- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военно-техническом сотрудничестве Турции с Ливией

ВВС Турции будут обучать ливийских пилотов в соответствии с новым военным соглашением, подписанным 25 октября в Стамбуле. Министр обороны Турции Хулуси Акар встретился в Стамбуле с Абдель Хамидом Дбейбой, премьер-министром и министром обороны Правительства национального единства (ПНЕ), который посетил Турцию для участия в оборонной и аэрокосмической выставке SAHA EXPO.  Согласно соглашению, подписанному двумя сторонами, Турция поможет повысить эффективность ливийских ВВС. Обучение ливийских пилотов можно рассматривать как следующий шаг после того, как Турция недавно продала Ливии учебный самолет  Hürkuş («Вольная птица»). В мае ВВС Турции объявили, что учебно-тренировочный самолет Hürkuş-B будет экспортирован в Ливию, и что окончательный контракт по этому вопросу был подписан командованием ВВС Ливии и турецкой компанией TAI. Согласно сообщениям турецких СМИ, 6 из 14 учебных самолетов, произведенных TAI, должны были быть переданы ВВС Турции, а 6 — Нигеру и Ливии. Если точнее, то Turkish Aerospace Industries подписала контракт на поставку 2 легких учебно-боевых самолетов Hurkus-C в Нигер и 3 в Чад. Атилла Доган, заместитель генерального директора TAI, сообщил СМИ, что компания поставит самолеты в Нигер к концу года, а в Чад — в первом квартале 2023 года. Таким образом, на долю Ливии приходится 2 самолета.  Представители компании не раскрыли стоимость контракта ни по одной из сделок, сославшись на коммерческую тайну. Однако источники в отрасли говорят, что цена одного Hurkus-C составляет от 40 до 50 млн долларов. Контракт с Нигером последовал за продажей 12 самолетов Hurkus-B этой африканской стране  в рамках сделки, подписанной в 2021 году. Это был первый экспортный контракт TAI на учебно-боевой самолет. Последние по времени сделки расширяют проникновение Hurkus-C на африканский рынок.  Hurkus-C — это двухместный тандемный одномоторный турбовинтовой самолет с низким крылом, который может выполнять задачи непосредственной наземной поддержки. Он способен нести полезную нагрузку весом 1500 кг, включая ракеты с лазерным наведением Cirit, противотанковые управляемые ракеты UMTAS компании Roketsan и противотанковые ракеты Mizrak. Самолет развивает максимальную скорость 574 км / ч (357 миль / ч). Он оснащен внешними топливными баками и может нести оптико-электронный / инфракрасный модуль Aselsan, получивший название Common Aperture Targeting System. Hurkus-B — это усовершенствованная версия Hurkus-A со встроенной авионикой. Авионика кабины пилотов варианта B имеет компоновку, аналогичную американским истребителям F-16 и F-35.

Ливия и Турция на самом деле две страны с очень разным парком  истребителей. В то время как у Турции есть на вооружении истребители F-16 и F-4 американского производства, Ливия располагает   российскими самолетами Миг и Су и двумя французскими самолетами Mirage. Полковник турецких ВВС в отставке  Юксель Аккале считает, что такая разница в номенклатуре не создаст большой проблемы при базовой подготовке пилотов. По словам Аккале, пилот, который приобретает базовые навыки, проходит дальнейшее обучение на самолете, на котором ему будет поручено летать. Например, турецкие пилоты, окончившие летную школу, также проходят шестимесячную подготовку по боевой готовности для самолетов, к которым они приписаны, и получают сертификацию для таких самолетов, как F-16, F-4 и A400M. Отвечая на вопрос о том, могут ли турецкие и ливийские самолеты работать вместе в Восточном Средиземноморье, он отмечает, что Ливия не в состоянии патрулировать Восточное Средиземноморье своими самолетами в силу больших радиусов таких полетов, сложного планирования и отсутствия опыта дозаправки в воздухе. Последняя тема вообще для Ливии не актуальна в силу отсутствия авиатанкеров. Он предполагает, что турецкие и ливийские пилоты с большей вероятностью будут проводить совместные учебные и патрульные полеты в воздушном пространстве Турции.

Tурция  ранее обучала пилотов из Албании, Казахстана, Азербайджана, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Иордании и Боснии. При этом Аккале полагает, что это соглашение с Ливией в большей степени имеет политическое, а не оперативное значение. Согласимся с этим утверждением: пока все эти проекты имеют больше символическое значение, но они означают главное: Анкара окончательно сделало ставку в Ливии на Дбейбу, а не на Фатхи Башагу. И это был непростой выбор: президент Р.Т.Эрдоган все лето в общем-то находился в серьезных раздумьях по этому вопросу.

Турецкое правительство продолжает поставлять оружие и технику в Ливию, что является вопиющим нарушением резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, которые ввели санкции на поставки оружия в эту североафриканскую страну. В докладе, представленном Совету Безопасности 24 мая 2022 года, следователи ООН пришли к выводу, что турецкое правительство продолжает нарушать санкции ООН, передавая военное оборудование и предоставляя подготовку ливийским группировкам. По оценке ООН, большая часть военной подготовки, предоставляемой Турцией ПНЕ, подпадает под режим санкций и, таким образом, нарушает резолюцию ООН 1970 (2011). В ней говорится, что единственным исключением будут некоторые виды подготовки, такие как обезвреживание боеприпасов, которые могут быть отнесены к гуманитарной подготовке. Однако боевая подготовка, подготовка спецназа и снайперская подготовка запрещены Советом Безопасности ООН, подчеркивается в докладе. Согласно заявлению Министерства обороны Турции от 30 ноября 2021 года, турецкая армия завершила обучение 6799 ливийских военнослужащих, а 974 — все еще находятся на обучении. Турция и ПНЕ в ноябре 2020 года подписали соглашение о военном сотрудничестве, а также соглашение о демаркации морских границ. Морское соглашение, которое не признается ни одной средиземноморской страной, определяет континентальный шельф Турции и Ливии и исключительную экономическую зону (ИЭЗ), в то время как соглашение о военном сотрудничестве позволяет турецкому правительству размещать свои войска в Ливии. В дополнение к поддержке идеологически близкого ему правительства Эрдоган неоднократно заявлял, что нефтяные и газовые ресурсы Ливии являются важными факторами интереса Турции к стране. Выступая на совместной пресс-конференции в 2020 году, Эрдоган раскрыл свой план в отношении нефтяных запасов Ливии. «Мы стремимся расширить наше сотрудничество, включая разведку и буровые работы, чтобы воспользоваться природными ресурсами на ливийской территории», — сказал он. При этом турки не ограничивают свои контакты исключительно с правительством Дбейбы. 12 октября глава египетской разведки А.Камель специально отправился в Бенгази, чтобы попытаться отговорить клан Хафтара от сближения с турецкими компаниями на фоне растущего экономического наступления Анкары на восток Ливии. Интересно, что сразу же после этого визита появились утечки о том, что Халифа Хафтар обдумывает варианты начала в скором времени  новой  нефтяной блокады ряда месторождений на востоке страны. Причина – остановка консультаций с Дбейбой по инициативе последнего в отношении назначения ставленников Хафтара в ряд ключевых органов исполнительной власти. В частности, в Центробанк и ННК, где председателем стал недавно Фархат Бенгдара, кандидатура, которая была согласована Дбейбой с Хафтаром.