- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Потенциальные сценарии афганского внутриполитического кризиса на фоне противостояния талибов и оппозиции. Часть 2

Объединение оппозиционных группировок

На сегодняшний день серьезные попытки вооруженной афганской оппозиции противостоять радикальному движению «Талибан» (запрещено в РФ) остаются в зачаточном состоянии. С момента захвата власти талибами террористическая организация «ИГ-Хорасан» (запрещена в РФ) не нашла поддержки среди членов других экстремистских группировок в Афганистане. Такие террористические  организации как «Аль-Каида» и «Техрик-е-Талибан Пакистан» (запрещены в РФ) в данный момент не стремятся к конфронтации с талибами. Между тем «Фронт национального сопротивления» (ФНС) усиленно пытается привлечь сторонников за пределами Панджшера, но примечательным в данной ситуации является то, что ряд авторитетных северных командиров воздержались от того, чтобы выразить ему открытую открытую поддержку. Объединение ФНС и  «Фронта свободы Афганистана» в данный момент кажется маловероятным – напротив, сейчас можно наблюдать, что каждая группировка стремится переманить на свою сторону боевиков из другой. Слияние между «Высшим советом сопротивления» и ФНС также маловероятно, по крайней мере на данный момент, из-за конфронтации на уровне их руководства. Таким образом, в краткосрочной перспективе существует мало шансов на единство между разрозненными оппозиционными группировками.

Восстание других экстремистских группировок

Афганистан остается оплотом множества экстремистских организаций, включая «Аль-Каиду», ТТП, «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ, запрещено в РФ) и другие. Согласно множеству свидетельств, большое число боевиков из этих группировок пользуются убежищем в Афганистане и в целом наделены большей свободой при режиме талибов, чем при предыдущем правительстве. «Талибан» продолжает настаивать на том, что не позволяет им использовать афганскую территорию для планирования или проведения терактов за пределами страны, однако ТТП, которую обвиняют в трансграничных нападениях на территорию Пакистана, уже неоднократно доказала несостоятельность подобных заверений. Похоже, что талибы предпринимают минимальные меры для осуществления контроля над такими группировками. Среди них – переброска иностранных боевиков от границы в подконтрольные движению центральные районы. Цель подобных действий заключается в том, чтобы затруднить трансграничные нападения и помочь новым властям более внимательно отслеживать потенциальную угрозу. Другие меры предосторожности включают создание того, что талибы называют «лагерями беженцев», предназначенными для размещения боевиков и их семей. Подобные действия отражают давнюю практику талибов называть боевиков-исламистов из других государств «политическими диссидентами», что также может быть способом симулировать соблюдение соглашения между США и талибами от 2020 года, которое позволяет последним предоставлять убежище любому лицу, «не представляющему угрозу безопасности Соединенных Штатов и их союзников». Талибы считают, что эта стратегия работает, но она сопряжена с серьезными рисками. Если руководство движения станет противодействовать внешним боевикам, существует небольшая вероятность того, что одна или несколько группировок взбунтуются и это приведет к вооруженному столкновению. Хотя немногие из этих групп имеют достаточную мощь, чтобы противостоять репрессиям со стороны талибов, любое столкновение может вызвать неприятие рядовых членов движения, что приведет к дезертирству. С другой стороны, предоставление этим группам возможности продолжать укрываться в Афганистане при небрежном осуществлении контроля создает риск того, что они будут участвовать во внешних операциях (как это уже делает ТТП) независимо от того, дадут ли на это согласие лидеры «Талибана» и последует ли за этим внешнее вмешательство. Это, в свою очередь, может спровоцировать неблагоприятные сценарии: например, в дни после ликвидации главаря «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири в нескольких афганских провинциях были зарегистрированы антиамериканские протесты. Однако даже после этих событий руководство талибов считает, что способно обуздать такие группировки и решить региональные и международные проблемы в области безопасности, избегая при этом репрессивных мер, которые могли бы спровоцировать агрессивный ответ.

Внешняя поддержка экстремистов

Последний сценарий, который способен привести к ухудшению обстановки в сфере безопасности, может воплотиться, если вооруженные оппозиционные формирования получат поддержку со стороны иностранных игроков в регионе или за его пределами. Руководство «Талибана» часто поднимает этот вопрос на встречах с иностранными собеседниками. То, что страны региона иногда подчеркивают свои дружеские отношения с политическими оппонентами талибов, только усиливает озабоченность в рядах движения. В некоторых странах региона действительно есть стимулы для поддержки оппозиционных групп. Например, новое правительство «Талибана» значительно ограничивает в возможностях таджикское меньшинство – группу, с которой Иран и Таджикистан имеют историческую близость. Страны региона могут также почувствовать необходимость сохранить отношения с группами, выступающими против движения «Талибан», в качестве перестраховки на случай возобновления гражданской войны в Афганистане. При этом некоторые должностные лица «Талибана» утверждают, что региональные игроки стремятся подорвать их правление, так как предпочитают соседа, который слаб и уступчив к требованиям других. Тем не менее, в данный момент существует мало свидетельств того, что иностранные правительства оказывают широкомасштабную поддержку оппозиционным группировкам в Афганистане. Высокопоставленные чиновники США, Великобритании и Европы в частном порядке заявляли о нежелании финансировать вооруженную оппозицию. Например, британское правительство утверждает, что не поддерживает никого, кто стремится добиться политических перемен в Афганистане с помощью насилия. Тем не менее талибы упорно предупреждают, что внешняя помощь, оказываемая афганской оппозиции, может привести к нестабильности в стране с негативными последствиями для региональной и глобальной безопасности. Активная поддержка региональными игроками антиталибских группировок с высокой долей вероятности подтолкнет «Талибан» к более тесному сближению с транснациональными джихадистами.