-Умма» Фадлалла Барма Насир заявил, что «перед МУС должны предстать все лица /обвиненные в связи с событиями в Дарфуре/, за исключением Аль-Башира, поскольку это негативным образом повлияет на стабильность страны».

Оценивая последние события в Дарфуре, Ибрагим и Аль-Махди высказались за претворение в жизнь резолюции 1593 Совета Безопасности ООН и призвали к возвращению в страну иностранных гуманитарных организаций. Ибрагим пришел к соглашению с «Аль-Уммой» после провала в середине июня очередного раунда переговоров с центральными властями. Хартуму и ДСР не удалось найти общий язык относительно выработки мер по укреплению доверия, включая обмен заключенными. В итоге стороны ограничились обменом взаимными обвинениями в срыве переговоров. Как заявил представитель правительства Судана, переговоры зашли в тупик из-за отказа ДСР разрешить другим повстанческим группировкам принять участвовать в них. Движение отвергло это обвинение, отметив, что Хартум не хочет соблюдать ранее достигнутые договоренности об освобождении заключенных активистов ДСР и разрешить деятельность гуманитарных агентств в Дарфуре.

3 июля африканские лидеры, собравшиеся на саммит в ливийском городе Сирт, заявили, что «не будут в дальнейшем сотрудничать с МУС» в связи с вынесенным этой инстанцией решением о выдаче ордера на арест Аль-Башира. В резолюции саммита отмечается, что его участники «не будут взаимодействовать с МУС в вопросах возможного ареста и выдачи обвиняемого в связи с наличием у него президентского иммунитета». Это решение было принято благодаря очевидному влиянию Муамара Каддафи несмотря на то, что 30 африканских государств ратифицировали Статут МУС. Сам Аль-Башир накоротке появился в Сирте, но покинул его еще до принятия этой резолюции. Ранее он уже посетил несколько африканских стран, однако все они не являются подписантами Статута МУС. Как заявил в этой связи представитель правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч» Рид Броди, приняв такую резолюцию, «Африканский Союз встал на сторону диктатора, обвиняемого в военных преступлениях, вместо того, чтобы принять сторону его африканских жертв». Он утверждал, что эта резолюция «была навязана саммиту Ливией и Суданом без реального консенсуса». Уже 5 июня Ботсвана объявила, что отвергает резолюцию, принятую в Сирте, и что она будет сотрудничать с МУС.

9 июля формально истек срок полномочий правительства национального единства во главе с президентом Омаром аль-Баширом. Тут же подняла голову суданская оппозиция. 12 июля 17 оппозиционных партий призвали к организации народных митингов с тем, чтобы начать борьбу против режима, который они отныне называют «незаконным». По их мнению, режим должен уступить место переходному правительству, которое должно работать до выборов.

В июле исполнилось полтора года с момента начала развертывания контингента «голубых касок» ООН в Дарфуре. Этот миротворческий контингент должен стать самым многочисленным — его штатная численность — 26 тысяч солдат и полицейских. Однако сейчас на месте развернуты только 17 тысяч человек или 69 % от штатной численности. ЮНАМИД имеет проблемы не только с укомплектованностью личным составом. Миротворцы испытывают острую нехватку вертолетов, без которых они не в состоянии оперативно реагировать на происходящие в зоне их ответственности события. Теоретически действия миротворцев должны поддерживать 24 вертолета. Пока что только Эфиопия согласилась выделить 5 вертолетов, но они прибудут в зону конфликта лишь в октябре. Основная причина сложившейся ситуации — «конкуренция» со стороны других «горячих точек», где также остро требуются вертолеты.

11 июля к посредническим усилиям по поиску путей урегулирований конфликта в Дарфуре присоединился Каир. В тот день глава МИД АРЕ Ахмед Абуль Гейт встретился с представителями нескольких повстанческих группировок, действующих в Дарфуре. Его собеседниками были, в частности, руководитель Объединенного фронта сопротивления /ОФС/ Бахар Идрис Абу Гарда и представители фракций Армии освобождения Судана /АОС/. Всего в Каире собрались представители семи группировок. Неделей ранее в Каире побывала делегация ДСР.

Ранее против главаря ОФС было выдвинуто обвинение в том, что его боевики 29 сентября 2007 года атаковали в Дарфуре миротворцев африканского Союза, в результате чего погибли 12 человек. В связи с этими обвинениями 46-летний Абу Гарда 18 мая добровольно предстал перед МУС. Там он заявил о своей невиновности в инкриминируемых ему преступлениях. Он также призвал Аль-Башира последовать его примеру. Следующее заседание МУС по делу руководителя ОФС назначено на 12 октября. До этого времени он пользуется свободой перемещений.

Центральной фигурой на переговорах с дарфурскими повстанцами в Каире был заместитель главы египетских спецслужб Омар Кенави. Он предложил, в частности, прибывшим в Каир делегациям, чтобы все дарфурские группировки выработали единую позицию на возможных переговорах с Хартумом. Как утверждал представитель Каира, эта инициатива якобы нашла поддержку в суданской столице. Таким образом, Каир стал в определенном смысле конкурентом Дохи, где ранее неоднократно встречались представители Хартума и ДСР. Как известно, отношения между Египтом и Катаром и без этого являются достаточно напряженными.

16 июля Хартум обвинил соседний Чад в том, что авиация последнего совершила несколько рейдов вглубь территории Судана, где нанесла удары по лагерям чадским повстанцев.

17 июля Нджамена отвергла эти обвинения, заявив, что бомбардировкам подверглись позиции повстанцев на территории Чада, а не Дарфура. Как заявил представитель правительства Чада, министр информации Махамат Хисейн, «наша авиация нанесла удары по позициям Союза сил сопротивления /ССС — коалиция из восьми группировок/, а не по суданским деревням». Эту информацию со своей стороны косвенно подтвердил и ССС, по данным которого авиация нанесла удары по позициям Союза близ чадского города Тисси. 20 июля Хартум подал официальную жалобу в Совет Безопасности ООН в связи с действиями ВВС Чада.

17 июля Совет Безопасности ООН призвал центральное правительство Судана и полуавтономные власти Южного Судана уважать ожидавшееся неделей спустя , 22 июля, решение Международного арбитражного суда /МАС/ в Гааге относительно принадлежности спорного и богатого нефтью пограничного региона Абьей. В этом регионе проживает южносуданское племя динка нгок, но территориально он находится на территории провинции Южный Кордофан, относящейся к Северному Судану. Власти Севера и Юга обратились в МАС с просьбой решить территориальный спор между ними после столкновений, происшедших в Абьее в мае 2008г. Позднее они обязались уважать решение МАС.

МАС должен был решить чисто технический вопрос: превысила или нет свой мандат суданская комиссия по определению границ района Абьей. Если бы он сказал «нет» — границы остались бы такими, какими они были до 23 июля. Если бы он признал превышение полномочий суданской комиссией, МАС автоматически получил бы право самому «нарезать» границы Абьей.

22 июля состоялось решение МАС, который фактически принял второе из двух упомянутых выше возможных решений. Тем самым богатый нефтью Абьей формально остался под юрисдикцией Хартума. Однако МАС ограничил территорию региона с 18.500 кв.км до 10.000 кв.км. Отныне северная граница региона проходит по параллели 10 град. 10 мин. с.ш., а территории к северу от этой линии, ранее относившиеся к Абьею, отошли под контроль Хартума. Абьей потерял также территории на востоке и западе. Подобное решение МАС не вызвало удовлетворения ни у Хартума, ни у Джубы, тем не менее обе стороны обязались выполнять решение МАС. Пока трудно сказать, как это решение будет реализовано на самом деле. Тем временем ООН поспешила развернуть на новой границе между Севером и Югом контингент «голубых касок» с тем, чтобы не допустить возможных столкновений.

18 июня ДСР при посредничестве Международного Комитета Красного Креста /МККК/ передало Хартуму 60 суданских военнослужащих и полицейских, ранее попавших в плен к повстанцам. Обмен пленными был предусмотрен документами, ранее подписанными Хартумом и ДСР в Дохе. Однако суданские власти не только не выдали пленных другой стороны, но в июне приговорили порядка 100 из них к смертной казни. Среди приговоренных значатся, в частности, два двоюродных брата лидера ДСР.

21 июля было объявлено, что ОАО «Вертолеты России» открывает в Хартуме на базе авиационного комплекса Safat сервисный центр по техническому обслуживанию и ремонту эксплуатируемых в африканских странах вертолетов российского производства. Партнером по созданию сервисного центра стала промышленная компания SMT Engineering Co., которая в 2004г. заключила генеральное соглашение с ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод» /НАРЗ/ об организации сервисного центра. Как заявил генеральный директор ОАО «Вертолетная сервисная компания» /ВСК/ Аким Носков, «совместное обслуживание и ремонт вертолетов, поставка запасных частей, подготовка и повышение квалификации персонала, технические консультации, дальнейшее оснащение специальным оборудованием. — в этом заключается наше дальнейшее совместное развитие сервисного центра».

В Судане в настоящее время эксплуатируются вертолеты российских компаний, а также компаний из Польши, Болгарии и других стран — всего более 130 вертолетов типа «Ми» различных модификаций. Помимо сервисного обслуживания вертолетов российского производства на базе комплекса Safat осуществляется производство легкомоторных самолетов, а также техническое обслуживание самолетов типа Ан, МиГ и Су.