- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Алжире: октябрь 2022 г.

1 октября президент Алжирской федерации футбола (FAF) Зефизеф Джахид объявил, что Алжир выставит свою кандидатуру на организацию розыгрыша Кубка африканских наций (CAN) в 2025 году вместо Гвинеи. Ранее Африканская конфедерация футбола (CAF) лишила Гвинею права на проведение этого турнира из-за ее неготовности. Как отметил президент CAF южноафриканец Патрик Моцепе, порядка десяти стран выразили готовность заменить Гвинею. На прием CANN-2025 могут также претендовать Марокко, Нигерия и Сенегал.

6 октября в Париже было объявлено, что в ходе поездки в Алжир 9 – 10 октября премьер-министра Франции Элизабет Борн сопроводят 15 министров. Заявленной целью визита была конкретизация договоренности об «обновленном партнерстве», достигнутой между президентами двух стран в конце августа.

9 октября этот визит стартовал. Он был первым зарубежным визитом для Э.Борн в качестве премьер-министра. В аэропорте Алжира ее встречал премьер-министр АНДР Аймен Бенабдеррахман. Э.Борн начала свой визит жестами памяти, как и президент Франции Эммануэль Макрон в конце августа. Она возложила венок у монумента павшим алжирцам в войне за независимость (1954 – 1962 гг.), а также посетила кладбище Святого Евгения в Алжире, где покоятся многочисленные французы, родившиеся в Алжире.

До прибытия Э.Борн в Алжир Э.Макрон пообщался по телефону со своим алжирским коллегой Абдельмаджидом Теббуном.

9 октября в присутствии двух премьеров были подписаны 12 двусторонних соглашений в сферах экономического сотрудничества, взаимодействия в сферах мобильности и культуры. Они также председательствовали на заседании Межправительственного комитета высокого уровня, первом с 2017 г. На нем были достигнуты договоренности о расширении сотрудничества в сферах промышленности, туризма, художественных промыслов, сельского хозяйства, создания стартапов и проектов в сфере культуры. Оба премьера выразили пожелание «интенсифицировать» отношения между двумя странами.

10 октября премьеры двух стран дали старт алжиро-французскому деловому форуму. Во время церемонии его открытия А.Бенабдеррахман указал на необходимость для Алжира «диверсифицировать его экономику, отойти от зависимости от (экспорта) углеводородов, привлечь иностранные инвестиции» в такие сектора, как сельское хозяйство, фармацевтика, возобновляемая энергетика, что «дает позитивные перспективы французским компаниям».

Как отметила Э.Борн после того, как ее принял А.Теббун, взаимодействие двух стран продолжится через «визиты и регулярные обмены на экономическом, политическом и техническом уровнях».

Алжир является вторым по значимости торговым партнером Франции в Африке. В 2020 г. Франция была вторым поставщиком товаров в Алжир после Китая. Париж также является вторым по значимости инвестором в Алжире, где работают 500 предприятий с участием французского капитала. Они обеспечивают прямую занятость 40 тысяч человек.

6 октября алжирская государственная нефте- газодобывающая компания СОНАТРАК объявила о договоренности с ее главным испанским клиентом компанией Naturgy, в рамках которой будут «пересмотрены» цены на поставляемый в Испанию алжирский газ. Причины подобного «пересмотра» не назывались, но представители СОНАТРАК уже несколько месяцев упоминали возможность повышения цен на фоне дипломатического кризиса между Алжиром и Мадридом.

Naturgy является основным испанским покупателем алжирского газа. Группа примерно в равной доле с СОНАТРАК (49% и 51%) является акционером трубопровода Medgaz, напрямую связывающего районы добычи газа в Алжире и Испанию.

27 октября СОНАТРАК объявила о подписании контракта с итальянской компанией Tecnimont стоимостью около 400 млн евро относительно строительства завода по сжижению природного газа в Алжирской Сахаре. Завод позволит развивать район добычи газа Рурд эль-Багюэль в регионе Хасси Мессауд в провинции Уаргла. Он сможет обрабатывать 10 млн куб. м попутного газа в день.

11 октября еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон в Алжире высказалась за «долгосрочное стратегическое партнерство» с АНДР – «одним из наиболее надежных партнеров» — к которому обратилась Европа с тем, чтобы компенсировать «необратимое» снижение поставок газа из России. «Мы предлагаем Алжиру долгосрочное стратегическое партнерство, которое не должно ограничиваться природным газом», — сказала она в выступлении на форуме Алжир – ЕС по энергетике. Как это будет на деле – сказать пока трудно, учитывая более чем напряженные отношения между Алжиром и Марокко.

13 октября 14 палестинских фракций, в том числе заклятые «друзья» в лице исламистского движения ХАМАС и светского ФАТХ, после 15 лет вражды подписали в Алжире очередное соглашение о примирении, согласно которому президентские и парламентские выборы на палестинских территориях должны пройти через год. Соответствующее соглашение получило название «Алжирская декларация».

В предыдущие годы ФАТХ и ХАМАС подписали несколько соглашений, предусматривавших проведение выборов и создание единого правительства, однако они не были реализованы.

Желаемое Алжиром соглашение было достигнуто за две недели до саммита Лиги арабских государств (ЛАГ) в столице АНДР 1 – 2 ноября.

23 октября канцелярия президента Алжира сообщила, что наследный принц Саудовской Аравии, премьер-министр этой страны 37-летний  Мухаммед бен Сальман не прибудет в Алжир для участия в саммите ЛАГ по медицинским показаниям. Принц принес свои извинения А.Теббуну в телефонном разговоре между ними.

7 октября стало известно, что ВВС Алжира заказали у турецкой компании TAI 6 самых современных стратегических ударных беспилотных летательных аппаратов «Аксунгур». Это – не пресловутые тактические «Байрактары», а БПЛА с дальностью полета 6500 км и высотой полета, превышающей 12 тысяч метров, способные нести полезную боевую нагрузку на шести точках подвески и находиться в воздухе в режиме наблюдения до 40 часов.

В октябре стало известно, что Алжир в 2023 году намерен направить на закупку вооружений 8,5 млрд долларов. Аванпроект бюджета Национальной народной армии (ННА) Алжира на 2023 год, направленный на рассмотрение депутатов парламента, мягко говоря удивил. Согласно специализированному изданию menadefense.net, он предусматривал выделение на национальную оборону около 23 млрд долларов при том, что в предыдущие годы военному ведомству АНДР выделялось порядка 10 млрд долларов ежегодно.

Не приходится сомневаться, что новая сумма будет утверждена, поскольку в Алжире исключены парламентские дебаты по вопросам, связанным с обороной и дипломатией.

Наиболее интересна вторая глава аванпроекта под названием «Национальная оборона». Она предусматривает выделение 8,5 млрд долларов. По данным издания, часть средств будет направлена на модернизацию и продление срока эксплуатации «стратегических вооружений, которые уже отслужили 10 лет». «Речь идет о зенитных ракетных системах С-300 и истребителях Су-30, а также финансировании новых приобретений у России или в других странах», — отмечается в сообщении. Издание утверждало, что «надо ждать подписания новых больших контрактов». Оно не исключало, что отдельные из них могут быть заключены в ходе предстоящего визита в Россию президента Алжира А.Теббуна.

Судя по недавним алжирским официальным фотографиям встреч руководства ННА с делегациями российских «Рособоронэкспорта» и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России, речь может идти о заказах авиатехники, и в первую очередь – Су-35DZ и Су-57, а также боеприпасах к ним. Известно также о намерении алжирской стороны закупить несколько противопожарных Бе-200.

Официальные российские структуры, отвечающие за военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами, всегда отказываются говорить об Алжире, ссылаясь на требование заказчика. Хотя самые высокие руководители этих же структур всегда называют Алжир среди крупнейших покупателей российского оружия.

В целом представляется, что Франция хотела бы иметь в лице Алжира, обладающего самой мощной армией в Магрибе, не просто партнера, а союзника с учетом того, что с недавних пор алжирские военные получили право принимать участие в операциях за пределами страны. При этом Париж будет стремиться сохранить привилегированные отношения с Рабатом.