- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новое обострение внутриполитической ситуации в Иране: военные аспекты

После резкого обострения обстановки в северо-западной части Ирана и гибели более 20 сотрудников правоохранительных органов и сил сопротивления «Басидж» (перс. بسیج‎) иранское правительство приняло решение задействовать штатные подразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана. В нескольких городах провинций Западный Азербайджан и Керманшах, включая Букан, Ошнавие, Мехабад, Пираншехр и Джаванруд мятежники, вооруженные стрелковым оружием, попытались захватить контроль над населенными пунктами. В результате беспорядочной стрельбы бунтарей по сотрудникам силовых структур погибли и получили ранения десятки человек, в том числе и гражданские. Сразу после этого для восстановления безопасности и подавления мятежей в городах в северо-западной части Ирана были введены подразделения легких пехотных бригад КСИР на десятках единицах колесной техники. Иранские войска перекрыли все въезды и выезды из городов, а по мятежникам начали применять огнестрельное оружие. Власти страны в районах проживания этнических курдов и азербайджанцев частично, а в некоторых местах – полностью, отключили интернет. Это позволило ограничить возможности мятежников для связи с зачинщиками в планировании и разжигании конфликта. Вход штатных подразделений КСИР в неспокойные регионы позволил снизить напряженность, но вооруженные сепаратисты, локально используя городскую застройку как прикрытие, продолжают атаки на правительственные и гражданские объекты[i] [1].

Несмотря на ввод штатных подразделений КСИР в несколько городов на северо-западе Ирана, протесты по-прежнему не утихают. Во многом это связано с «мягкой» позицией властей в подавлении беспорядков. Командование Вооруженных Сил (ВС) Ирана направило легкие пехотные формирования на автомобильной технике без бронемашин и тяжелого вооружения. Судя по доступным в сети интернет фото- и видеоматериалам, у иранских подразделений есть пулеметы и автоматы, но применяют их довольно избирательно, как будто опасаясь ответной реакции. Даже взглянув на географию демонстраций и беспорядков последних дней, можно отметить резкое их смещение на запад и северо-запад Ирана. Центральные и восточные районы практически не затронуты. Представители властей в очередной раз обвинили группировки «Комала» (перс. کومله) и «Партию свободной жизни в Курдистане» (курд. Partiya Jiyana Azad a Kurdistanê) в поддержке протестующих и поставках вооружения из Иракского Курдистана в Иранский Курдистан.

Ситуация в Иране крайне нестабильная и пока предпосылок к окончанию беспорядков нет. Руководство страны не приняло решительных мер по силовому подавлению демонстраций, ограничившись стабилизацией наиболее «пожароопасных» городов и угрозами в адрес зачинщиков мятежей. Сейчас в сети интернет распространяется информация о подготовке иранскими войсками наземной операции в Иракском Курдистане. Правительство Ирана поставило ультиматум руководству Ирака и дало срок десять дней на разрешение ситуации с курдами. Пока что командование аэрокосмических сил Ирана ограничивается массированным применением баллистических ракет Fateh-110 и дронов-камикадзе Shahed-131 и Shahed-136 по базам и объектам курдских группировок. Тем не менее, командующий КСИР бригадный генерал М.Пакпур заявил, что атаки по антииранским сепаратистским группировкам на севере Ирака будут продолжаться до тех пор, пока угроза для ИРИ не будет устранена. Также отметим, что сама модель поведения иранского руководства в курдских районах Исламской Республики больше всего напоминает противодействие повстанцам, нежели нейтрализацию гражданских волнений. Регулярные армейские части и подразделения  КСИР попросту перекрывают выезды из населенных пунктов и применяют автоматическое оружие.

Примечательно, что рост антиправительственных настроений в Иране зачастую связывают с расширяющейся секуляризацией общества. Региональные оппоненты Тегерана уже выразили опасения, что волнения повлияют на ужесточение стратегии Ирана как внутри страны, так и вовне. Так, например, Израиль обвинил ИРИ в готовности устроить диверсию на Чемпионате мира по футболу в Катаре[ii] [2]. Международные игроки, в свою очередь, открыто выражают опасения, что рост протестного потенциала открывает пространство для раскручивания спирали насилия. Об этом накануне предупредил глава службы военной разведки Израиля (АМАН) А.Халива[iii] [3]. Готовность сместить акценты в ситуации вокруг протестов Тегеран показал еще на заре нынешних протестов, инициировав удары по северным районам Ирака, где базируются те курдские организации, которые ИРИ обвиняет в разжигании волнений.

В заключение отметим, что в краткосрочной перспективе мятежи в Иране не утихнут. В случае если руководство страны не возьмет всю ситуацию под тотальный контроль, «курдская карта» может быть разыграна и в других провинциях Ирана. А, учитывая исходящую информационную, финансовую и военную поддержку сепаратистов из Иракского Курдистана, вариант контртеррористической операции на севере Ирака у иранских границ вполне вероятен.

[i] [4] https://twitter.com/jake_hanrahan/status/1593676798595923969?s=46&t=eeCmmNTnO7tngz1YQHhgCQ

[ii] [5] Ирония судьбы заключается в том, что Катар долгое время имел реноме внешнеполитического прагматика, который наладил тесные дипломатические и политические контакты с Ираном в целях управления военными и политическими рисками. Это одна из причин, спровоцировавших в 2017 году его региональный бойкот.

[iii] [6] https://www.timesofisrael.com/intel-chief-iran-could-attack-world-cup-protests-may-lead-to-more-aggression/