- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О саммите ОТГ в Самарканде и о турецком участии. Часть 1

В период 10-11 ноября с.г. в Узбекистане (Самарканд) состоялось очередное заседание Организации тюркских государств (ОТГ) на уровне глав государств. Касательно состава участников – их проиллюстрируем официальной афишей мероприятия:

[1]

Перейдем непосредственно к турецкому участию в этом мероприятии.

Начнем с того, что мероприятие это посвящено передаче Турцией поста председателя в ОТГ Узбекистану.

О результатах турецкого председательства в 2021-2022 годах мы будем ещё говорить, но сразу скажем о том, что оно ознаменовалось принятием совместного документа на 20-летнюю перспективу (Видение – 2040 г.), а также принятием, в рамках этой доктрины, уже совместной декларации, первого пятилетнего плана и дорожной карты.

На повестку дня, при турецком председательстве, был поставлен ключевой вопрос для организации – о превращении её из экономической и гуманитарной организации в политический союз и даже, в определенном смысле, военно-политический блок. Последнее – через создание неких «тюркских сил быстрого реагирования». Впрочем, последнее – процесс явно небыстрый, вплоть до саммита в Самарканде удалось согласовать лишь создание совместного «тюркского МЧС» для совместной борьбы со стихийными бедствиями и ликвидации их последствий.

Непосредственно перед мероприятием, на сайте президента Турции Р.Т.Эрдогана был опубликован пресс-релиз следующего содержания (перевод – неофициальный – И.С.):

«Президент Реджеп Тайип Эрдоган посетит узбекский город Самарканд 10-11 ноября 2022 года для участия в 9-м Саммите глав государств Организации тюркских государств, который пройдет на тему «Новая эра тюркской цивилизации: на пути Общего развития и процветания».

В ходе саммита, на котором председательство перейдет от Турции к Узбекистану, будут рассмотрены потенциальные шаги, направленные на улучшение сотрудничества между государствами-членами во всех областях, и будут приняты важные решения, касающиеся функционирования и будущего Организации, в частности — Стратегический документ, который станет первым пятилетним руководством по реализации Документа-видения, принятого на саммите в Стамбуле 12 ноября 2021 года, и который представляет собой 20-летнюю дорожную карту Организации (Видение — 2040 – И.С.).

Президент Эрдоган выступит на заседании саммита 11 ноября, в пятницу, и проведет двусторонние переговоры с лидерами на полях встречи.

С уважением объявлено публике».

Перейдем к выступлению президента Р.Т.Эрдогана на саммите ОТГ.

Члены Организации тюркских государств (ОТГ) должны разработать общую концепцию безопасности и расширить свое сотрудничество, когда речь идет о предотвращении и регулировании нелегальной миграции, заявил 11 ноября президент Реджеп Тайип Эрдоган.

Выступая на девятом саммите ОТГ в Самарканде, Узбекистан, Эрдоган сказал: «Мы переживаем сложный период, который несет как возможности, так и риски для наших стран. В этот период стало более важным укреплять наше сотрудничество, солидарность и гармонию во всех областях».

«С 2014 года Турция является страной, принимающей самое большое количество беженцев в мире. Мы считаем, что было бы полезно расширить сотрудничество в области предотвращения и регулирования нелегальной миграции. В этом плане целесообразно разработать общую концепцию безопасности и продолжить заседания секретарей Совета безопасности».

Он добавил, что организации было бы выгодно внедрить Турецкий инвестиционный фонд «как можно скорее».

«Было бы выгодно внедрить Турецкий инвестиционный фонд как можно скорее. Я считаю, что финансовые возможности, предоставляемые фондом, укрепят наше сотрудничество и ускорят нашу деятельность», — сказал Эрдоган.

Президент Турции Р.Т.Эрдоган подчеркнул, что Турция продолжит свою борьбу с террористической организацией РПК и ее сирийскими ответвлениями, ПДС и СНС, террористической организацией Фетхуллаха Гюлена (FETÖ), «Исламским государством» и «Аль-Каидой» (обе – запрещенные в РФ террористические организации – И.С.), пообещав не останавливаться до тех пор, пока террористическая угроза стране не будет устранена. Он добавил, что Турция рассчитывает на поддержку тюркских стран в борьбе против FETÖ.

Саммит прошёл под лозунгом «Новая эра тюркской цивилизации: на пути к общему развитию и процветанию».

Вот какая справка перед мероприятием была опубликована ведущим турецким англоязычным изданием страны, газетой Daily Sabah:

«Участники встречи планируют обсудить вопросы экономического сотрудничества и актуальной международной повестки дня.

Турция передаст председательство Узбекистану, и в рамках мероприятия будет принята Самаркандская декларация.

Эрдоган уже несколько лет добивается более тесных культурных, языковых и религиозных связей с несколькими бывшими советскими странами на Кавказе и в Центральной Азии.

Это третья поездка Эрдогана в регион менее чем за два месяца.

В группу Организации тюркских государств входят Азербайджан — бывшая советская республика с тюркским языком, расположенная в Кавказском регионе, граничащем с Турцией, — а также Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан в Средней Азии.

Туркменистан, также в Центральной Азии, и член Европейского Союза Венгрия являются членами группы, в качестве наблюдателей.

Группа может расшириться еще больше, если изолированный Туркменистан станет ее полноправным членом – о расширении, объявленном Министерством иностранных дел Турции, но не подтвержденном Ашхабадом.

Если Туркменистан все же присоединится, созданный в 2009 году союз объединит все страны Центральной Азии, говорящие на языках тюркской группы.

В прошлом году группа отказалась от своего прежнего названия «Тюркский совет» в пользу Организации тюркских государств.

«Преобразуя наш совет в организацию, мы также заложили фундамент уникальной и эффективной структуры. Документ «Тюркское видение 2040», который мы приняли в Стамбуле, формирует основу нашего сотрудничества. Мы хотим закрепить наше сотрудничество в таких областях, как как политика, безопасность, торговля, таможня, транспорт, энергетика, здравоохранение, информатика, образование, молодежь и спорт», — продолжил Эрдоган.

Международный торговый центр (ITC), расположенное в Женеве агентство при Всемирной торговой организации (ВТО) и Организации Объединенных Наций, сообщает, что объем торговли между Турцией и Центральной Азией в 2019 году составил около 7,3 млрд долларов.

Эта цифра значительно отстает от объема торговли Центральной Азии с Европейским союзом и Россией, которые, по данным ITC, в том году составили около 29 млрд долларов, и с Китаем (25 млрд долларов).

Анкара поддерживает Баку в его стремлении к миру, а также в его борьбе, добавил Эрдоган. «Мирный процесс на Южном Кавказе все еще хрупок, несмотря на все инициативы Азербайджана».

Турция была ключевым сторонником Азербайджана во время 44-дневной карабахской войны между Азербайджаном и Арменией, которая началась 27 сентября 2020 года и закончилась прекращением огня при посредничестве России 10 ноября.

Отношения между бывшими советскими республиками Арменией и Азербайджаном были напряженными с 1991 года, когда армянские военные незаконно оккупировали Карабах, территорию, признанную на международном уровне частью Азербайджана, и семь прилегающих районов.

Столкновения вспыхнули 27 сентября 2020 года, когда армянская армия атаковала мирных жителей и азербайджанские силы, нарушив несколько гуманитарных соглашений о прекращении огня.

В ходе 44-дневного конфликта Азербайджан освободил несколько городов и около 300 населенных пунктов и сел, которые почти 30 лет были оккупированы Арменией.

Боевые действия завершились соглашением, заключенным при посредничестве России 10 ноября 2020 года, которое было расценено как победа Азербайджана и поражение Армении.

Однако с тех пор перемирие несколько раз нарушалось.

После окончания конфликта Азербайджан выступил с масштабной инициативой по восстановлению освобожденного Карабаха.

С другой стороны, президент (Р.Т.Эрдоган) также затронул усилия Турции по прекращению войны в Украине и сказал: «Турция прилагает все усилия, чтобы положить конец конфликту, продолжающемуся девять месяцев в Украине, справедливым миром, при этом предпринимая необходимые меры для предотвращения продовольственного кризиса».

Эрдоган также получил награду Высшего ордена тюркского мира в Узбекистане в знак признания его заслуг в улучшении мира своих тюркских братьев.

«Как тюркский мир, мы сегодня сильнее, чем вчера», — сказал Эрдоган после получения награды, добавив, что Организация тюркских государств превратилась в международную организацию, которая делает «твердые шаги» навстречу будущему.

Он также поздравил премьер-министра Венгрии Виктора Орбана с тем, что его страна служит мостом между Европой и тюркским миром, получив статус наблюдателя в группе, а также с усилиями Будапешта по укреплению демократии в ЕС.

ЕС застопорил процесс членства Турции более 50 лет, и Анкара даст «необходимый ответ, когда это потребуется», добавил Эрдоган.

Почетный титул Высшего ордена тюркского мира возлагает на меня «большую ответственность», сказал Эрдоган и продолжил: «Я полон решимости продолжать наши усилия по укреплению солидарности между нашими народами, улучшению отношений между нашими государствами и дальнейшему укреплению международной репутации нашей организации»».

Переходим непосредственно к цитированию совместной Декларации, принятой в Самарканде.

«САМАРКАНДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ДЕВЯТОГО САММИТА

ОРГАНИЗАЦИИ ТЮРКСКИХ ГОСУДАРСТВ

Совет глав государств Организации тюркских государств собрался 11 ноября 2022 года в Самарканде, Узбекистан, на тему «Новая эра тюркской цивилизации: к общему развитию и процветанию». Заседание проходило под председательством его превосходительство (Е.П. – далее – прим.) Шавката Мирзиёева, Президента Республики Узбекистан, в котором приняли участие Е.П. Ильхам Алиев, Президент Азербайджанской Республики, Е.П. Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан, Е.П. Садыр Жапаров, Президент Кыргызской Республики, Е.П. Реджеп Тайип Эрдоган, Президент Турецкой Республики, Е.П. Гурбангулы Бердымухамедов, председатель Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана, Е.П. Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии, и Е.П. Багдад Амреев, генеральный секретарь Организации тюркских государств.

Главы государств Организации тюркских государств,

Подчеркивая свою приверженность углублению и расширению сотрудничества и солидарности в соответствии с целями и принципами Нахчыванского соглашения о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств;

Подтверждая свою решимость и далее углублять и расширять сотрудничество в многосторонних рамках Организации тюркских государств на основе общности истории, языка, культуры, традиций и ценностей тюркских народов;

Высоко оценивая значительный политический и социально-экономический прогресс, достигнутый тюркскими государствами с момента обретения ими независимости;

Стремясь к укреплению безопасности и стабильности государств-членов в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права, в частности, уважение и поддержка суверенитета, территориальной целостности и нерушимости международно признанных границ, невмешательство во внутренние дела;

Подчеркивая исключительную важность продолжения совместных усилий всех государств-членов и государств-наблюдателей, направленных на укрепление экономического сотрудничества путем продвижения инициатив в области торговли, транспорта, инвестиций и региональной взаимосвязанности;

Выражая удовлетворение достижениями, достигнутыми Организацией тюркских государств с момента ее создания;

Подчеркивая свою приверженность повышению роли Организации в обеспечении совместных и скоординированных действий в тюркском мире и дальнейшем продвижении ценностей и интересов тюркского мира на региональной и международной арене;

Подчеркивая важность проведения консультаций по региональным и международным вопросам, затрагивающим интересы тюркского мира, в рамках Организации тюркских государств в целях выработки консолидированной позиции государств-членов.

Высоко оценивая жизнь и деятельность великих деятелей тюркского мира, создавших наследие тюрко-исламской цивилизации и оказавших огромное влияние на мировую цивилизацию, развитие науки, литературы и искусства;

Признавая историческое, политическое и социально-культурное значение древнего города Самарканда в объединении тюркских народов и развитии тюркской культуры, науки и государственности, а также принимая во внимание его расположение на перекрестке Великий шелковый путь;

И отмечая, что проведение Саммита в древнем и вечном городе имеет большое символическое значение;

Заявили, что они:

СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ И ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Подписали Протокол о внесении изменений в Нахчыванское соглашение о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств;
  2. Приняли новый «Устав Организации тюркских государств»;
  3. Одобрили «Стратегию Организации тюркских государств на 2022-2026 годы» по реализации «Видения тюркского мира-2040»;
  4. Приветствуют проведение Четвертой Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, состоявшейся 21 июля 2022 года в Чолпон Ате, и подписание Соглашения о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в интересах развития Центральной Азии в 21 веке;
  5. Поздравили Е.П. Реджепа Тайипа Эрдогана, Президента Турецкой Республики и Е.П. Гурбангулы Бердымухамедова, председателя Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана с награждением высшим орденом тюркского мира;
  6. Провозгласили Самарканд «Столицей тюркской цивилизации», принимая во внимание его важную роль в развитии тюркской цивилизации на протяжении всей истории, будучи домом для научных, духовных или религиозных деятелей и просветителей и выполняя функции политического, торгового, научного и культурного центра тюркского мира;
  7. Рассматривают турецких киприотов как часть Тюркского мира и приветствуют статус ТРСК как наблюдателя ОТГ;
  8. Приветствуют успех первой трехсторонней встречи министров иностранных дел и министров транспорта Азербайджана – Казахстана — Турции 27 июня 2022 года в Баку и встречи министров иностранных дел, торговли/экономики и транспорта Азербайджан – Турция — Узбекистан 2 августа 2022 года в Ташкенте для укрепления региональной взаимосвязанности за счет использования потенциала Транскаспийского международного среднего коридора Восток — Запад, расширения торговых отношений и укрепления существующего сотрудничества по региональным и международным вопросам;
  9. Подтверждают поддержку нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией на основе взаимного признания и уважения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости международно признанных границ друг друга;
  10. Подтверждают свою готовность внести свой вклад в усилия по постконфликтному восстановлению, реконструкции и реинтеграции Азербайджана;
  11. Выражают поддержку усилиям Кыргызской Республики по мирному урегулированию ситуации на кыргызско-таджикской границе в соответствии с основополагающими принципами международного права, подтверждают важность разрешения споров исключительно политико-дипломатическими средствами; в этом контексте выражают готовность государств-членов содействовать усилиям Кыргызстана по развитию и реконструкции инфраструктуры в Кыргызской Республике;
  12. Приветствуют назначение Е.П. Гурбангулы Бердымухамедова, председателя Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана старейшиной Туркменистана в Совете старейшин;
  13. Высоко оценивают активное сотрудничество и координацию Венгрии с Организацией тюркских государств (ОТГ) в качестве государства-наблюдателя, а также ее растущий акцент на повышении своих отношений со всеми тюркскими государствами до стратегического уровня и призывают государства-члены активизировать свою деятельность в Венгрии через Представительство ОТГ в Венгрии;
  14. Подчеркивают свою поддержку инклюзивной и представительной политической системы, обеспечивающей соблюдение основных прав человека в Афганистане, выражают глубокую озабоченность тяжелой экономической и гуманитарной ситуацией в Афганистане, подчеркивают важность решения серьезных проблем, стоящих перед экономикой Афганистана, и призывают международные сообщество активизировать усилия по оказанию гуманитарной помощи Афганистану;
  15. Приветствуют в этом контексте инициативу Узбекистана по установлению постоянного диалога с властями Афганистана, а именно Международной переговорной группы высокого уровня по Афганистану для подготовки и согласования алгоритма поэтапного выполнения обязательств сторон;
  16. Решают укреплять сотрудничество в борьбе со всеми видами и формами терроризма, экстремизма, наркотрафика и сепаратизма, а также в борьбе с расизмом, дискриминацией, ксенофобией, ненавистью к исламу, разжиганием ненависти и дезинформацией и координировать усилия на международных форумах в этих областях;
  17. Решили изучить возможности сотрудничества для борьбы с нелегальной миграцией, включая незаконный ввоз мигрантов и торговлю людьми;
  18. Приветствуют решения 1-го совещания глав Совета национальной безопасности государств-членов и государств-наблюдателей ОТС 29 июня 2022 г. в Анкаре и поручают продолжить проведение этих совещаний на регулярной основе с участием соответствующих органов Государств-членов;
  19. Поручают продолжить консультации по безопасности в рамках ОТГ на регулярной основе между правительствами и государственными органами государств-членов для обеспечения тесной координации и сотрудничества по вопросам безопасности, представляющим взаимный интерес; и призывают к более тесному сотрудничеству в области оборонной промышленности и военного сотрудничества;
  20. Высоко оценивают продолжение регулярных заседаний Совета старейшин в качестве консультативно-консультативного механизма для поддержки усилий Секретариата по достижению его целей, а также его усилий по общей терминологии, истории и подобным вопросам; и приветствуют участие Венгрии в Совете старейшин;
  21. Приветствуем симпозиум «Административное правосудие в государствах-членах Организации тюркских государств», созванный с участием председателей высших судебных органов государств-членов и государств-наблюдателей в Анкаре 10-13 мая 2022 г., и призывают к продолжению сотрудничества в сфере юстиции;
  22. Поддерживают Инициативу Турции «Азия Снова», направленную на расширение и углубление отношений с азиатским континентом, в том числе в сферах торгово-экономического сотрудничества, пользуясь общей историей, языком, культурой, традициями и ценностями с тюркскими народами;

23.Приветствуют Самаркандскую инициативу солидарности во имя общей безопасности и процветания, направленную на обеспечение мира и стабильности, широкое международное сотрудничество и содействие устойчивому развитию человечества;»

Итак, что можно сказать по поводу политического раздела Самаркандской декларации?

Начнем с того, что сообразно статусу мероприятия (год председательства Турции в ОТГ, предвыборный год в Турции, личное присутствие Р.Т.Эрдогана) турецкой стороне необходимо было продемонстрировать прорывы. Как можно судить, одним из прорывов было выбрано приглашение Турецкой Республики Северного Кипра в качестве наблюдателя Организации. Что и было сделано в рамках Самаркандской декларации (см. п. 7 документа выше). Необходимо отметить, что это приглашение, де-факто, означает и признание ТРСК в качестве независимого государства в его существующих границах странами участницами ОТГ. Иными словами, речь должна была идти о крупной внешнеполитической победе Турции и турецкого руководства.

Подчеркнем, что согласно статье 16 учредительного Нахчыванского соглашения, цитируем: «Статус наблюдателя Совета сотрудничества тюркоязычных государств (переименована в ОТГ – И.С.) может быть получен государством, международными организациями и международным форумом». Очевидно, что ТРСК не является ни международной организацией, ни международным форумом. А, следовательно, п.7 подписанной Самаркандской декларации, который звучит «Рассматривают турецких киприотов как часть Тюркского мира и приветствуют статус ТРСК как наблюдателя ОТГ», автоматически относит ТРСК к категории государства.

Как бы то ни было, со стороны Казахстана и Узбекистана, по сообщению издания «Коммерсант», прозвучали следующие возражения:

«По итогам саммита никакого отдельного решения по Северному Кипру не подписывалось. Узбекистан строго руководствуется нормами международного права, в особенности в вопросах суверенитета, независимости и территориальной целостности государства. О признании Северного Кипра в качестве независимого государства речи быть не может»,— сказал глава узбекского МИДа Владимир Норов.

А президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев даже напомнил: «Казахстан решительно поддерживает территориальную целостность всех государств, а также считает необходимым неуклонное соблюдение Устава ООН». Пресс-секретарь господина Токаева Руслан Желдибай в связи с этим пояснил, что «это заявление глава государства сделал в связи с настоятельной просьбой предоставить Турецкой Республике Северного Кипра статус наблюдателя».

Впрочем, данные возражения не только ничего не меняют, они создают правовую коллизию. Для того, чтобы отказать ТРСК в официальном признании, надо либо Декларацию отзывать, либо Устав ОТГ на ходу менять, добавляя в статью 16 какие-нибудь «частично признанные государства и территории» с оговоркой, что «статус наблюдателя не означает факта признания». Скорее всего, речь пойдет о втором, а именно о корректировке Устава ОТГ, что позволит и Декларацию сохранить, не эскалируя ситуацию с Турцией и устранить, официальным порядком, возникшую проблему. А проблема у стран ОТГ (кроме Турции) может оказаться весьма серьезной – официальное признание может означать санкции со стороны США и ЕС.

С другой стороны, от Турецкой Республики Северного Кипра, прозвучало следующее: «ТРСК впервые приняла участие в международной организации со своим официальным названием. Мы считаем, что членство в качестве наблюдателя – это начало пути к полному признанию республики». С учетом этой позиции, получается ситуация, что Турецкая Республика, все же, одержала (большую или небольшую – все относительно) внешнеполитическую победу, проведя ТРСК в международную организацию. Прошло не без коллизий, однако, какой-никакой, но это – все-таки шаг, который, похоже, назад никто отыгрывать не собирается.