- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Влияние мирового финансово-экономического кризиса на развитие Алжира

В 2008 г. мировая экономика вступила в стадию глубокого спада, вызванного крупномасштабным финансово-экономическим кризисом, сопровождающимся существенным снижением доверия к возможностям национальных правительств и международных финансовых институтов по регулированию и поддержанию равновесия мировой финансовой системы. По прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), в 2009 г. мировой объем производства сократится на 1,3%. Согласно экспертной оценке МВФ, такое сокращение является «самой глубокой глобальной рецессией со времен Второй мировой войны».

Для оценки влияния глобального финансово-экономического кризиса на развитие Алжира необходимо рассмотреть, во-первых, главные причины и особенности кризиса, во-вторых, состояние алжирской экономики до его начала. В третьей части статьи будет проанализировано непосредственное влияние экономических феноменов, обусловленных мировых кризисом, на экономические и социальные реалии Алжира.

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (МФЭК).

Исходной точкой мирового финансового кризиса считается кризис ипотечного кредитования в США (начавшийся в 2006 г.), последствия которого стали приобретать мировой масштаб с лета 2007 г. Его основной причиной стала критическая для американской финансовой системы задолженность по выплатам по жилищным кредитам ненадежными заемщиками (Subprime mortgage loan (1) — субстандартный ипотечный кредит (СИК)). Такой вид кредита переживал в США в течение нескольких лет, предшествовавших кризису, настоящий бум. Этому способствовала американская политика, разработанная администрацией Б.Клинтона в 1995 г. и нацеленная на обеспечение жильем максимального числа американцев, при которой ипотечные кредиты были доступны даже самым бедным категориям граждан. Другим фактором, облегчавшим доступ к кредиту, были «дешевые» деньги (по причине низкой ставки рефинансирования, особенно в 2002-2004 гг., и экономического роста), подогревавшие спрос и соответственно рост цен на рынке недвижимости. Движение вверх по спирали происходило до тех пор, пока не был достигнут критический для финансовых учреждений уровень невозврата субстандартных ипотечных кредитов, который нанес огромный ущерб всей финансовой системе.

Первыми пострадавшими от ипотечного кризиса в США стали крупнейшие международные финансовые учреждения — «Mоrgan Stanley», «Citigroup», «Merrill Lynch», «Bear Stearns», «HSBC». Вслед за ними набиравший обороты финансовый кризис отразился на «Lehman Brothers», «Goldman Sachs», «Deutsche Bank», «BNP Paribas», «Credit Suisse Group». В апреле 2008 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оценила убытки от СИК в 422 млрд долл.

Убытки и банкротства гигантов мировой финансовой системы посеяли панику на фондовых биржах, спровоцировав «эффект домино», дальнейшее снижение котировок, кризис в межбанковском кредитовании и естественное «удорожание» денег. С целью оздоровления финансового климата и возвращения доверия на рынках государств Европы и Северной Америки национальные правительства были вынуждены оперативно реагировать: такие учреждения, как «Merrill Lynch», «Bear Stearns», «AIG», «Northern Rock», «Dexia», «Fortis» и др. были частично или полностью национализированы. В США и Европе были разработаны специальные планы по спасению национальных финансовых систем, предусматривавшие, в частности, покупку государством обесцененных («токсичных») активов пострадавших банков и инвестиционных компаний.

Все указанные негативные факторы достаточно быстро отразились на реальном секторе экономики, обусловив спад экономической активности, сокращение инвестиций и увеличение безработицы в первую очередь в развитых странах.

Страны с развитой экономикой столкнулись с беспрецедентным падением реального ВВП (2), достигшим в четвертом квартале 2008 г. 7,5% и продолжившим почти столь же резкое снижение в первом квартале 2009 г. По прогнозам МВФ, в 2009 г. в развитых странах этот показатель сократится на 3,8%, а рост ВВП в развивающихся государствах составит лишь 1,6% (для сравнения, в 2008 г. в развивающихся странах рост достиг 6,1%, в 2007 г. – 8,3%).

Падение производства в развитых странах привело к росту безработицы. По данным ОЭСР, безработица в зоне евро в первом квартале 2009 г. достигла отметки 8,7% (среднегодовой показатель за 2007 г. – 7,5%, за 2008 г. – 7,6%), а в отдельных странах, например в Испании, безработица составила 16,5% трудоспособного населения.

Вследствие резкого спада экономической активности в развитых странах произошло глобальное снижение спроса на основные сырьевые товары, экспортирующиеся из развивающихся стран, а также сокращение деятельности иностранных инвесторов и банков в этих государствах. Ожидается, что в 2009 г. падение объема мировой торговли составит 11%, в то время как ее рост в 2007 г. был зафиксирован на отметке 7,2%, а в 2008 г. – 3,3%; объем импорта развитых стран сократится на 12,1%, объем экспорта из развивающихся стран упадет на 6,4%, а условия торговли (отношение экспортных цен к импортным ценам) в развивающихся и растущих экономиках значительно ухудшатся (-8%).

Такой глобальный экономический спад последовал за периодом устойчивого роста мировой экономики с начала XXI в. С 1999 по 2006 гг. среднегодовой рост мирового реального ВВП составил 3,9%, в 2007 г. – 5,2%, в 2008 г. – 3,2%. По оценке МВФ, положительная динамика достигалась в основном (примерно на ѕ) за счет бурного роста развивающихся стран.

Согласно выводам МВФ, сбой рыночного механизма произошел в первую очередь по причине отсутствия жесткой макроэкономической политики и регулирования как на национальном, так и на глобальном уровне. Вследствие этого мировая экономика превысила «максимальную скорость» развития, что привело к накоплению диспропорций на финансовых рынках, рынках недвижимости и основных видов сырья. Завышенные ожидания, сформировавшиеся в течение последних нескольких лет, относительно дальнейшего роста мировой экономики, привели к искусственному завышению стоимости ценных бумаг и недвижимости, к высокой активности международного спекулятивного капитала и значительному росту объема денежной массы (непропорционально росту объема производства).

Отмеченные проблемы мировой экономики осложнялись влиянием и других причин: резким ростом цен на продукты питания и топливо начиная с 2004 г. Увеличение цен на продукты питания особенно сильно ударило по развивающимся странам и привело к существенному росту инфляции с 2006 г. (рост потребительских цен в 2008 г. составил в развивающихся странах 9,3%, в развитых – 3,4%; по прогнозам МВФ, в 2009 г. этот показатель в развитых странах сократится на 0,2%, но увеличится в развивающихся на 5,7%). Рост цен на энергоносители (например, стоимость нефти в 2008 г. возросла по сравнению с 2007 г. на 36,4%) привел к повышению издержек производства, затронув в наибольшей степени развитые страны, что также должно рассматриваться в качестве немаловажного фактора современного экономического кризиса.

Перспективы мировой экономики в настоящее время отличаются исключительной неопределенностью. Главное опасение состоит в том, что темпы роста будут продолжать снижаться вследствие отрицательной обратной связи между ухудшением финансовых условий и снижением производственной деятельности. Снижение темпов экономического роста промышленно развитых стран неизбежно приведет в ближайшие годы к ослаблению экономик развивающегося мира.

Можно выделить пять аспектов негативного влияния рецессии в западных странах на развивающиеся экономики: 1. Сокращение спроса на сырье (нередко единственный источник экспортных поступлений); 2. Спад мировой торговли; 3. Ограничение доступа к внешнему финансированию; 4. Сокращение потока прямых иностранных инвестиций (ПИИ); 5. Сокращение объема помощи развитию по каналам международных организаций, основными донорами которых являются развитые страны Севера.

2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИКИ АЛЖИРА.

Начиная с 2000-х гг. после относительной стабилизации внутриполитической ситуации (3) хозяйственная жизнь страны стала постепенно восстанавливаться. В первую очередь этому способствовала благоприятная мировая конъюнктура цен на энергоресурсы, которые являются основной статьей экспортных доходов страны. С 2001 г. по 2007 г. Алжир поставил на мировой рынок нефти и газа сырья на сумму около 250 млрд долл., причем в этот период происходило ежегодное увеличение объемов доходов от экспорта. Если в 2001 г. страна получила около 20 млрд долл., то в 2007 г. – уже около 60 млрд долл.

В течение продолжительного времени благоприятная динамика доходов от экспорта нефти и газа имела положительное воздействие на основные макроэкономические показатели. По данным Всемирного банка (ВБ), среднегодовой рост ВВП в Алжире с 2000 г. по 2005 г. составил 4,5% (в 2006 г. – 1,8%, в 2007 г. – 3%). Вследствие этого государство получило дополнительные материальные возможности по поддержке социальной сферы и по осуществлению крупных инвестиционных проектов национального развития. Так, с 2000-х гг. увеличились государственные расходы (особенно на социальные нужды, в частности, дотации на молоко и зерно), а также была разработана широкомасштабная программа государственных инвестиций — Программа поддержки экономического подъема (Programme de soutien de la relance йconomique (PSRE)(4)). Вливание «нефтяных» денег в экономику страны способствовало оживлению всей хозяйственной жизни. К 2007 г. экономический рост, не считая нефтегазовой отрасли, достиг 6,4%. Положительная динамика отмечалась в разных секторах экономики – рост в сфере сельского хозяйства в 2007 г. составил 5,9%, в строительстве – 9,5%, в сфере услуг – 7,7%.

Стабильный экономический рост оказал положительное влияние на два ключевых аспекта экономики – уровень инфляции и занятость. К концу 2008 г. среднегодовая инфляция составила 4,2% (5), а если исключить рост цен на продукты питания, то не более 1,2%. Уровень безработицы, которая в конце 1990-х гг. затрагивала почти каждого третьего алжирца трудоспособного возраста (пик был достигнут в 2001 г. – 27% трудоспособного населения), удалось снизить почти вдвое (13,8% в 2007 г.).

Вместе с тем, среди занятых постоянную работу имеют лишь 34%, доля временно занятых составляет 37%. Эти данные демонстрируют нестабильный характер рынка труда, следовательно, доля занятого населения не может рассматриваться в качестве относительно устойчивой величины в среднесрочной перспективе. К тому же, согласно Национальному отчету о человеческом развитии АНДР за 2006 г., около 30% молодых людей (до 25 лет) не имеют работы. Этот показатель вдвое превосходит уровень безработицы всего трудоспособного населения. Всемирный банк приводит еще более пессимистичную цифру – 72% безработных среди молодежи до 30 лет (2007 г.). Для объективной оценки данных по безработице необходимо уточнить, что при их расчете не учитывается занятость в традиционном секторе сельского хозяйства и неформальных секторах экономики Алжира (в основном, это мелкая торговля, сфера услуг и контрабанда) (6). Тем не менее, занятость в этих секторах имеет нестабильный и в ряде случаев сезонный характер, что не позволяет молодежи почувствовать себя уверенно как в материальном, так и в социальном плане.

К макроэкономическим успехам Алжира необходимо также отнести рост золотовалютных резервов. В 2008 г. по объему золотых запасов (173,6 т) Алжир занял первое место в Африке и 17-ое в мире. По данным Международного валютного фонда, валютные запасы Алжира в конце 2008 г. достигли 136 млрд долл. (сумма достаточная для покрытия импорта в течение 2,5 лет) (7). Сверх этой суммы дополнительные валютные резервы, образовавшиеся от продажи нефтегазового сырья, были накоплены в специальном Фонде по управлению доходами – ФУД (8) (аналог российского стабилизационного фонда). По заявлению председателя алжирского Центробанка Мухаммеда Лаксаси, в ведении которого находятся средства ФУД, в конце 2008 г. резервы Фонда оценивались в 57,8 млрд долл.

Одним из серьезных успехов экономической политики АНДР стало резкое сокращение внешнего долга, который еще в середине 1990-х гг. составлял около 30 млрд долл., что соответствовало в 1996 г. 73,5% ВВП. В результате целенаправленной политики алжирского правительства по использованию растущих поступлений от экспорта нефти и газа для скорейшей выплаты долга начиная с 2000-х гг. объем задолженности начал снижаться. По данным ЦБ Алжира, к 2004 г. внешний долг уменьшился до 21,4 млрд долл., что составило 26,4% ВВП (обслуживание долга обходилось в 12,6% от экспортных доходов). В настоящее время можно говорить об успешном решении этой проблемы, поскольку к 2008 г. внешний долг был сокращен до 4,2 млрд долл. (около 3% ВВП (9)), а его обслуживание обходилось в указанном году в 1% от экспорта.

Таким образом, когда финансово-экономический кризис приобрел мировой масштаб в 2008 г., угрожая экономикам не только развитых, но и развивающихся стран, в Алжире наблюдалась стабильная макроэкономическая ситуация (по итогам 2008 г. страна даже заняла 5-ое место в мире по уровню макроэкономической стабильности в классификации МВФ), сложившаяся после нескольких лет экономического роста, основным фактором которого была благоприятная конъюнктура мировых спроса и цен на энергоресурсы.

3. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

НА ЭКОНОМИКУ АЛЖИРА.

3.1 Слабое влияние на финансовый сектор.

В силу незначительной интеграции Алжира в мировую финансовую систему МФЭК не имел прямого негативного воздействия на экономику страны. В конце 2008 г. премьер-министр признал, что «наше отставание [степень включенности в мировую финансовую систему] нас защитило». В стране действует строгий валютный контроль, в связи с этим ни предприятия, ни частные лица не имеют доступа на внешний финансовый рынок. Банки, 90% которых принадлежит государству, также не имеют свободного доступа на международный финансовый рынок для размещения своих активов или для рефинансирования операций. Таким образом, в распоряжении алжирских банков не могло оказаться «токсичных» активов, причинивших немалый ущерб экономикам с более развитым финансовым сектором. Поэтому Алжиру не грозит разорение частных банков и финансовых учреждений, не выдержавших натиска мирового финансового шторма.

Центробанк имеет возможность размещать валютные резервы за пределами страны. Его политика по управлению валютными запасами отличалась крайней предусмотрительностью, поэтому ЦБ вкладывал деньги в основном в государственные долговые обязательства иностранных государств (главным образом США), котируемые как исключительно надежные, но с невысокой процентной ставкой (0,5% — 2%). Тем не менее, еще в 2007 г. министром финансов было заявлено, что часть средств все же была размещена в финансовых учреждениях, имевших высокую оценку надежности (ААА) (10). С началом МФЭК возник вопрос о возможных убытках Алжира от этих вложений, однако ни ЦБ, ни министерство финансов не публикуют официальных данных об объеме и характере вложений валютных средств на внешнем рынке, что делает крайне затруднительным оценку потерь от этих вложений, которые неизбежно последовали в результате кризиса. Глава Центробанка вынужден был признать лишь то, что доходность от размещения валютных резервов окажется ниже ожидавшейся, а часть размещенных заграницей средств государство не сможет изъять по первому требованию, для этого может понадобиться время. В октябре 2008 г. в прессе появилась информация о том, что начиная с 2007 г. Алжир вложил около 43 млрд долл. в американские долговые обязательства, а общий объем вложений за пределами страны составил 150 млрд долл.

Имея внушительные валютные накопления и практически выплатив внешний долг, Алжир принял решение не прибегать к заимствованиям на внешнем рынке для финансирования проектов развития. Все инвестиционные программы государства финансируются самостоятельно и в национальной валюте. Поэтому сократившиеся с началом МФЭК возможности кредитования не имели прямых негативных последствий для экономики Алжира.

Национальная валюта – динар, является лишь частично конвертируемой валютой (для экспортно-импортных операций), поэтому ее включенность в мировой финансовый обмен остается крайне ограниченной (11). С началом мирового финансового кризиса Центробанк Алжира сконцентрировал дополнительные усилия на удержании стабильности обменного курса динара к доллару и евро, что удалось во многом благодаря золотовалютным резервам. По официальным данным, к концу 2008 г. алжирский динар незначительно обесценился по отношению к евро на 5,7% по сравнению со среднегодовым показателем (с 94,9 (среднегодовой) до 100,3 (конец 2008 г.) динаров за евро), а по отношению к доллару – на 10% (с 64,6 до 71,2 динара за доллар). Однако ситуация на валютном черном рынке отражает реальное сокращение покупательной способности динара приблизительно на 20% с начала кризиса. Так, неофициальный курс евро достиг в июне 2009 г. около 120 динаров, в то время как официальный курс был зафиксирован на отметке в 104,5 динара за евро. Учитывая то обстоятельство, что Алжир испытывает колоссальную зависимость от импорта продовольствия, (75% поступает из заграницы), то реальное обесценение динара, ведущее к росту цен, в среднесрочной перспективе вынудит ЦБ начать постепенную девальвацию национальной валюты.

Иностранные портфельные инвестиции (12) пока еще не разрешены законом, поэтому риск массового избавления от акций предприятий с целью быстрого получения оборотных средств в связи с финансово-экономическим кризисом в Алжире отсутствует.

На алжирской бирже котируются акции лишь двух акционерных обществ – гостиницы «Al-Aurassi» и предприятия «Saidal» – государственного монополиста в сфере импорта, производства и продажи лекарственных средств. На рынке обращаются только 20% акций этих двух предприятий. Облигации еще 4 предприятий – «Air Algйrie», «Algйrie Tйlйcom», «Sonelgaz», «DAHLI», также представлены на бирже. Ввиду того, что алжирская биржа не играет важной роли (незначительный объем операций и малое число котируемых ценных бумаг) в финансово-экономической системе страны, мировой финансовый кризис не окажет существенного влияния на алжирский рынок акций и облигаций.

3.2 Риски, связанные с сокращением прямых иностранных инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) составляли в период с 2002 г. по 2008 г. лишь 1% от общего объема инвестиционных проектов, заявленных к реализации в стране. Поэтому негативное воздействие на алжирскую экономику от возможного сокращения их объема в связи с кризисом, скорее всего, будет минимальным.

По данным Национального агентства по развитию инвестиций (НАРИ), около половины иностранных инвестиционных проектов в период с 2002 г. по 2008 г. было сосредоточено в промышленности, 28,7% — в строительстве, 21,75% — в сфере телекоммуникаций. Самым крупным иностранным инвестором в Алжире является Франция (17,5% всех заявленных прямых иностранных инвестиций с 2002 г. по 2008 г.). К крупным инвесторам можно отнести государства Персидского залива, которые обеспечивают около 40% всех ПИИ в алжирскую экономику. Их капитал сосредоточен в основном в строительстве и развитии туризма.

В связи с тем, что именно эти сферы деятельности крупных инвестиционных и девелоперских компаний из стран Персидского залива в наибольшей степени были затронуты финансовым кризисом, пересмотр этими компаниями инвестиционных проектов стал неизбежен. Так, крупнейшая в мире эмиратская компания «EMAAR», занимающаяся инвестициями в недвижимость и еще пару лет назад планировавшая ряд крупных проектов в Алжире с бюджетом около 20 млрд. долл., в начале 2009 г. была вынуждена перенести на неопределенный срок начало их реализации.

Исходя из небольшого удельного веса ПИИ в общем объеме инвестиций, реализуемых в стране, нет оснований для утверждения о немедленных негативных последствиях кризиса для Алжира в этой области. Тем не менее, общемировой климат экономической неопределенности и востребованности финансовых ресурсов ограничивает возможные в среднесрочной перспективе ПИИ и в этой связи должен рассматриваться в качестве потенциального негативного фактора.

3.3 Риски, связанные с падением мировых цен на энергоносители.

По прогнозам МВФ и ВБ, в ближайшие годы экономика АНДР продолжит расти, хотя темпы ее роста замедлятся (в первую очередь из-за спада в Европе, являющейся основным торгово-экономическом партнером Алжира) до 2,1% в 2009 г. Однако в самом ближайшем будущем отрицательная динамика мировой экономики окажет отрицательное влияние на положение в реальном секторе экономики АНДР. Несмотря на накопленные в течение последних лет золотовалютные резервы, главным негативным последствием мирового финансово-экономического кризиса для алжирской экономики станет падение мировых спроса и цен на энергоносители.

Государство испытывает сильную зависимость от экспорта энергоносителей (нефть и газ составляют 98% экспортных доходов страны (13)), поступления от него наполняют на 75-80% бюджет страны и составляют около 30% ВВП. Цена нефти, достигнув в июле 2008 г. рекордной величины в 147 долл. за баррель, к началу 2009 г. упала до 40-50 долл., но уже с мая 2009 г. наблюдалась тенденция к ее постепенному росту.

Алжирский бюджет на 2009 г. рассчитан на основе цены в 37 долл. за баррель нефти. Учитывая подобное состояние дел в алжирской экономике, если доходы от экспорта энергоресурсов будут сокращаться продолжительное время, то это негативно отразится на ненефтяных отраслях хозяйства, где в последние годы отмечался значительный подъем. Инвестиции в строительство, развитие инфраструктуры, сельское хозяйство и другие развивавшиеся в последние годы секторы стали возможны только благодаря значительным доходам от нефтегазового экспорта.

МВФ совместно с алжирской стороной просчитали два сценария развития экономической ситуации в АНДР до 2013 г. в зависимости от предполагаемой цены на нефть на мировом рынке. В случае если среднегодовая цена нефти составит 78 долл. за баррель, то государство будет в состоянии покрывать дефицит бюджета, годовой рост в ненефтяных сферах экономики продолжится и составит около 5,5% в год, инфляцию удастся контролировать на уровне ниже 4%. Негативный сценарий, рассчитанный на основе цены в 40 долл. за баррель нефти, предполагает, что на покрытие бюджетного дефицита будут истрачены все валютные запасы уже к 2011 г. При таком развитии ситуации рост в ненефтяных секторах замедлится, уровень безработицы возрастет.

При значительном снижении доходов от экспорта энергоресурсов в течение 3-5 лет государство будет не в состоянии оплачивать импорт продовольствия, промышленных товаров и товаров народного потребления в необходимом и уже привычном объеме. Начиная с 2002 г. ежегодный объем импорта значительно возрастал, увеличившись к 2007 г. более чем в 2 раза. По данным министерства финансов, только в 2007 г. рост стоимости импорта составил 28% (для продовольственных товаров – 30%) по сравнению с предыдущим годом, 35% в первой половине 2008 г. в сравнении с аналогичным периодом 2007 г. и 10% в первом квартале 2009 г.

Существенные риски для алжирской экономики обусловлены рецессией и негативным прогнозом развития экономической ситуации в Европе. По прогнозам МВФ, спад в зоне евро в 2009 г. составит 4,2%, в 2010 г. – 0,4%. Учитывая тот факт, что около 2/3 алжирского экспорта направляется в страны ЕС, а 70% алжирского экспорта в эти страны в 2007 г. составляли энергоресурсы, то снижение экономической активности в Европе вкупе с вероятным снижением цен на экспортное сырье приведут к нежелательным последствиям для социально-экономического развития Алжира, учитывая отмеченную зависимость страны от экспортных доходов. Среди стран ЕС главными торговыми партнерами Алжира являются Франция, Италия и Испания, спад в которых в 2009 г. (по прогнозам МВФ, во Франции – 3%, Италии – 4,4%, Испании – 3%) затронет алжирскую экономику.

Если экономическая рецессия затянется, поддерживая низкий уровень мировых цен на нефть и газ, подобная ситуация приведет к хроническому бюджетному дефициту, на покрытие которого придется тратить средства ФУД и золотовалютные резервы. В связи с колоссальной ролью алжирского государства в экономике страны ухудшение состояния государственных финансов неминуемо скажется и на социальной ситуации.

В этом контексте необходимо отметить существенное увеличение значения государства в качестве распределителя финансовых ресурсов в 2000-е гг., когда оно устойчиво наращивало расходы на социальную сферу и инвестиционные программы, укрепляя свою роль гаранта социальной (и политической) стабильности. В частности, количество студентов, получающих помощь от государства, возросло с 500 тыс. человек в 1999 г. до 2,6 млн в настоящее время. Государство также предоставляет бесплатные обеды для 70% школьников начальных классов.

С целью сохранения этой роли правительство (исходя из оптимистичного прогноза относительно стоимости нефти) предусмотрело в бюджете страны на 2009 г. дальнейшее увеличение государственных расходов. Так, планируется увеличение на 12,3% общего объема государственных инвестиций, которые пойдут на развитие инфраструктуры, сельского хозяйства и водных ресурсов, материально-техническое снабжение коммун (территориально-административных единиц), образование, жилье, развитие малого бизнеса и ремесленного промысла. Бюджет также предусматривает увеличение на 15% заработной платы государственных служащих, на 22% расходов, связанных с деятельностью государственного аппарата, увеличение пенсионных выплат муджахеддинам (участникам войны за независимость 1954-1962 гг.) и расходов на субсидирование цен на воду, молоко и пшеницу.

В случае развития экономической ситуации по пессимистичному сценарию (низкие цены на нефть и газ, сокращение доходов и впоследствии резервов, устойчивый дефицит бюджета, возможный рост внешнего долга) вполне очевидно, что государство будет вынуждено проводить непопулярные меры, сокращая ранее взятые на себя обязательства по финансированию социальных и инвестиционных проектов.

3.4 Сокращение трансфертов алжирцев, работающих в Европе.

По оценке международных организаций, алжирские эмигранты составляют 5,4% от населения страны, т.е. приблизительно 1,8 млн человек. В основном они живут и работают во Франции. Начиная с 2003 г. объем денежных трансфертов на родину работающих заграницей алжирцев оценивается приблизительно в 2 млрд долл. в год. Согласно ВБ, в 2007 г. переводы составили 1,6% ВВП страны. Эти данные отражают объем трансфертов эмигрантов, переведенных по официальным каналам, однако реальный объем денежных поступлений в страну от родственников, работающих заграницей, существенно выше.

Экономический кризис в Европе и рост безработицы обусловили сокращение доходов эмигрантов, что в свою очередь сказалось на объеме переведенных денежных средств. По оценке ВБ, опубликованной в ноябре прошлого года, объем переводов за 2008 г. должен был превысить 3 млрд долл. Но уже в начале 2009 г. прогноз был скорректирован в сторону уменьшения – ожидается, что трансферты составят 2,2 млрд долл. Вполне очевидно, что эта корректировка напрямую связана с воздействием мирового финансово-экономического кризиса и спадом, которые наблюдаются в Европе. В этой связи негативное последствие МФЭК для алжирского общества состоит в сокращении трансфертов эмигрантов как по официальным, так и неофициальным каналам вследствие роста безработицы в Европе.

* * *

Подводя итог анализу последствий мирового финансово-экономического кризиса для развития Алжира, необходимо в первую очередь отметить комплексный и неоднозначный характер его влияния на алжирскую экономику. Сокращение трансфертов от диаспоры представляет собой единственное негативное из уже проявившихся последствий кризиса (с оговоркой об отсутствии информации о потерях Алжира от вложений на внешнем рынке).

Вместе с тем, несмотря на незначительное влияние кризиса на финансовый сектор алжирской экономики (обладающий «иммунитетом» в силу своей слабой интегрированности в мировую финансовую систему), продолжительная экономическая рецессия в развитых странах содержит серьезные риски для экономики и общества Алжира. Падение спроса и цен на энергоносители, обусловленное глобальным спадом экономической активности, неминуемо приведет к сокращению валютных доходов страны и, учитывая ключевое значение нефтегазового сектора для алжирской экономики, к целому ряду последствий – к сокращению финансирования социальных и инвестиционных программ, спаду в различных секторах (в том числе и ненефтяных), обострению проблемы бюджетного дефицита, сложностям с оплатой импорта и росту безработицы.

В конечном счете, этот комплекс экономических проблем (в случае продолжительного сохранения низких мировых цен на энергоносители) приведет к обострению социальных противоречий, которые могут спровоцировать политические потрясения. Историческая аналогия свидетельствует о том, что падение мировой цены на нефть с 1982 г. представляет собой один из решающих факторов проявления системного кризиса алжирского общества второй половины 1980-х гг., кульминацией которого стали массовые беспорядки в октябре 1988 г. и последовавшие за ними политические реформы.

Уязвимость алжирской экономики перед внешними процессами, не подпадающими под контроль национального правительства и Центрального банка, служит очевидным подтверждением того, что за последние годы «нефтяного благополучия» страна не смогла преодолеть жесткую зависимость экономики от экспорта энергоресурсов, создать стабильно работающие и конкурентоспособные производственные сектора, эффективно распорядиться накопленными золотовалютными резервами.

 

 

(1) Subprime mortgage loan – вид ипотечного кредита для заемщиков с небезупречной кредитной историей или низкими доходами (безработные, сезонные работники). Ставка по такому кредиту выше на 2-3% чем по обычному ипотечному кредиту для надежных заемщиков (mortgage loan). Для получения такого кредита не требуется большого количества документов, что делает его чрезвычайно доступным для заемщика, однако значительно увеличивает риск невозврата.

(2) Реальный ВВП = Номинальный ВВП / дефлятор ВВП. Другими словами, стоимость товаров и услуг измеряется в постоянных ценах, что дает возможность оценить реальный (в постоянных ценах года, взятого за базовый) рост (либо сокращение) объема произведенных товаров и услуг.

(3) Начиная с 1992 г. в результате вооруженного противостояния между властью и исламистами, стоившего жизни, по разным оценкам, около 100 тыс. человек, Алжиру был нанесен огромный человеческий и материальный ущерб.

(4) Программа поддержки экономического подъема (ППЭП) была разработана для содействия переходу хозяйственной системы от плановой к рыночной экономике и смягчения негативных эффектов, связанных с глобализацией. Целями первой трехгодичной программы (2001-2003), бюджет которой составлял 7 млрд. долл., были: 1. Улучшение условий жизни; 2. Развитие инфраструктуры; 3. Подъем производства; 4. Развитие человеческих ресурсов и социальной защиты населения; 5. Защита окружающей среды.

В 2005 г. на смену ППЭП была разработана пятилетняя Дополнительная программа поддержки экономического развития (ДППЭР) с бюджетом около 60 млрд. долл. Ее цели были расширены по сравнению с ППЭП и включают государственную поддержку экономического роста, модернизацию работы государственных служб, развитие информационных технологий и современных средств коммуникации. Программой также предусматривается выделение около 144 млрд. долл. на развитие труднодоступных и удаленных регионов (Сахара и горные районы).

(5) Стоит отметить, что с 2001 г. по 2004 г. среднегодовой уровень инфляции составлял 2,5%. Однако с 2004 г. этот показатель стал увеличиваться, достигнув 3,6%, и продолжил расти в 2005 г.

(6) По оценке бывшего премьер-министра Алжира Ахмеда Бенбитура, объем неформального сектора экономики составляет от 30% до 69% ВВП страны.

(7) По другим расчетам, валютные запасы в 136 млрд долл. покрывают более 4 лет импорта (согласно статистике министерства финансов АНДР, расходы на импорт в 2007 г. составили около 27,5 млрд. долл.).

(8) В Алжире доходы от продажи нефти распределяются следующим образом: часть их них наполняет 2/3 бюджета, другая часть поступает в Фонд по управлению доходами (ФУД). Таким образом, доходы, полученные государством в результате превышения мировых цен над базовой ценой, направляются в ФУД. Согласно закону о бюджете на 2009 г., базовая (расчетная для бюджета) цена на нефть была установлена в 37 долл. за баррель.

(9) Данные МВФ и ЦБ Алжира по объему внешнего долга (около 4 млрд долл.) практически совпадают, однако Всемирный банк приводит другую цифру – всего лишь 623 млн в середине 2008 г. В этой связи стоит заметить, что именно цифра в 4 млрд долл. фигурирует в выступлениях алжирских официальных лиц.

(10) ААА – буквенное обозначение высшего рейтинга надежности, присваемого международно-признанными рейтинговыми агентствами, ценным бумагам и финансовым учреждениям.

(11) Главная причина неконвертируемости динара связана с тем, что Алжир – это моноэкспортер энергоносителей. Государство осуществляет жесткий валютный контроль, опасаясь утечки капитала за рубеж.

(12) Портфельные инвестиции – инвестиции в ценные бумаги (акции, облигации), объем которых (обычно до 10%, либо менее необходимого количества для решающего голоса) не дает возможности инвестору участвовать в оперативном управлении предприятием и не обеспечивает владельцам контроль над ним, а также в ряде случаев свидетельствуют (в отличие от прямых инвестиций) об отсутствии у инвестора долговременной заинтересованности в развитии предприятия.

(13) Это один из самых высоких показателей среди стран-экспортеров энергоресурсов. Например, в Норвегии объем экспортных доходов от нефти составляет менее 40% всех экспортных поступлений, в России – около 50%, в Бахрейне, Саудовской Аравии, Нигерии – менее 90%.