- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкие аналитики о развитии Организации тюркских государств. Часть 3

10 ноября с. г., накануне Саммита Организации тюркских государств (ОТГ) в Самарканде, турецким Фондом политических, экономических и социальных исследований (SETAV) было одновременно опубликовано два исследования, посвященных вышеупомянутой структуре и отношениям её членов как в многостороннем, так и в двустороннем форматах. Продолжаем разбирать материал, опубликованный Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), который озаглавлен как «Организация тюркских государств: сотрудничество, обращающее кризисы в возможности». Автор – Фырат Пурташ.

Часть 2 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=92045.

Продолжаем рассматривать документ. Продолжаем рассматривать крайне важный для отечественной публики раздел, который озаглавлен как «Отношение между тюркским миром и русским миром: от столкновений к гармонии». Цитируем:

«Позиция России во время Второй карабахской войны и политика, проводимая турецкими государствами, представляет собой интересный пример с точки зрения гармонии турецкого и русского миров, с одной стороны, и проверки солидарности внутри тюркского мира, с другой. Тюркские государства с самого начала открыто поддерживали борьбу Азербайджана, основанную на международном праве. Пока шла война, генеральный секретарь Тюркского Совета Багдад Амреев на месте наблюдал и осудил ракетные обстрелы Арменией гражданских населенных пунктов Азербайджана, а также заявил о солидарности между государствами-членами Совета на весь мир.

После окончания вооруженных конфликтов и прекращения огня, руководители организаций сотрудничества тюркского мира посетили освобожденные от оккупации Агдам и Физули. После карабахской победы на Туркестанском онлайн-саммите Совета глав, состоявшемся 31 марта 2021 года, и на 8-м саммите ОТГ, состоявшемся в Стамбуле 12 ноября 2021 года, было заявлено, что они довольны освобождением азербайджанских земель от оккупации и окончанием армяно-азербайджанского конфликта.

С открытием Зангезурского коридора после карабахской победы на повестку дня вышли сближение тюркского мира и новые транспортные проекты. Реализация этого зависит от установления прочного мира между Арменией и Азербайджаном. Соглашение о прекращении огня из десяти пунктов, подписанное онлайн в полночь 9 ноября 2020 года, обеспечило особую позицию России и Турции в установлении устойчивого мира путем установления баланса по Лачинскому и Зангезурскому коридорам.

Спецоперация, начатая Россией против Украины 24 февраля 2022 года, затронула весь мир, а также напрямую затронула тюркские государства. Директор программ дискуссионного клуба «Валдай» Иван Тимофеев утверждает, что конфликт между администрациями Москвы и Киева создал большие возможности для соседей России, и утверждает, что время покажет, как эти страны воспользуются этими возможностями. По словам Тимофеева, Турция — одна из стран, извлекающих наибольшую выгоду.

Турция, которая дипломатически выступает против военной операции России, параллельно этому кризису, благодаря росту своей значимости, снижает напряженности с США и НАТО из-за закупки С-300, газовой разведки в Восточном Средиземном море, из-за операций в Сирии и в Ливии, а также из-за утверждение о нарушении прав человека.

Турция, которая продает Украине беспилотные летательные аппараты (БПЛА), получила возможность расширить рынок своей оборонной промышленности. Сумев сохранить конструктивные отношения с Москвой, Анкара стала торговой базой не только как политический посредник, но и как посредник для западных компаний.

Точно так же Баку является одним из победителей, так как спрос на азербайджанскую нефть увеличивается. Украинский кризис также снизил интерес России к карабахскому вопросу. Точно так же еще одной страной, получающей выгоду от роста цен на энергоносители, является Казахстан. Обученный человеческий капитал течет из России в Казахстан. По этой причине Казахстан может стать центром российской торговли. Как определил Тимофеев, солидарность и сотрудничество между турецкими государствами сыграли эффективную роль в превращении кризисов в возможности».

Итак, какие выводы напрашиваются по итогам рассмотренного нами раздела:

  1. Турецкий автор правильно оценивает настроения в российском аналитическом обществе и среди простых граждан касательно интеграционных проектов в тюркском мире. Выражаясь мягко, речь идет о серьезной обеспокоенности, которая выливается в периодические и регулярные волны негатива в адрес Турции в российском информационном пространстве.
  2. Турецкий автор говорит о проекте «Русского мира», который является ответом на проект «Тюркского мира». Заметим, что проекты несопоставимы ни по какому из параметров, разумеется, в пользу тюркского проекта. Вплоть до того, что есть серьезный вопрос в существовании российского проекта.
  3. Турецкий автор утверждает, что Турция приняла «российскую чувствительность» в вопросе построения тюркского мира. Хотя заметим, что этот тезис может стать для российской публики своего рода новостью. В чем конкретно состоит учет Турцией российского беспокойства, автором не поясняется.
  4. Заметим, как «перебрасываются» между собой российская и турецкая сторона обвинениями в том, что противоположная из сторон относится к государствам Центральной Азии с позиций «старшего брата». Зная стиль турецкой работы, можно отметить, что турецкая сторона заметно более мягко «стелет» — но «спать», как минимум, не менее жестко, чем в российском случае. Российской дипломатии не помешали бы в этом смысле новые «навыки».
  5. Азербайджанский кейс предлагается в качестве примера «гармонии» между «русским и турецким миром». Однако, пока ещё сильно преждевременно говорить о том, что речь идет о «системе», а не о единичном кейсе. Скорее пока речь идет о разовом прецеденте.
  6. Украинский пример – это пример солидарности тюркских государств, как полагает турецкий автор. Заметим, что эта солидарность имеет и обратную сторону в том смысле, что даже государства ОДКБ, в массе своей, не поддержали российскую СВО, то есть, ни о какой солидарности говорить не приходится.

Следующий раздел издания озаглавлен как «Шушинское соглашение как союзническая модель для тюркского мира».

Цитируем издание:

«Поддержка, которую Турция оказала Азербайджану во время освободительной войны, которую Азербайджан начал за освобождение оккупированных земель, и 44-дневная борьба, завершившаяся победой, сильно изменили подход членов ОТГ к политическому сотрудничеству в рамках Организации.

По словам Мехмета Юдже, победа во Второй карабахской войне изменила представление о том, что «Россия всегда будет побеждать» в тюркском мире, и увеличила количество сторонников создания «Тюркского союза» в обществе.

Декларация, подписанная президентами двух стран (Турции и Азербайджана – И.С.) 15 июня 2021 года, оценивается как новая модель сотрудничества тюркских государств в сфере безопасности. Язык и стиль, преобладающие в Шушинской декларации, также нашли отражение в декларации, принятой на 8-м саммите ОТГ, состоявшемся в Стамбуле 12 ноября 2021 года, и в Документе «Тюркский мир на период до 2040 года».

Оборонное сотрудничество между Турцией и Азербайджаном выражено в Шушинской декларации следующим образом:

«Когда, по мнению любой из Сторон, третье государство или государства осуществляют угрозу или нападение против ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, иммунитета или безопасности своих международно признанных границ, Стороны будут проводить совместные консультации и выступать с инициативами в соответствии с целями и принципами Устава ООН, чтобы предотвратить эту угрозу или нападение, и будут оказывать друг другу необходимую помощь в соответствии с Устав ООН. Объем и форма этой помощи будут определены путем неотложных переговоров, а также будет принято решение об удовлетворении потребностей обороны в целях принятия совместных мер, а также будет обеспечена согласованная деятельность органов власти и управления Вооруженных Сил и глав государств Организации тюркских государств».

Эти заявления в Шушинской декларации нашли отражение в декларации, подписанной на стамбульском саммите, состоявшемся 12 ноября 2021 г.:

«Главы государств Организации тюркских государств:

поздравляют Азербайджанскую Республику с победой в «44-дневной Отечественной войне»,

высоко оценивают решительную поддержку государствами-членами Организации тюркских государств и Генерального секретаря справедливого дела освобождения Азербайджаном своих земель от оккупации,

ценят суверенитет, территориальную целостность и международно признанные границы друг друга.

Они приветствуют прекращение конфликта между Арменией и Азербайджаном на основе взаимного признания и уважения их неприкосновенности и поддерживают нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном (пункт 6).

Они поручают продолжить регулярные консультации по вопросам безопасности между соответствующими органами государств-членов в рамках Организации тюркских государств для осуществления тесной координации и сотрудничества в вопросах безопасности, представляющих общий интерес, и программах военного сотрудничества (пункт 18)».

Документ «Тюркский мир 2040» раскрывает основной принцип, которому будут следовать страны-члены, углубляя свое политическое и военное сотрудничество. Соответственно, «каждое государство-член развивает двустороннее или многостороннее политическое сотрудничество без ущерба для своих уже существующих международных обязательств.

После Второй карабахской войны наблюдается изменение подходов турецких государств к кипрской проблеме. Членство ТРСК в ОТГ сыграет важную роль в укреплении Организации как политического союза.

На 9-м саммите ОТГ, который состоится в Самарканде 11 ноября 2022 года, существует вероятность того, что ТРСК станет членом Организации со статусом наблюдателя.

Принятие ТРСК в качестве члена будет означать, что призыв президента Эрдогана во время саммита в Стамбуле: «Мы хотим видеть ТРСК в ОТГ» будет услышан.

Членство ТРСК в Организации, помимо всего прочего, имеет важность с точки зрения реализации следующих статей декларации, подписанной в Стамбуле 12 ноября 2021 года: «Они (стороны – И.С.) подчеркнули необходимость достижения справедливого, прочного, устойчивого и взаимоприемлемого решения кипрской проблемы на основе фактов на острове», «выразили свою солидарность с кипрско-турецким народом, желающим обеспечить свои основные и равные права» и «Турки-киприоты Турции признают требование своего народа о том, чтобы их пригласили участвовать в соответствующих мероприятиях ОТГ».

Эти примеры показывают, что вопросы политического сотрудничества стали приобретать все большее значение в ОТГ, которая долгое время предпочитала держаться подальше от политических вопросов, кроме коммерческих, культурных и межобщинных отношений».

Итак, что самое главное в разделе, изложенном выше? – Как представляется, два обстоятельства:

  1. Шушинское соглашение – это соглашение всеохватное, то есть, экономическое, политическое, гуманитарное и военное. Оно, действительно, является хорошей моделью для Турции. О чем идет речь? – Завести военно-политическую повестку сразу в ОТГ является делом достаточно затруднительным. Однако, можно начать с уровня двусторонних соглашений. И когда «Шушинских соглашений» станет столько сколько двусторонних связей среди участников ОТГ, тогда эти соглашения «совместятся» и перейдут уже на уровень ОТГ. ОТГ, при этом, превратится уже в военно-политический союз в том числе.
  2. Касательно ОТГ и ТРСК – очевидно, что призыв президента Турции Р.Т. Эрдогана – услышан. Это – большая победа Турции и создание важнейшего прецедента для дальнейшей легитимации Северного Кипра. Победа означает возросший, в достаточно мере, вес Турции.

Следующий раздел издания называется как «Мир после коронавируса и ОТГ». Цитируем:

«Страны-участницы ОТГ продемонстрировали твердую солидарность при поддержке Всемирной организации здравоохранения с первых дней, когда коронавирус был объявлен глобальной эпидемией.

До эпидемии коронавируса ОТГ в основном занималась вопросами сотрудничества, такими как культура, образование, молодежь, торговля, туризм и энергетика, в то время как здравоохранение также было включено в эти области с глобальной эпидемией.

В период с 2020 по 2022 год главы государств трижды встречались на саммите. Один из них — внеочередной саммит, созванный с повесткой дня по коронавирусу в марте 2021 года, где также выступил Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения.

Таким образом, состоялся первый внеочередной саммит в истории ОТГ. В соответствии с решениями, принятыми на внеочередном саммите в режиме онлайн, министерства здравоохранения государств-членов приступили к интенсивной совместной работе.

Совместные усилия по наращиванию потенциала, включая разработку вакцины против коронавируса, дали ощутимые результаты, такие как сотрудничество между странами-членами в области поставок товаров медицинского назначения и обмен опытом.

В процессе, когда даже региональные организации с сильной институционализацией, такие как ЕС, испытывали трудности в выработке общей политики, организация материальной и моральной солидарности между турецкими государствами сыграла укрепляющую роль. В процессе, когда во всем мире усиливается торговый протекционизм, шаги, предпринятые тюркскими государствами для облегчения торговли между ними, можно рассматривать как попытку превратить кризис в возможность.

Можно предвидеть, что Организация с тридцатилетним прошлым, рассматривая её через призму Видения тюркского мира – 2040, после коронавируса обретет форму энергетического и торгового пояса на Шелковом пути между Китаем и Европой, и обретет большую важность в международной политической и финансовой системе.

В этом отношении ОТГ — это попытка сосуществования против новых неопределенностей и вызовов, таких как продолжающиеся обычные и гибридные войны вокруг Каспийского, Черного и Средиземного морей, а также все более острые массовые миграции, климатический и продовольственный кризисы.

В процессе, когда обсуждается суверенитет государств и меняется главный актор системы, помимо смещения оси в международной системе, ОТГ повышает свою привлекательность как региональное сотрудничество, которое гармонизирует интересы всех государств-членов на основе суверенного равенства».

Что самое важное в изложенном выше? – Пожалуй, то, что вопросы здравоохранения рассматриваются Турцией как долгосрочные. В этом смысле, можно сколь угодно рассуждать на тему того, что «Путин вылечил мир от коронавируса». Однако, Турция понимает, что история далеко не прекратилась и осознает долгосрочный характер проблемы. При этом не давая себя от неё отвлечь СВО.

Второе – это поиск Турцией тех тем, вообще, которые будут иметь решающее значение для мира в обозримой перспективе. Отсюда и интерес к медицинской и, теперь уже, и продовольственной безопасности. Последнюю тему Турция уверенно перехватила не только у России с Украиной, но и у стран Запада. В целом, Турция пытается играть на международной арене на опережение, не теряя фокуса за «горячей» конъюнктурой.