- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об актуальной повестке дня в Турции: конституционные предложения «стола шести»

28 ноября прошло очередное заседание «стола шести». Второй круг переговоров неожиданно становится интереснее первых шести встреч. Это определяется контекстом, сформированным вокруг оппозиционных партий. Неслучайно количество встреч участилось. Однако отчетное мероприятие стало еще более привлекательным для общественности. На нем участники формата впервые представили конкретные предложения и вышли за границы абстрактной формулы улучшенной парламентской системы (güçlendirilmiş parlamenter sistemi).

В общей сложности, оппозиционные партии предлагают 85 различных изменений в текст Основного закона. Их предложения заключаются в:

Анализ позволяет обнаружить послание, которое оппозиционные партии передают этими поправками. Основной упор делается на принципы демократии и справедливости. Второй элемент может создать серьезное конкурентное преимущество, так как значительная часть общества считает его недостаток в нынешней системе критичным. Также отмечается явный акцент на защиту прав человека.

Иными словами, «стол шести» этим пакетом поправок предлагает альтернативу для электората, который разочарован политикой Р.Т.Эрдогана. Важно подчеркнуть, что этот избиратель является разнородным. Есть как принципиальные противники правящей партии, которые никогда за нее не голосовали, так и  избиратели, сменившие свои предпочтения под влиянием экономических проблем.

Однако стоит вопрос: насколько этот шаг является своевременным? С одной стороны, оппозиция повышает ставки. Предлагая эти поправки, она демонстрирует свои цели, которые планирует реализовать в случае победы. Долгое время оппоненты Эрдогана не могли предложить ничего конкретного формуле «мы работаем на благо народа, и вот наши результаты». Сейчас у «стола шести» есть свой проект. Он представляется в качестве инструмента мобилизации поддержки, что важно в условиях наличия у Эрдогана фактора «тайных поклонников», которые о своих предпочтениях готовы заявить только в день голосования.

Но, с другой стороны, для их принятия необходимо наличие конституционного большинства. В нынешних условиях оно составляет 360 мандатов. Здесь стоит вопрос: сможет ли оппозиция достичь необходимой отметки? При наличии положительного ответа может родиться еще один вопрос: это большинство учитывает мандаты Демократической партии народов (HDP)? Это создает большую проблему, потому что данный нюанс нужно объяснить электорату просто и четко для сохранения своей привлекательности. Проэрдогановский блок при возможности будет на это указывать. В условиях разрозненности оппозиции и ее отражения в информационном поле необходимо дать электорату уверенность в том, что поставленная цель является реально достижимой.

Вызывает вопрос и сам характер поправок. Такое их содержание не является удивительным. Шесть лидеров оппозиционных партий постоянно говорили в подобном духе. Однако ранее мы поднимали вопрос об особенности протестного электората, которая связана с его неоднородностью. Та его часть, которая подпитывается аргументами, имеющими культурную, идеологическую и идейную природу, удовлетворится этими предложениями. Однако существует и та часть, которая ищет выгоды для себя. Они размышляют, прежде всего, в экономической плоскости. Однако ответ оппозиции в стиле «изменение системы управления создаст позитивные условия для восстановления экономики» их не устраивает. Для их удержания нужен аргумент с более высокой способностью к демонстрации выгоды. Поэтому шаг оппозиции показывает, насколько тяжелая и сложная задача стоит перед ней.

 

Таким образом, на основании вышеизложенного мы делаем следующие выводы.