- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Германия: дилемма использования БПЛА израильского и турецкого производства

Германия имеет довольно продолжительный опыт сотрудничества с Израилем по вопросу беспилотных летательных аппаратов и эксплуатирует дроны производства ближневосточной страны в своих зарубежных миссиях с 2010 г. Тогда аппараты Heron стали использоваться в Афганистане, а с 2016 г. – в Мали. Еще нынешней весной бюджетный комитет Бундестага одобрил выделение средств на оснащение Бундесвера и обучение военнослужащих использованию БПЛА нового поколения Heron-TP. На эти цели планируется потратить порядка 150 млн евро. Более того, несмотря на то, что ранее в политических кругах страны шли ожесточенные дебаты по вопросу применения дронов, способных нести вооружение, апрельское решение парламента федеральной республики, во многом принятое под воздействием восприятия событий на российско-украинском треке, санкционировало их применение, мотивируя такой шаг важностью для оператора БПЛА не только осуществлять разведку, но и меть возможность защитить сослуживцев на поле боя.

В продолжение указанного взаимодействия между Иерусалимом и Берлином в октябре Бундесвер заявила о планах провести испытания Heron-TP в 2023 г. при этом задействовать для этого планируется военно-воздушную базу Ягель, расположенную на севере Германии. Данное обстоятельство, в свою очередь, может свидетельствовать о намерениях федерального правительства задействовать аппараты не только для зарубежного развертывания, но и выполнения критически важных функций на собственной территории. Пока, если верить сообщениям оборонного ведомства ФРГ, целью тестовой демонстрации заявлено намерение проверить, что БПЛА «в принципе может использоваться в Германии». При этом на текущем этапе представители министерства обороны в качестве примеров обращаются к стихийным бедствиям, указывая, что израильский дрон способен работать в критических погодных условиях, а потому применим в том числе во время паводков или лесных пожаров.

Вместе с тем, как на днях заявил офицер Бундесвера в отставке, а ныне депутат Бундестага от старшей коалиционной партии СДПГ Й.Арльт, израильские дроны могут также применяться для охраны объектов критической инфраструктуры. При этом свою позицию политик объяснил «угрозой со стороны России». С его точки зрения Heron-TP позволят «контролировать большие пространства» и «быстро реагировать», однако для их эффективной эксплуатации важно, «быстро создавать правовые условия».

Мысль, высказанная депутатом Бундестага, имеет значение не только в контексте отношений между Россией и Западом или германо-израильского взаимодействия  в военно-технической сфере, но и продолжения миссии в Мали, по поводу которого в настоящий момент также ведутся острые дискуссии. В частности, в сентябре канцлер О.Шольц отметил, что коалиция работает над выработкой решения по дальнейшему развертыванию, а принято оно может быть до конца текущего года.  При этом на следующий год было намечено начало использования в миссии в этой африканской стране Heron-TP, в то время как в настоящий момент там применяются только Heron-1. Для успешной эксплуатации нового оборудования Бундесверу требуется провести модернизацию своего лагеря в Мали, что требует затрат и ресурсов, которых можно избежать в случае досрочного завершения мандата. Если принять во внимание планы по эксплуатации израильских беспилотников в Германии, Берлин получает шанс не отказываться от сотрудничества с ближневосточным партнером.

В целом взаимодействие между Берлином и Иерусалимом по рассмотренному направлению выглядит перспективным, однако в него вмешиваются представители Анкары. Так, производители турецкой авиастроительной кампании Baykar на днях обратились к властям ФРГ  с призывом оснастить Бундесвер именно их продукцией. По словам руководства турецкого производителя дронов, «любые опасения по поводу Турции должны быть развеяны», а ФРГ следует проявлять большую гибкость, в том числе учитывая, что у государств «очень прочные отношения в других секторах», а также тот факт, что «обе стороны выиграют от этого». Свою позицию в  Baykar подкрепили несколькими, как кажется, весомыми аргументами, а именно последним опытом применения Украиной данных аппаратов и строительством компанией завода по их производству на территории этой страны.

Таким образом, вопрос эксплуатации Германией дронов израильского и турецкого производства становится проблемным, что продиктовано несколькими группами причин. С одной стороны, Берлин стремится интенсифицировать взаимодействие с Иерусалимом, что касается как использования БПЛА, так и намерения добиться поставок ПРО «Железный купол». Однако подобные усилия наталкиваются на сопротивление Турции, которая в дополнение к приведенной представителями Baykar аргументации, касающейся Украины, еще и является страной НАТО. С другой стороны, действия Анкары, прежде всего в Сирии, уже становились поводом для критики в ФРГ, сопровождавшейся в том числе призывами заморозить военно-техническое взаимодействие. Звучала подобная риторика в частности от партии «Зеленых», ныне входящей в правительственную коалицию. Однако ограничение взаимодействия с Турцией также осложнено, причем по той же причине ее членства в Североатлантическом альянсе.