- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливии: сентябрь 2022 г.

В завершающий день августа заместитель генерального секретаря ООН по политическим делам Розмари Ди Карло в выступлении в Совете Безопасности выразила тревогу относительно возможности новой вспышки насилия в Ливии, где не был замечен «никакой прогресс» в движении к проведению выборов. «Вопреки нашим продолжающимся усилиям, никакой прогресс не замечен с тем, чтобы достичь консенсуса в формировании конституционных основ для проведения выборов», — отметила она. По ее оценке, этот «тупик» представляет собой «растущую угрозу для безопасности в Триполи и вокруг него, и потенциально – для всех ливийцев», угрозу, которая «материализовалась несколько дней назад».

Неделей ранее в Триполи имели место боестолкновения между сторонниками двух противостоящих премьер-министров – Абдель Хамида Дбейбы и Фатхи Башаги. В этих боях погибли 32 человека. Ответственность за развязывание столкновений премьеры возложили друг на друга.

По оценке Ди Карло того, что произошло в Триполи, «представляется, что это была новая попытка сторонников Ф.Башаги ворваться в столицу с востока, эта попытка была блокирована сторонниками А.Дбейбы».  Она посчитала, что «ситуация (в Триполи) остается напряженной и быстро меняющейся», «в столице наблюдается хрупкое спокойствие и трудно сказать, сколько времени это продлится». Она же выразила опасение, что «ответные действия» двух сторон и объявленные аресты спровоцируют новые вооруженные столкновения.

В этом контексте ряд членов СБ ООН призвали к скорейшему назначению нового главы Миссии ООН в Ливии. Известно, что после внезапного ухода в ноябре 2021 г. с этого поста словака Яна Кубиша несколько предложений генсека ООН относительно новых кандидатов не прошли через Совбез. По данным дипломатических источников, Совбез в итоге дал согласие на назначение сенегальца Абдулайе Батили, однако Триполи выразил свои «оговорки» относительно этой кандидатуры. В связи с вакантной должностью главы Миссии ее мандат был продлен в июле всего на три месяца. Для более продолжительного мандата Россия потребовала сначала определиться с новым главой Миссии.

В итоге 2 сентября генсек ООН Антониу Гутерриш назначил 2 сентября А.Батили на пост эмиссара ООН в Ливии. Бывший сенегальский министр ранее побывал представителем ООН в Центральной Африке, специальным советником генсека ООН по Мадагаскару, заместителем специального представителя ООН в Мали.

7 сентября высшая юридическая инстанция Франции – Кассационный суд – аннулировала изъятие средств Суверенного ливийского фонда одной из кувейтских компаний. Это решение может создать прецедент в Европе для ливийских авуаров, замороженных в свое время в связи с международными санкциями. Ливийская администрация по инвестициям (LIA) приветствовала это решение. Как заявил один из адвокатов LIA Жан-Себастьен Базиль, «продемонстрировав применение принципиального решения, исходящего из европейского права, Кассационный суд заметно укрепляет защиту замороженных (ливийских) активов и эффективность европейского и международного права».

Решение Кассационного суда последовало после того, как строительная компания из Кувейта «Аль-Харафи», подписавшая в 2006 г. с режимом Каддафи контракт на строительство в Ливии приморского курорта, обратилась в 2010 г. в арбитражный суд Каира с иском об аннулировании соглашения, хотя строительство даже не начиналось. Эта структура приняла в 2013 г. решение в пользу кувейтской компании, на основании которого та должна была получить около 1 млрд евро от ливийского государства, а именно – из авуаров LIA и одного из ее филиалов во Франции. Те оспорили это решение, указав на то, что их авуары были заморожены на основании решения Совета безопасности ООН в 2011 г. В 2019 г. суд Версаля встал на сторону ливийцев, в то время как суд Парижа вынес противоположное решение. Своим решением Кассационный суд отменил решение суда Парижа и аннулировал готовившееся изъятие средств.

7 сентября Международный уголовный суд (МУС) объявил, что прекратил проведение процедур в отношении бывшего главы ливийского Агентства внутренней безопасности Аль-Тухами Мухаммеда Халеда, занимавшего этот пост при режиме Каддафи, умершего «от естественных причин». МУС подозревал его в совершении военных преступлений и преступлений против человечности. МУС разыскивал его с 2013 г. по обвинению в участии в репрессиях против участников выступлений 2011 г., которые в итоге привели к падению режима Каддафи. Как отмечалось в коммюнике этой инстанции, судьи МУС «прекратили процедуру в отношении Аль-Тухами Мухаммеда Халеда, бывшего генерала ливийской армии и бывшего главы ливийского Агентства внутренней безопасности». В сертификате о смерти Аль-Тухами 1942 года рождения, отмечается, что он скончался от естественных причин в Каире 12 февраля 2021 г.

Ранее МУС отказался от преследования в связи со смертью бывшего видного полевого командира Ливийской национальной армии (ЛНА) Махмуда аль-Верфалли. Он был убит неизвестными вооруженными людьми в марте 2021 г. МУС по прежнему разыскивает Сейф аль-Ислама Каддафи – сына прежнего ливийского лидера – обвиняемого в совершении преступлений против человечности.

11 сентября исполнилось 10 лет с момента гибели в Бенгази в комплексе зданий американского консульства посла США в Ливии Криса Стевенсена и еще одного американца — сотрудника диппредставительства. В тот день в разгар гражданской войны в Ливии группа из 20 вооруженных лиц ворвалась на территорию комплекса и подожгла виллу, внутри которой находился посол. Американцы задохнулись от дыма. Затем боевики в другом квартале Бенгази обстреляли из минометов здание, использовавшееся ЦРУ. В результате обстрела погибли два бывших бойца американского элитного флотского спецназа. Нападения были совершены ровно день в день через 11 лет после атаки 2001 года. Они спровоцировали шок в Вашингтоне, поскольку США с 1979 года не теряли послов. Два года спустя на фоне ожесточенных боев в Триполи США, равно как многие другие страны, закрыли свое посольство в Ливии. В настоящее время оно работает в Тунисе, а посол Ричард Норланд время от времени посещает Ливию. В частности, в июне с.г. он предостерег стороны внутриливийского конфликта от использования нефти «в качестве оружия» в их политическом противостоянии.

10 лет спустя после этой трагедии Вашингтон после продолжительного отсутствия формально пытается организовать политическое урегулирование в Ливии, по прежнему охваченной хаосом. Во многом отсутствием США объясняется вмешательство в ливийские дела других акторов – России, Египта и ОАЭ, поддержавших лагерь «восточных», в то время как Турция и Катар поддержали Триполи.

Тем не менее влияние Вашингтона в Ливии после 2012 года ощущалось непрерывно. В частности, он приложил руку к Схиратскому соглашению 2015 года, заключенному формально под эгидой ООН, согласно которому было сформировано ливийское правительство национального единства (ПНЕ). Американские спецназовцы захватили в Ливии двух ливийцев Мустафу аль-Имама и Абу Хатталу, которые по обвинению в участии в атаке в Бенгази получили в США 19 и 22 года тюрьмы соответственно. Американская авиация поддерживала действия сил ПНЕ, когда они штурмовали Сирт, ставший на время оплотом ливийской ветви «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). И позднее американцы периодически наносили удары по целям ИГ на юге Ливии.

В ночь с 25 на 26 сентября очередное боестолкновение с использованием артиллерии вспыхнуло между вооруженными группами в г.Завия на западе Ливии в 40 км от Триполи. Одна из бригад формально относилась к Минобороны правительства в Триполи, другая – к МВД того же правительства. По первоначальным данным, в нем погибли 5 человек, в том числе 10-летняя девочка, 13 получили ранения. Конфликт возник из-за противоречий по контролю за трафиком горючего через границу с Тунисом.

В целом представляется, что конфликтный потенциал в Ливии будет только расти, и новый эмиссар ООН в этой стране обречен на невыполнимость его миссии.