- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новый турецкий истребитель 5-го поколения: проблемные вопросы и достижения

В Турции форсируются работы по созданию истребителя пятого поколения TF-X, который, как предполагается, сойдет с конвейера в марте 2023 года. Командование турецких ВВС планирует заменить им большую часть американских истребителей F-16C/D и надеется, что первые фактические поставки TF-X в войска начнутся уже в 2028 году. Предполагается, что самолет превзойдет по тактико-техническим характеристикам американский истребитель пятого поколения F-35, российский Су-57 и китайский J-20.

В течение 35 лет центральным элементом ВВС Турции был истребитель F-16. В настоящее время Анкара имеет в своем распоряжении 270 самолета F-16 C/D. В то время как надежный F-16 удовлетворял потребности Турции на протяжении многих лет, технологические достижения, новая обстановка в области безопасности и усиление региональной конкуренции создали потребность в модернизации стареющего парка ВВС Турции.

Анкара должна была постепенно заменить свои самолеты F-16 совместным ударным истребителем F-35 пятого поколения Lockheed Martin. Турция стала партнером программы самолетов с функцией всемерного снижения заметности в 2007 году и планировала первоначально приобрести около 100 единиц F-35. Однако в 2018 году США исключили Турцию из программы по совместному производству истребителей F-35 и обучению турецких пилотов. Кроме того, Вашингтон одобрил запрет на продажу Турции истребителей и ввел санкции против Управления оборонной промышленности Турции. Причиной разногласий между странами стала сделка Анкары с Москвой по закупке российских систем С-400. США потребовали отказаться от сделки и приобрести взамен американские комплексы Patriot, однако Анкара не пошла на уступки.

В 2022 году после начала специальной военной операции ВС РФ на территории Украины турецкому руководству было сделано предложение со стороны американских официальных лиц о возможности пересмотра решения о поставках истребителей F-35A. В качестве условия со стороны американцев было выдвинуто предложение о добровольной передаче комплексов ПВО С-400 в замен на возвращение Турции в производственную цепочку истребителей F-35 и снятие ряда других ограничений. Турецкая сторона ответила на предложение американцев решительным отказом.

На этом фоне в 2020-х годах Турции предстоит столкнуться с серьезной проблемой перевооружения ВВС. С учетом нынешних сроков и ожидаемых проблем с программой истребителей Milli Muharip Uçak (или ММU, ранее известная как TF-X), ВВС Турции в течение как минимум десятилетия не смогут эксплуатировать какую-либо платформу пятого поколения. Кроме того, на фоне проблематичной оборонной экономики, от которой страдает весь мир из-за последствий пандемии коронавируса и начавшегося военного конфликта между Россией и Украиной, шансы Турции получить быструю и удобную временную меру в форме летательного аппарата 4,5 поколения для увеличения своего арсенала невелики.

В целом, турецкие ВВС должны будут полагаться на F-16 четвертого поколения, хотя и с некоторыми важными особенностями модернизации. Кроме того, изначально ВМС Турции планировали использовать авиакрыло F-35B в варианте с коротким взлетом и функцией вертикальной посадки (STOVL) для их базирования на мини-авианосце TCG Anadolu. Однако, планы уже пересмотрены и на турецком авианосце, как предполагается, будут базироваться БПЛА, произведенные частной турецкой компанией Baykar Makina.

Анкара предпринимает попытки свести к минимуму эксплуатационные недостатки, вытекающие из ее исключения из программы F-35. Первой мерой является снижение роли F-16 в рамках решения задач «воздух-земля», хотя именно эти машины составляют основу сдерживающей силы турецкой авиации и будут выведены из эксплуатации только в 2030-х годах. Также Турция может выиграть время для своих истребителей-бомбардировщиков F-4 (которых по состоянию на 2022 год насчитывается около 30 единиц) путем отсрочки их вывода из эксплуатации посредством тщательного выполнения плана технического обслуживания. Еще одна идея, пропагандируемая турецкими военными аналитиками, заключается в том, чтобы запустить в серийное производство тяжелый БПЛА Akinci и легкий штурмовик Hürkuş-C, которые ожидают ввода в эксплуатацию, с тем чтобы они взяли на себя функции штурмовиков.

Фактически, первоначальный план приобретения Турцией F-35 был сосредоточен на закупке 100 единиц базового варианта F-35A. При этом еще в ноябре 2018 года турецкая пресса сообщила, что ВМС готовятся использовать модификацию F-35B с возможностью короткого взлета и вертикальной посадки для их базирования на десантном корабле TCG Anadolu. Имея такую возможность, Турция должна была использовать флагманский корабль в качестве мини-авианосца. Примечательно, что в декабре 2018 года президент Р.Т.Эрдоган (тур. Recep Tayyip Erdoğan) отметил, что Турция готовится приобрести 120 истребителей F-35 вместо запланированных 100. Важно отметить, что на выставке IDEF-2019 был продемонстрирован небольшой макет корабля с F-35 на борту. В настоящее время компоновка TCG Anadolu уже претерпела определенные модификации в соответствии с задачами, возлагаемыми на мини-авианосец. Например, на палубу авианесущего корабля был установлен лыжный трамплин.

Турецкий ОПК по-прежнему остается в критической зависимости от импорта комплектующих, узлов и оборудования, от иностранных технологий. Многие сложные системы создаются при прямом участии/партнерстве с зарубежными разработчиками и зависят от иностранных компетенций либо на 100%, либо в наиболее критически важных узлах. Наиболее ярко этот системный недостаток турецкого ОПК сказывается в двигателестроении, подтверждая общую слаборазвитость в Турции традиционного машиностроения. Никакие успехи в системной интеграции, электронике и создании ряда других новых отраслей промышленности не могут компенсировать отсутствие двигателестроения, требующего национальной школы разработок и производства, а также хорошо оборудованных предприятий. Для Турции положение обостряется затруднением доступа к западным двигателям военного назначения, лицензиям и технологиям военного двигателестроения.

В 2017 году с участием тогдашнего премьер-министра Великобритании Терезы Мэй было подписано соглашение стоимостью 100 млн фунтов стерлингов между турецкой группой Kale Group и компанией Rolls-Royce о создании совместного предприятия по разработке и производству двигателя для перспективного истребителя TF-X. Однако в марте 2019 года соглашение с Rolls-Royce было заморожено – номинально в связи с разногласиями сторон о правах на интеллектуальную собственность.

Таким образом, развивая собственное военное производство, Анкара пытается сократить свою зависимость в этой сфере от Запада. Однако Турция тесно сотрудничает с британскими компаниями в таких проектах как истребитель пятого поколения TF-X и HÜRJET. Двигатель для TAI TF-X планируется производить совместно с британской компанией Rolls-Royce. Самое главное – турецкая промышленность критически зависит от импорта западных технологий.

В заключение отметим, что Турция обеспокоена тем, что может утратить собственное влияние в воздушном пространстве, особенно после того, как была исключена из совместной программы создания ударного истребителя F-35 из-за приобретения систем ПВО С-400 у России. Помимо того, что Турция не имеет возможности закупить истребители нового поколения, страна переживает не лучшие времена с точки зрения потери квалификации личного состава. Само того не желая, правительство Р.Т.Эрдогана нанесло ощутимый удар по ВВС Турции, проведя массовую чистку среди нескольких сотен летчиков и тысяч наземных специалистов по сфабрикованным обвинениям в терроризме после спорной попытки государственного переворота в 2016 году.