- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: выборы в Кнессет 25-го созыва. Часть 40

Об экономических программах партий

В период любой избирательной кампании, мало кто из партийных лидеров говорить на конкретные экономические темы, а уж тем более анонсирует свою экономическую программу. Разговор на тему об экономике, а уж с тем более с приведением каких-то цифр  и расчётов, считается электорально непривлекательным. Ведь всегда найдутся оппоненты, которые так же с цифрами в руках, будут опровергать любой экономический план, любого правительства. Поэтому  все обходятся  лишь общими словами и красивыми лозунгами, которые в общих чертах и объясняют электорату, куда и как ведет их лидер.

Нынешние выборы в Кнессет 25-го созыва проходят в разгар драматического роста цен и глобальной рецессии, однако экономический вопрос вовсе не приоритетный в предвыборном дискурсе. Опубликовано лишь несколько подробных экономических планов и еще меньше обещаний.  Картина становится еще более запутанной, если учесть, что нередко внутри одной и той же партии руководители придерживаются разных, а иногда и прямо противоположных экономических мировоззрений. Поэтому так трудно подытожить экономические посылы партий, конкурирующих на предстоящих выборах.

Корреспондент сайта, «Двар ха-овдим б’Эрец-Исраэль» Таль Каспин попытался проанализировать все разрозненные выступления партийных лидеров и обрисовать их предвыборную экономическую программу.[[i] [1]]

Ликуд

Председатель Ликуда Биньямин Нетаньяху представил экономическую платформу с предвыборными обещаниями, которые нравятся широкой публике и требуют больших бюджетных расходов, или, другими словами, выдвинул экономически левую программу.[[ii] [2]]

Среди прочего Нетаньяху предлагает бесплатное образование для детей до трех лет (ведь это одно из базовых требований ультраортодоксов), замораживание муниципального налога, а также цен на топливо и электроэнергию. К тому же  он предлагает изменение реформы в сельском хозяйстве, которая отменила таможенные пошлины на импорт.

Помимо того что эти меры полностью противоречат прежней экономической политике премьер-министра, они противоречат и принятым им в прошлом законам. Например, Нетаньяху обещает использовать профицит бюджета для социальных расходов, но «правило расходов», введенное, когда он был министром финансов, ограничивает бюджетные расходы независимо от государственных доходов. Он говорит, что использует доходы от газа для финансирования бесплатного образования, но этому препятствует придуманная им же структура «фонда благосостояния».

Препятствия, возведенные Нетаньяху в 2003 и 2014 годах, очень усложнят жизнь Нетаньяху образца 2022 года. Тем не менее он во время пандемии коронавируса уже успел удивить, когда противостоял чиновникам Минфина, требуя расширить экономическую поддержку бизнесам и наемным работникам. Так что же останется от обещаний Нетаньяху, если он все-таки вернется в кресло премьер-министра, где на него никто не будет давить, чтобы он оправдал свои слова? Нетаньяху по-прежнему говорит в полной капиталистической риторике, и для него не произошло никаких изменений в экономической линии, которую он всегда представлял. Он не будет социалистом, возможно, он изобретет себя как некий тип «социального народника» или просто как народник. На ответ на это также во многом повлияют требования его партнеров по коалиции.

 «Еш атид»

Нынешняя правящая партия имеет детальную экономическую платформу, но ее нынешняя кампания едва затрагивает экономические вопросы. Основной посыл хорошо выражен в лозунге партии: «Не надо думать о переменах» – мол, доверьтесь нам, и все будет так же хорошо, как сейчас. Это убеждает, правда, только тех, кому сейчас хорошо. Наиболее убедительным экономическим документом, изданным партией «Еш атид», является план Лапида «Миллион израильтян – в высокие технологии». [[iii] [3]]

План можно охарактеризовать как мягкий неолиберализм при поддержке государства: инвестиции в инфраструктуру и образование, в укрепление высокотехнологичного сектора и в базовую сеть социальной страховки. Наряду с этим – продолжение уже начавшегося снижения налогов для среднего класса. «Еш атид» не претендует на роль партии бедных и угнетенных и уж тем более на роль социально-революционной партии. Лапид не будет принимать спорные экономические меры и не будет действовать вопреки советам экспертов и достаточно консервативного истеблишмента.

Авода и МЕРЕЦ

Партия Авода претерпела значительные изменения. После многих лет, в течение которых она постепенно превращала Израиль из государства всеобщего благосостояния в страну, проводящую политику неолиберализма, отвергая при этом свое социалистическое наследие, партия приняла программу, которая соответствует возрождению экономических и социальных левых в США и во всем мире.[[iv] [4]]

Экономический план, представленный партией Авода, содержит весь социал-демократический репертуар: социальные услуги, бесплатное образование, увеличение доли государства в ВВП и финансирование за счет дефицита государственного бюджета. Тем не менее на экономическом уровне партия имеет дело не только с проблемным прошлым, но и с ловушкой в будущем.

Партия считает себя неотъемлемой частью «Блока перемен», состоящего из правых экономических партий Израиля. Трудно представить себе ситуацию, в которой Яир Лапид стал бы премьер-министром и не назначил бы Авигдора Либермана министром финансов. В такой ситуации власть партии Авода будет сильно ограничена, но ей просто некуда деваться. На данный момент партия поддерживает четкий порядок приоритетов: членство в «Блоке перемен» и предотвращение прихода к власти Нетаньяху предшествуют экономическим требованиям.

Даже предложение о полной реализации экономического плана Мейрав Михаэли не заставит партию примкнуть к правому и ультраортодоксальному правительству во главе с Биньямином Нетаньяху. Партия МЕРЕЦ тоже «застряла» в «Блоке перемен». Однако есть два момента, которые еще больше отдаляют МЕРЕЦ от способности реализовать социал-демократическую повестку: партия не поставила экономику в центр своей кампании, а кандидаты, тесно связанные с социал-демократической повесткой, «плохо выступили» на праймериз и, по-видимому, не войдут в состав Кнессета.

ШАС и «Еврейство Торы»

Партия ШАС концентрируется на одном: на помощи более слабым слоям населения. Это единственная партия, которая разыгрывает социальную карту и выдвигает на первый план не только средний класс, но и работников с минимальной зарплатой, которые также составляют ее электорат.

Партия «Еврейство Торы» ведет менее энергичную кампанию, но взяла на себя обязательство поднять пенсию по старости до уровня минимальной заработной платы. Депутат Моше Гафни, многолетний председатель финансовой комиссии Кнессета, является талантливым парламентарием и занимается целым спектром социальных вопросов от местной промышленности до пенсионного возраста для женщин. В отличие от нынешнего председателя комиссии Алекса Кушнира, члена НДИ, он не избегает конфликтов с Минфином.

К чести депутатов обеих партий следует отнести тот факт, что, в отличие от других оппозиционных партий, они активно работали в последнем Кнессете в качестве членов финансовой комиссии, продвигая решение для семей жертв катастрофы на горе Мерон и в дискуссиях по закону о хозяйственном регулировании. Для ультраортодоксальных партий, эти выборы – момент истины. Большинство мер, принятых Либерманом против ультраортодоксов, таких как отказ в субсидировании их детских садов, в итоге так и не были реализованы. Если «правительство перемен» будет переизбрано еще на один срок, не факт, что ультраортодоксам опять повезет.

«Лагерь государственников»

Партия Бени Ганца шла по экономической линии, при этом вопрос безопасности полностью занимал центральное место в повестке дня. Члены Кнессета с экономической повесткой партии были перемещены во второй ряд, возможно, из-за сложности поиска общей политики для членов Кнессета Гидеона Саара, Шаран Хашакал, Майкла Битона, Ифата Шаша-Битона, Алона Шустера и Орит Фаркаш Ха-Коэн.

И все же партия наконец-то опубликовала экономическую платформу, которая хоть и не получила высокой медийной известности, но безусловно является подробным документом с несколькими важными пунктами: бесплатное обучение дошкольников, финансирование эвакуации зданий в районах, подверженных стихийным бедствиям, финансирование медицины и пособий по безработице для самозанятых и многое другое.

Но один момент истощает красивые слова их содержания: вопрос финансирования. План не дает ответа на вопрос, откуда возьмутся деньги, что ставит под сомнение готовность партии к его реализации.

В последнем правительстве несколько членов партии «Кахоль-лаван» были активны в экономической и социальной сфере: Майкл Биттон занимался реформой стандартов и общественного транспорта; Орит Фаркаш Ха-Коэн призвала продвигать бесплатное дошкольное образование; Алон Шустер и Майкл Биттон выступили против реформы в сельском хозяйстве и не только. Новая надежда — партия экономических прав (Ифат Шаша Битон отклонился от этой линии, встав на сторону профсоюза учителей против Министерства финансов). Сближение двух сторон кажется искусственным, и сомнительно, что оно продлится, когда придется принимать реальные решения.

Арабские партии

В условиях все более глубокого закрепощения партий в политических лагерях Мансур Аббас безоговорочно завоевывает звание самого революционного политика на этом поле. Аббас изменил ДНК арабских партий, отказавшихся играть центральную роль в политической игре, и утвердил РААМ как прагматичную партию, стремящуюся к реальным достижениям для своих избирателей за счет воинственной риторики.

Вопреки утверждениям, «эксперимент» по интеграции арабской партии в коалицию не провалился, но и сказать, что он удался, сложно. Аббасу удалось продвинуть план последующих пятилеток для арабского общества, но его реализация остается на начальном этапе.

Изменение политики, начавшееся при правительстве Нетаньяху, требует большой работы из-за реальных трудностей: проблемы доставки денег в нужные места, корректировки работы арабских местных властей, чтобы они могли фактически использовать бюджет, с трудностями планирования и огромными пробелами. Для этого требуется более года функционирующего правительства.

Избиратели РААМ, которые сосредоточены в бедуинских общинах Негева и нескольких общинах на севере, представляют собой беднейшую часть населения, участвующую в выборах. Поворот, который сделал Нетаньяху, лишает Аббаса способности добиваться стратегических отношения между арабской общественностью и государством. Видение Аббаса находится в более хрупкой точке, чем когда-либо.

«Религиозный сионизм»

Религиозная сионистская кампания явно неэкономична и сосредоточена на вопросах безопасности, поселениях и противодействии участию арабских партий в правительстве. Но важно помнить, что под всем этим скрывается крайне правая партия и с экономической точки зрения, чье официальное предложение по этому вопросу перекликается с идеями семинарии Кохелатского форума, такими как снижение заработной платы работников сектора, ограничение права на забастовку и многое другое.

НДИ

Находясь у власти менее полутора лет, лидер партии НДИ Авигдор Либерман несомненно является влиятельным министром, сосредоточившим в своих руках все правительственные полномочия в сфере экономики и эффективно продвигавшим принятые им решения. После пяти лет правления Моше Кахлона и года правления Исраэля Каца Либермана запомнят как министра финансов, который работал с сотрудниками своего ведомства в полной гармонии. Фактически после распада партии «Новая надежда» и с учетом ожиданий, что Айелет Шакед и Абир Кара не преодолеют электоральный барьер, НДИ остается единственной экономически правой партией Израиля. Идеи Либермана, возможно, не пользуются широкой поддержкой, но пока он остается в Министерстве финансов, именно эти идеи будут формировать израильскую экономику.

[i] [5]  פרשנות / ההבטחות של נתניהו, המלכוד של השמאל ומי פונה לעניים: בחירות 2022 בעיניים כלכליות  https://www.davar1.co.il/405512/ [6]

[ii] [7]  פרשנות / ההבטחות של נתניהו, המלכוד של השמאל ומי פונה לעניים: בחירות 2022 בעיניים כלכליות

https://www.davar1.co.il/405512/ [6]

[iii] [8]  פרשנות / הניאו ליברליזם של לפיד  https://www.davar1.co.il/373357/ [9]

[iv] [10]  מעונות יום בחינם, הגדלת קצבת זקנה: מצע ‘העבודה’ קורא להגדלת ההוצאה החברתית ב-80 מיליארד ש»ח https://www.davar1.co.il/405344/ [11]