- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Комментарии членов Совета Безопасности ООН в отношении ситуации в Судане

При обсуждении доклада по Судану куратора миротворческими силами ООН А.Леруа членами Совета безопасности ООН необходимо отметить несколько моментов.

Фактически солидарное мнение в своих комментариях высказали представители стран — постоянных членов Совбеза. Их можно свести к следующим аспектам.

Политический аспект. Необходимо продолжать курс на возобновление мирных переговоров между суданскими властями и партизанскими группами в Дарфуре. Они должны начаться без всяких предварительных условий в рамках «катарской инициативы». При этом приветствуется усилия других международных посредников, таких как Египет и Ливия. Указанный процесс должен идти параллельно с нормализацией судано-чадских отношений в рамках достигнутых ранее в Дохе «договоренностей о доброй воле». Отдельное мнение по этому вопросу имеет Франция, представитель которой занимает откровенно «прочадскую» позицию, старательно обходя вопрос об обоюдной ответственности сторон и недавний факт бомбардировки ВВС Чада целей в глубине суданской территории.

Доведение до логического конца процесса Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) путем проведения всеобщих выборов в 2010 году и референдума о независимости юга страны в 2011. В этой связи приветствуется объявление результатов Международного арбитражного Суда (МАС) по демаркации границ в спорном штате Абьей и реакция сторон на это решение. В кулуарах фактически все постоянные участники Совбеза были солидарны во мнении, что референдум о независимости может породить новую проблему в виде еще одного «проблемного» африканского государства. Такого же неофициального мнения придерживается и руководство ООН, курирующее «суданское досье». Несомненно также, что результаты МАС по Абьею окончательные и обжалованию не подлежат. С большей доле вероятности та же участь постигнет и результаты переписи населения, которая проводились при участии международных наблюдателей, и результаты которой категорически не устраивают южносуданские власти. Общее мнение о будущности южных штатов таково: необходимо сохранить единство Судана с использованием модели конфедерации или федерации. На настоящий момент – это наиболее реальный сценарий развития, который приветствуется фактически всеми странами-спонсорами суданского мирного урегулирования.

На всеобщих выборах в 2010 году с большей долей вероятности побеждает действующий президент О.аль-Башир или его фракция. Некие надежды на победу оппозиционных Аль-Баширу партий лелеют лишь французы, да и то очень скептически. Отсюда простой вывод: необходимо договариваться с Аль-Баширом, прежде всего в вопросах возобновления работы гуманитарных организаций и беспрепятственного развертывания контингента ЮНАМИД. Общий тренд Хартума по взаимодействию с международными посредниками приветствуется, при этом вопрос о геноциде и военных преступлениях в Дарфуре до поры, до времени отправлены в «долгий ящик».

Поддержание мира. Основная задача – доведение до логического конца развертывания контингента ЮНАМИД с целью перехода к основной функции – обеспечение безопасности населения и сопровождение гуманитарных грузов. В этой связи на Хартум будет оказываться солидарное давление с целью ускорения процесса выдачи виз сотрудникам ЮНАМИД и растаможивания техники. При этом фактически признается неспособность контингента ЮНАМИД эффективно осуществлять мониторинг судано-чадской границы, недостаток вертолетной техники. Без наличия последней в достаточном количестве эффективность ЮНАМИД в Дарфуре резко понижается. При этом США и Великобритания не готовы предоставить свои вертолеты со ссылкой на сложную ситуацию в Афганистане и Ираке. Франция, по понятным причинам, от обсуждения этой темы уклоняется. КНР вообще предпочитает не затрагивать этот вопрос, что наталкивает на определенные размышления. Не исключается в этой связи момент личной неприязни руководства КНР к Генеральному Секретарю ООН Пан Ги Муну, который занял откровенно антикитайскую позицию по Тибету и даже предлагал по этому поводу перенести Пекинскую Олимпиаду.

Таким образом, из постоянных членов Совбеза реальной возможностью послать свои вертолеты в Судан имеет Россия, что было бы крайне выгодно с точки зрения расширения своего участия в миротворческих операциях ООН и долгосрочных стратегических интересов. При этом имеется и соответствующая просьба руководства ООН.

Гуманитарный аспект. Солидарное мнение о разделении политической и гуманитарной составляющих суданского кризиса. Наращивание гуманитарных усилий и возвращение международных благотворительных организаций в Дарфур. Угроза голода реальна в самое ближайшее время, что может резко ухудшить политическую составляющую решения проблемы. КНР уже начала собственную гуманитарную интервенцию. Обсуждается тезис подготовки доклада для Совбеза ООН исключительно по гуманитарным вопросам, идею о котором «вбросил» представитель Коста-Рики.

Юридический аспект. Тема ордера на арест президента О.аль-Башира не затрагивается. Из постоянных членов Совбеза ее озвучивает Китай, да и то исключительно в критическом плане. Единственным поборником международной юстиции оказалась только Коста-Рика, которая потребовала реализации этого решения. Остается только гадать, собственная эта инициатива Коста-Рики, или ее об этом попросили. Между тем большое значение уделяется вопросу опубликования в сентябре с.г. результатов комиссии Т.Мбеки, которая работала в Дарфуре в последнее время именно по вопросам геноцида и военных преступлений. В этой связи создается впечатление, что комиссия Т.Мбеки является той альтернативой Международному уголовному суду, на которой настаивали суданцы. Хартум готов принять выводы комиссии, а их характер, скорее всего, будет перекликаться с последним решением Афросоюза, который решил не подчиняться требованиям МУС. Этот вариант устраивает всех и, с большей долей вероятности, решение о наличии геноцида в Судане будет передано самим африканцам.