- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 74

С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.

9 ноября с. г. министр обороны России Сергей Шойгу приказал вывести российские войска, дислоцированные в Херсоне, стратегически важном украинском городе, расположенном на юге, вдоль Днепра. Херсон считался первым значительным городом, который Россия освободила через несколько дней после начала специальной военной операции на Украине.

Израильские СМИ сообщили об уходе российской армии из Херсона и посещении города президентом В.Зеленским, который «стал символом войны, решился на смелый шаг покинуть свою охраняемую резиденцию в Киеве» и «обвинил Москву в совершении более 400 военных преступлений в Херсоне»[i] [1].

Согласно публикации в журнале Epoch (принадлежит независимой некоммерческой ассоциации Epoch Media Israel), «вывод войск символизирует провал России, которая не может сломить сопротивление украинской армии». Отмечается, что «перед уходом высокопоставленные российские официальные лица неоднократно заявляли, что Россия никогда не покинет город или другие аннексированные ею территории. 30 сентября Путин заявил, что хочет, чтобы «киевские власти и их настоящие хозяева на Западе» поняли, что Россия считает людей, проживающих в оккупированных областях — Луганской, Донецкой, Херсонской и Запорожской – «нашими гражданами навеки». В начале мая секретарь Генсовета правящей партии «Единая Россия» [А.А.Турчак – авт.] заявил херсонцам, что «Россия здесь навсегда» и что «возврата к прошлому не будет»».

В публикации говорится о том, что «вывод войск может привести к усилению призывов Запада к возобновлению переговоров с Россией и объявлению о прекращении огня зимой. Однако вовсе не факт, что Киев согласится вести переговоры, т.к. пойдя на них, ему в очередной раз будет предъявлено российское требование отказаться от контроля над всей оккупированной Россией украинской территорией, что для него [Зеленского] политически неприемлемо. Кроме того, прекращение огня может дать Москве время перевооружиться и подготовить свои силы к будущим нападениям»[ii] [2].

Аркадий Мильман (старший научный сотрудник и руководитель программы по изучению России Института исследований национальной безопасности (INSS); бывший посол Израиля в РФ /2003-2006/ и посол Израиля в Азербайджане /1997-2000/; Верховный комиссар Израиля в Казахстане /1992/; бывший старший научный сотрудник, специализировавшийся по Советскому Союзу в Центре политических исследований МИДа Израиля; глава отдела, отвечавшего за исследования России и Дальнего Востока) рассматривает ситуацию с уходом российской армии из Херсона, допуская, что это является «поворотным моментом в войне».

Он пишет о том, что «Херсон, город на юге Украины, был стратегическим пунктом для российских военных, поскольку он является связующим звеном сухопутного коридора между российской территорией и Крымом, который Россия аннексировала в 2014 году. Кроме того, это единственный районный центр, который русским пока удалось завоевать, и, помимо этого, Херсонская область является одной из четырех областей, о присоединении которых Россия объявила только в конце сентября».

А.Мильман называет произошедшее «несомненным впечатляющим успехом украинской армии, как политическим, так и военным достижением. В течение сентября-октября украинцы предприняли совместные усилия, чтобы нарушить пути снабжения вражеской армии. Они разбомбили мосты через Днепр у Херсона и даже успели поразить мост, соединяющий Россию с Крымским полуостровом, от которого, в том числе, зависела логистика русских в Херсонской области».

По его мнению, «сильное украинское давление на фронте, в дополнение к серьезному нарушению путей снабжения русской армии, в конечном итоге вынудило командование отдать приказ своим войскам отойти из Херсона на левый берег Днепра. Однако это отступление сильно отличалось от сентябрьского стремительного отхода — на грани бегства — на востоке Украины в Харьковской области. Сложная операция длилась несколько недель, в основном в ночное время, и включала в себя переброску около 30 тысяч солдат и офицеров и тысячи единиц тяжелой техники (танков, пушек и т. д.). Русские даже разбросали множество мин в разных районах Херсона, чтобы украинцам, армии и вернувшимся вместе с ней жителям было трудно войти в город».

Израильский эксперт отмечает, что в данном случае Россия руководствовалась желанием сохранить личный состав, что он называет «наименее типичным для русского командования». При этом А.Мильман допускает, что в качестве мотива отступления было то, что «элитные части – десантники, морская пехота и другие, которые были дислоцированы в Херсоне и его окрестностях, оказались в числе немногих оставшихся в русской армии, и без них она осталась бы исключительно с необученными новобранцами». А это означает, что «российская армия усвоила уроки».

По оценкам этого эксперта, «отступление из Херсона нанесло смертельный удар по планам русской армии захватить город Одессу и овладеть украинским побережьем Черного моря». Одновременно делается прогноз, что «несмотря на большое значение освобождения Херсона, украинская победа не предвещает скорого окончания войны и боевые действия продолжатся в ближайшие месяцы. Украинская армия постарается продолжить освобождение новых территорий, чтобы не дать противнику набраться сил, вооружения и перестроиться до того, как приближающаяся зима вынудит стороны остановиться»[iii] [3].

Отметим, что точно об этом же писали израильские СМИ за несколько дней до «оценок» А.Мильмана. В частности, газета Haaretz в заголовок вынесла утверждение, что «несмотря на уход русских из Херсона, Украина все еще далека от победы в войне». Политический обозреватель издания Аншель Фефер отметил, что «после торжеств [по случаю отступления русских] украинцам придется принимать решения на зиму: если они потеряют инициативу, русские могут подготовиться к атаке, и в то же время усилится давление на Зеленского, чтобы он согласился на прекращение огня». Одновременно «результаты выборов в США дали ему надежду, что его поставщик оружия останется с ним даже в холодные месяцы»[iv] [4].

[i] [5] לחרסון הגיע זלנסקי:הרוסית הנסיגה מאז לראשונה // Israel Hayom. 14.11.2022. https://www.israelhayom.co.il/news/world-news/europe/article/13305004

[ii] [6]?מחרסון הרוסית הנסיגה משמעות מה // Epoch. 12.11.2022. https://epoch.org.il/news/482350/

[iii] [7]? במלחמה תפנית נקודת – מחרסון הרוסית הנסיגה / INSS. 14.11.2022. https://www.inss.org.il/he/social_media/הנסיגה-הרוסית-מחרסון-נקודת-תפנית-במ/

[iv] [8] במלחמה מלנצח רחוקה עוד אוקראינה ,מחרסון הרוסית הנסיגה למרות // Haaretz. 11.11.2022. https://www.haaretz.co.il/news/world/europe/2022-11-11/ty-article/.highlight/00000184-6356-d01e-a3e7-ffd70d0c0000