- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военно-политической обстановке в Афганистане

В июле 2009 года «многонациональные силы в Афганистане» (Multinational Force in Afghanistan – MNF-А), или «международные стабилизационные силы» (ISAF) понесли рекордные с момента ввода в 2002 году безвозвратные потери – 76 человек, из них 39 – военнослужащие ВС США. В некоторых СМИ минувший месяц уже назвали «Черным июлем», а причины таких потерь многие обозреватели склонны объяснить тем, что силы коалиции приступили к «решительным действиям по ликвидации очагов сопротивления».

Действительно, 2 июля силы командование НАТО начало крупномасштабную операцию по уничтожению баз боевиков движения «Талибан» на территории южного Афганистана с нанесением ударов по ряду районов соседнего Пакистана. Операция получила кодовое обозначение «Канжар» («Кинжал»), в ходе которой около 4 тыс. военнослужащих 2-й бригады морской пехоты США и 650 афганских солдат и полицейских направилась в низовья реки Гильменд в одноименной провинции на юге Афганистана. Одновременно в рамках общего замысла британские войска приступили к реализации операции «Коготь пантеры» в провинциях Гильменд и Кандагар силами около 700 военнослужащих при непосредственной поддержке батальона спецназа «Черный дозор» и 12 вертолетов. Благодаря договоренности с властями Пакистана, в соседнем государстве были преприняты жесткие меры по локализации мест проживания афганских беженцев и побуждению их к возвращению в Афганистан с тем, чтобы снизить рост исламского терроризма в самом Пакистане, выявить и обезвредить главарей террористических организаций и нарушить систему связи и управления среди афганского «подполья».

К середине июля масштаб боевых действий существенно расширился. Так, 13 июля министр обороны Афганистана генерал Абдул Рахим Вардак заявил, что операции против боевиков проводятся также в провинциях Урузган и Забуль, а 19 июля подразделения Афганской национальной армии начали войсковую операцию «Орёл» в северной провинции Кундуз против боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ)

Тахира Юлдашева. Примечательно, что помимо 1000 афганских солдат и полицейских в этой операции были задействованы свыше 300 военнослужащих бундесвера. В этой связи уместно отметить, что дислоцированные в одном из самых спокойных районов страны подразделения бундесвера занимались ранее главным образом строительством колодцев, мостов и школ, периодически сопровождая колонны. Переход к прямому участию в активных боевых действиях, в которых немецкий контингент использовал тяжелые виды вооружения, привел к тому, что сравнительно малочисленный немецкий контингент вышел на четвертое место по количеству безвозвратных потерь среди иностранных войск в Афганистане, уступая лишь США, Великобритании и Канаде.

27 июля премьер-министр Великобритании Гордон Браун заявил: «Это лето стало самым сложным с момента начала операции в Афганистане. Операция «Коготь пантеры» доказала свою эффективность, первая часть завершена. Мы обеспечили безопасность для 100 тысяч человек, которые проживают на этих землях, мы вытеснили талибов и сломали ту цепь террора, которая соединяет горы Афганистана и Пакистана и которая угрожает безопасности на улицах Британии». Весьма смелое заявления для премьера страны, которая в третий раз за обозримый исторический период наступает на те же грабли.

Оптимизм британского премьера не разделяют даже те, кто непосредственно в Афганистане вынужден искать поиски из тупика. В конце июня командующий силами НАТО в Афганистане американский генерал Стенли МакКристал заявил: «Теперь мы вынуждены обратить внимание не только на южные и восточные провинции, но и на северные, так как из-за действий боевиков движения «Талибан» нестабильность распространяется и на север Афганистана». Тем самым он практически признал, что талибы активно расширяют зоны влияния. Начатая широкомасштабная операция призвана не только сдержать их натиск, но попытаться переломить ситуацию и взять ее под свой контроль, а для этого, по мнению ряда стратегов НАТО, все средства хороши, если они эффективны.

Предшественник генерала МакКристала в Афганистане получил известность как сторонник активного примения ковровых бомбардировок стратегической авиации и ракетно-бомбовых ударов по «вновь выявленным целям». Он был смещен за гигантские потери среди афганского мирного населения после многочисленных демаршей президента Афганистана Хамида Карзая, которого трудно заподозрить в нелояльности США. По данным ООН, потери среди мирных жителей возросли за первые шесть месяцев 2009 года на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В обнародованном докладе говорится о почти тысяче убитых за полгода мирных жителей, однако практика показывает, что количество реальных жертв среди мирного населения как минимум на порядок превышает документально подтвержденные цифры докладов местных органов здравоохранения и международных комиссий, поскольку по законам ислама тела должны быть погребены до захода солнца, вскрытие не проводится, а большая часть жертв проживала в удаленных районах, где не то что международных экспертов по правам человека, — простого фельдшера никто и никогда не видел.

Официально операция направлена на то, чтобы поразить передовые места дислокации талибов и лишить противника возможности подвоза и складирования оружия и военной техники Среди альтернативных, а точнее – сопутствующих мер предлагается, в частности, развертывание британских военных баз по всей провинции Гильменд, чтобы закрепить присутствие и поддержать местные органы самоуправления и полиции. Очевидно, что ближайшей целью действий коалиции является стабилизация обстановки в Афганистане накануне президентских и провинциальных выборов 20 августа. Предполагается, что избиратели смогут зарегистрироваться и принять участие в выборах даже в тех районах, где прежде это ни разу не удавалось (например, в провинции Гильменд).

Своеобразным призывом к проведению справедливых выборов с прогнозируемым исходом послужили заявления о готовности Великобритании выделить правительству в Кабуле в ближайшие четыре года 225 млн фунтов стерлингов с формулировкой «на построение демократии и мирной жизни». Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд, выступая на пресс-конференции в Брюсселе, указал, что следует поощрять тех, кто переходит на сторону правительства. «По сути, это позволит бывшим повстанцам вернуться в свои деревни и снова начать обрабатывать землю. Некоторые из них смогут даже вступить в законные афганские силы безопасности», – заметил министр.

Эту точку зрения разделяют и в администрации США. По планам Пентагона, численность Афганской национальной армии должна быть увеличена с нынешних 92 тыс. до 124 тыс. к 2011 году, а в дальнейшем – до 240 тыс. военнослужащих. Одновременно планируется резко нарастить численность американского контингента (в настоящее время – 57,8 тыс.) за счет сил, высвобождаемых в Ираке (до конца 2009 года — на 11 тысяч военнослужащих). Председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал Майкл Маллен 9 июля, выступая в Национальном клубе печати, заявил, что, по его мнению, «главный враг сейчас – это психологический стресс, вызываемый регулярными «командировками на войну», поскольку подразделения в Афганистане пошли уже «по четвертому кругу». Примечательно, что широко разрекламированный в западных СМИ вывод американских войск из иракских городов, приуроченный к 5-й годовщине «передачи власти демократическим властям Ирака», сопровождался запретом на проведение любых боевых операций и просто покиданием мест дислокации. Американским военным, в первую очередь тем, кто планируется к переброске в Афганистан, дали передышку. Попутно была достигнута другая пропагандисткая цель – потери среди американских войск в Ираке в июле 2009 года составили 8 человек – наименьший показатель с начала вторжения в марте 2003-го.

Адмирал Маллен отметил, что американское командование рассчитывает в ближайшие год-полтора добиться перелома в военных действиях в Афганистане. По его словам, только тогда станут ясны дальнейшие перспективы военного присутствия в этой стране. Тем самым он фактически признал отсутствие стратегического видения развития ситуации.

Между тем статистика безвозвратных потерь позволяет сделать определенные выводы, в том числе в отношении прогнозов. В год ввода войск, 2001, их потери убитыми составили 12 человек (все – американцы). В течение последующих двух лет ситуация была вялотекущей, с численностью безвозвратных потерь 69 и 57 соответственно, причем в июле 2002 года силы коалиции не потеряли ни одного человека. В 2004 году в Афганистане погибли 59 иностранных военнослужащих, а начиная с 2005 график принял форму прямой линии, нарастающей под острым углом:

2005 – 131

2006 — 191

2007 – 232

2008 — 294

Потери иностранных военнослужащих в Афганистане в 2009 году, по состоянию на 9 августа, достигли уже 252 (в том числе 20 – за первую неделю августа), и ни у кого не вызывает сомнений, что мартиролог текущего года намного превысит показатеть прошлого «в соответствии с графиком».