- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О реакции Германии на турецкую операцию против курдских сил на севере Сирии и Ирака

На текущей неделе федеральный министр внутренних дел Германии Н.Файзер совершила двухдневный визит в Турцию. Ее приезд, изначально ориентированный на обсуждение проблем в сфере безопасности и миграции, состоялся на фоне начала Анкарой воздушной операции на севере Сирии и Ирака, что предопределило центральную тему переговоров сторон. Представительница правительства ФРГ на состоявшейся во вторник встрече с контрпартнером С.Сойлу призвала республику к недопущению эскалации насилия и к «соразмерной реакции» в борьбе с терроризмом, в рамках которой в целом сообщила о германской поддержке. При этом примечательно, что, несмотря на заблаговременное планирование поездки Н.Файзер и то, что переговоры проводились на профильном уровне, по сути, федеральный министр провела беседу со сторонником жесткой линии в кабинете Р.Т. Эрдогана.

Свою реакцию на события также обнародовало внешнеполитическое ведомство Германии. Официальный представитель МИД К.Бургер подчеркнул важность той же «пропорциональной реакции», а также «соблюдения международного права». В последнем случае отдельно он остановился на защите гражданских лиц, сообщения о жертвах среди которых он назвал «крайне тревожными». Кроме того, в этом контексте К.Бургер уделил особое внимание Уставу ООН, фокусируясь на том, что заложенное в статье 51 «право на самооборону не включает права на возмездие».

Официальная линия коалиции «светофор» под руководством О.Шольца,  отличающаяся определенной сдержанностью, заметно контрастирует с точками зрения, которые высказываются на партийном уровне. В частности, коллега  канцлера и министра внутренних дел по СДПГ, представитель фракции по внешней политике Н.Шмид  обрушился на Турцию и ее лидера с гораздо более серьезной критикой. Политик обвинил Р.Т. Эрдогана в том, что операция против курдских сил на севере Сирии и Ирака представляет собой его маневр, задуманный для того, чтобы «показать свою силу  внутри страны перед выборами в следующем году». При этом отдельно Н.Шмид обратил внимание на отсутствие причинно-следственных связей между началом операции, о которой было объявлено несколько месяцев назад, и недавним терактом в Стамбуле.

Не менее полярной является ситуация в рядах младшей коалиционной партии – «Зеленых». Министр иностранных дел А.Бербок пока сделала  собственный комментарий относительно событий на севере Сирии и Ирака. Это особенно примечательно, если учесть, что на текущей неделе она вступала перед Бундестагом, где избежать оценок турецких действий ей, судя по всему, помогли вопросы о предстоящем завершении развертывания Бундесвера в рамках миссии в Мали. А вот ее однопартиец, министр продовольствия и сельского хозяйства Дж.Оздемир в социальных медиа также заподозрил турецкого президента в попытках сделать внутриполитический ход по соображениям разворачивающейся электоральной борьбы. По словам «зеленого» политика, «Бомбы Эрдогана на курдов, которые успешно боролись с террористами ИГ (запрещено в РФ), призваны отвлечь внимание от экономической катастрофы в Турции». Помимо него, с критическими замечаниями выступили представители фракции Ю.Триттин и М.Лакс, а также сопредседатель партии Р.Ланг. С точки зрения последней, операция  продиктована внутриполитическими мотивами, однако существенно большего внимания заслуживает международная составляющая. В частности, политик подчеркивает, что нельзя «мириться с тем, что страна НАТО реагирует на ужасное преступление военными атаками, нарушающими международное право».

Таким образом, можно говорить о том, что федеральное правительство стремится по возможности сгладить риторику в адрес Турции, опасаясь осложнить отношения между Анкарой и Берлином. Такая тактика обусловлена несколькими обстоятельствами.

Во-первых, как видно из первоначальной программы визита Н.Файзер, федеральное правительство явно планировало развить диалог по миграционной проблематике, что крайне важно в силу вновь разворачивающихся дебатов по этой теме в ЕС. Как следствие, усиление давления на турецкую сторону чревато новой порцией угроз Р.Т.Эрдогана об открытии границ для беженцев, что обеспечит им проникновение в Европу.

Во-вторых, Турция по-прежнему блокирует вступление Швеции и Финляндии в НАТО, что препятствует реализации стратегии расширения Североатлантического альянса в условиях его геополитического противостояния с Россией. ФРГ, стремящаяся играть в блоке одну из ключевых ролей, а также переориентирующая свою внешнюю и оборонную политику на Европу, считает приоритетом добиться достижения задач на данном направлении, отодвигая на второй план ближневосточный вектор.

Впрочем, сложившаяся ситуация несет в себе и несколько угроз для Берлина, имеющих внутриполитическое значение, что делает их еще более опасными. Сдержанность в отношении турецкой операции грозит осложнить не только отношения коалиции и оппозиции, но и посеять раздор внутри правительственных партий. Пока речь идет прежде всего о разнице трактовок причин турецкой операции. Однако в дальнейшем политики, выражающие  несогласие с правительственной линией, способны сместить акценты на целесообразность оборонного сотрудничества и ситуацию с правами человека. Данная проблематика уже вызывала серьезную критику в адрес коалиции «светофор» в связи с общением ее представителей с первыми лицами Катара и Саудовской Аравии. Кроме того, солидаризация с Анкарой в области контртеррористических мероприятий способна негативно повлиять на блокирование деятельности связанных с Турцией ассоциаций в ФРГ, находящихся под наблюдением Федерального ведомства по защите конституции.