- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О факторах, влияющих на позицию Европы по ливийскому конфликту

Как полагают турецкие эксперты, позиция, выраженная большинством членов Европейского парламента в отношении недавних событий в конфликте между правительством Греции и Правительством национального единства (ПНЕ) во главе с Абдель Хамидом Дбейбой в Ливии, имеет несколько последствий и направляет сигналы в разных направлениях. Однако это не означает, что Европейский союз провел четкую линию в отношении ливийского кризиса и его пересечения с проблемами в Восточном Средиземноморье и собирается занять твердую позицию по этому вопросу. Большинство членов Европейского парламента, поддержавших решение в отношении Ливии и ее региональных и международных проблем, поддержали Грецию в споре о соглашениях, которые Анкара подписала с Триполи относительно демаркации границы в 2019 году и разведки нефти и газа в 2022 году. Афины считают эти соглашения незаконными и нарушением суверенитета Греции, что непосредственно угрожает ее интересам. Однако решение депутатов Европарламента было осторожным в решении спора; они удовлетворились тем, что призвали ПНЕ отменить соглашения с Турцией. Он сослался на Турцию в своем призыве к ряду региональных и международных сторон прекратить вмешательство в конфликт. Между тем, что касается вопроса о выводе иностранных войск из Ливии, основное внимание было уделено поддерживаемой Россией ЧВК «Вагнер».

Для Европейского парламента естественно поддерживать Афины в их позиции по конфликту в Восточном Средиземноморье, поскольку Греция является членом ЕС, и существуют юридические обоснования, связанные с конфликтом, которые укрепляют ее позиции перед лицом Турции. Тем не менее, существовал политический мотив; или, скорее, несомненно, был некий глубинный процесс, который повлиял на позицию многих депутатов Европарламента в отношении Турции с точки зрения ее идентичности и политики. Отчет Комитета по иностранным делам Европейского парламента, опубликованный в июне, оказал влияние на разработку многих пунктов, содержащихся в рассматриваемом решении, особенно в отношении вывода иностранных сил и поддержки миссии ООН в ее усилиях по примирению ливийских сторон и достижению соглашения на основе соглашения о прекращении огня, а также установить дату выборов. Важно, чтобы ЕС планировал эффективную роль в ливийском кризисе, выступая единым голосом о ливийском конфликте и путях выхода из него. Это связано с тем, что члены ЕС разошлись в своем подходе к событиям в Ливии, вплоть до того, что Франция и Италия стояли по разные стороны конфликта, в то время как Европа потеряла инициативу, и ее роль уменьшилась в пользу России и Турции после поражения сил Халифы Хафтара, которые атаковали столицу, Триполи, в 2019 году.

Нынешнее решение Европейского парламента отражает позицию Европы, которая выступает против политики Турции или, по крайней мере, имеет оговорки. Несмотря на это, это решение не оказывает давления на европейские исполнительные органы, Европейский Совет и Европейскую комиссию, чтобы они заняли ту же позицию и приняли практические меры по ее реализации. Резолюция не критиковала Турцию, а просто призвала ПНЕ отменить соглашения с Анкарой, и это само по себе не является обязательным для Европейского совета и Комиссии и не обязывает их придерживаться конфронтационного подхода к Турции или оказывать давление на правительство, базирующееся в Триполи. Контраст в позициях между европейскими столицами и отсутствие единого видения и позиции по ливийскому кризису, выявленные решением парламента, подтверждают, что подтягивание исполнительной власти в ЕС и властей европейских столиц к твердой позиции по ливийскому вопросу маловероятно. ЕС и его основные государства–члены будут по-прежнему зависеть от поддержки США в любом серьезном подходе к прекращению конфликта и недопущению вмешательства внешних сторон. Если мы добавим к вышесказанному деликатность ситуации в регионе и косвенное столкновение между Европой и Россией, а также значение Турции и ее роль в уравновешивании российского вторжения в Сирию, Ливию, Азербайджан и Украину, то открытие фронта с Анкарой в соответствии с пожеланиями Греции маловероятно. Анкара понимает это и использует это, чтобы заполнить вакуум и маневрировать, чтобы получить некоторую выгоду от огромных богатств Восточного Средиземноморья. Соответственно, основное внимание в заявлении было уделено позиции  GNU, чтобы удовлетворить Грецию и попытаться согласовать позиции европейских партий с оговорками относительно внешней политики Турции. В краткосрочной перспективе европейская политика будет ограничена попытками подтолкнуть ливийцев к выходу из орбиты Анкары в том, что касается ранее упомянутых соглашений.

На очень осторожную позицию же ЕС по ливийскому досье в целом будет  более серьезное влияние оказывать проблема миграции. Европейская комиссия 21 ноября представила план действий из 20 пунктов, направленный на решение проблемы растущей миграции в Центральном Средиземноморье.  Более 90 000 мигрантов и беженцев прибыли в Европейский союз в этом году по центрально-средиземноморскому маршруту, например, через море из Северной Африки в Италию или на Мальту, что на 50 процентов больше, чем в 2021 году.  Комиссар ЕС по внутренним делам Ильва Йоханссон заявила на пресс-конференции, что одним из направлений плана ЕС является укрепление сотрудничества с третьими странами, включая действия по предотвращению выезда из Северной Африки. Комиссия заявляет, что большинство мигрантов выезжают из Ливии и Туниса и прибывают в основном из Египта, Туниса и Бангладеш. ЕС намерен потратить 580 млн  евро (594 млн долларов) в период с 2021 по 2023 год на поддержку стран Северной Африки и содействие экономическому росту и созданию рабочих мест в регионе. Проблема обострилась ранее в этом месяце, когда Париж и Рим столкнулись из-за принятия Францией лодки с 234 спасенными мигрантами, которых Италия отказала. Район Средиземного моря, через который проходит большинство судов с беженцами, разделен на три условные географические зоны САР — итальянскую, мальтийскую и ливийскую, причем каждая зона считается зоной ответственности береговой охраны своей страны. Хотя итальянская береговая охрана продолжает проводить спасательные операции в отведенной ей зоне ООС, в том числе незаметно доставляя на берег более 1000 спасенных беженцев во время недавнего противостояния, мальтийские и ливийские районы ООС плохо патрулируются, и спасательные суда НПО в данном случае пытаются заполнить этот пробел. Мальта в этом плане ничего не делает. Лодки в мальтийских водах, подающие сигналы бедствия любыми возможными способами, не получают абсолютно никакого ответа от мальтийских властей. Ливийская зона, ранее в значительной степени охваченная финансируемыми ЕС проектами, такими как операция «София», была создана в 2018 году, когда правительство, базирующееся в Триполи, объявило, что оно передало контроль над зоной Международной морской организации (IMO), агентству ООН, ответственному за регулирование судоходства. Но финансируемые ЕС попытки предоставить ливийской береговой охране необходимые ресурсы для предотвращения попадания лодок с беженцами в европейские воды оказались неадекватными и вызвали жесткую критику со стороны правозащитных групп, а также спасательных судов НПО. Ливийская береговая охрана, которая стала общим термином для нескольких ливийских организаций, регулярно не соблюдала международные морские протоколы, включая базовую радиосвязь.  Патрулирование в Ливии описывается как произвольное, при этом суда НПО иногда приближаются на высокой скорости катерами ливийской береговой охраны, в том числе ночью без огней и попыток  установить какой-либо радиоконтакт. Центрально-средиземноморский миграционный маршрут при этом остается одним из самых смертоносных в мире. После более спокойных лет во время пандемии Covid-19 в этом году в Италию прибыл 93 241 беженец, около 15 процентов из которых были доставлены к берегам Европы судами НПО. Основными национальностями были мигранты из Египта (18 865 человек) и Туниса (17 295 человек), за ними следовали бангладешцы, сирийцы и афганцы. Спасательные организации (в том числе несколько зафрахтованных НПО самолетов, которые ищут терпящие бедствие лодки и отправляют координаты любым находящимся поблизости судам) утверждают, что индустрия контрабанды постоянно развивается. Самой последней тенденцией стали упакованные деревянные лодки, обычно старые и в плохом состоянии, вместо больших резиновых лодок, которые уже давно стали нормой. Еще одной тревожной новой тенденцией стало увеличение числа отправлений из восточной Ливии, к которым нынешние спасательные операции плохо подготовлены, поскольку все суда НПО сосредоточены на западной части ливийской полосы, откуда уходит большинство лодок, но если эта новая тенденция с восточной стороны сохранится, это потребует изменения стратегии.   Министр внутренних дел Италии Маттео Пьянтедози назвал новую инициативу  ЕС «солидным началом», приветствуя акцент на расширении сотрудничества со странами происхождения и транзита, а также на большей координации спасательных работ на море. Йоханссон сказал, что ЕС необходимо усилить координацию поисково-спасательных работ, в том числе среди прибрежных государств и государств флага, и подчеркнул, что оказание помощи людям, терпящим бедствие на море, является юридическим обязательством.