- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Очередное заседание комитета Бундестага ФРГ по изучению завершающего этапа миссии в Афганистане: оценка сотрудничества в целях развития

В конце минувшей недели состоялось очередное заседание специального следственного комитета Бундестага, изучающего завершающий этап миссии Бундесвера в Афганистане в период с 29 февраля 2020 г. по 30 сентября 2021 г. На этот раз в центре внимания оказалось сотрудничество в целях развития между Берлином и Кабулом на указанном временном промежутке. Для характеристики ситуации на момент рассматриваемых событий был опрошен их непосредственный участник – тогдашний начальник профильного управления федерального министерства экономического сотрудничества и развития.

Согласно показаниям приглашенного свидетеля, объем ежегодной поддержки ФРГ проектов в Афганистане равен в среднем 250 млн евро, из которых часть средств поступала в фонды международной группы доноров, в то время как оставшиеся расходовались ФРГ самостоятельно посредством реализации совместных инициатив министерства экономического сотрудничества и развития, МИД и Государственного банка реконструкции и развития (KfW). Их непосредственное воплощение было поручено Германскому обществу международного сотрудничества (GIZ). В результате предпринятых усилий, по словам главы профильного управления федерального министерства экономического сотрудничества и развития, к 2020 г. был достигнут прогресс, наиболее заметный в сфере здравоохранения и использования водных ресурсов, кроме того увеличилось покрытие сети интернет. Свою дальнейшую миссию упомянутые ведомства видели в содействии созданию жизнеспособной государственной структуры. В результате сложилось мнение, что благодаря сотрудничеству в целях развития в Афганистане появилась прослойка населения, которая сумеет сдержать приход к власти движения «Талибан» (запрещено в РФ).

Вместе с тем, свидетель признал и существовавшие на тот момент просчеты, заключавшиеся, к примеру, в том, что географический охват программ оказался неравномерным. В дальнейшем, то есть на этапе, изучением которого занимается парламентский следственный комитет, оказывать помощь становилось все сложнее. Несмотря на это, как было подчеркнуто на заседании начальником профильного управления федерального министерства экономического сотрудничества и развития, Берлин пытался адаптировать рассматриваемый компонент сотрудничества к новым реалиям, возникшим после подписания Дохийского соглашения. Свидетель даже упомянул неофициальные переговоры с талибами, направленные на выяснение их подходов. Параллельно с этим в правительстве прорабатывались варианты продолжения оказания поддержки уже после вывода Бундесвера, помешал которым быстрый захват власти «Талибаном».

Наконец, свидетель рассказал о своем видении проблемы с эвакуацией местных сотрудников миссии ФРГ. По его данным, с Германским обществом международного сотрудничества и Государственным банком реконструкции и развития работали порядка 1,5 тыс. афганцев, однако характер их занятости он не пояснил, ссылаясь на «определенную степень секретности». На его взгляд, сами афганцы были в целом довольны своим положением, в том числе потому, что рассматривали эту деятельность как вклад в будущее страны. Несмотря на то, что представитель министерства экономического сотрудничества и развития признал «опасность для жизни и здоровья» афганского персонала, а также возросшее после подписания Дохийского соглашения количество поступавших им угроз, он поддержал важность принятия индивидуальных решений по организации эвакуации таких лиц и членов их семей, так как, с его точки зрения, увеличение тех, на кого распространяется данная программа, лишь провоцирует дополнительные трудности. Комментируя ситуацию в аэропорту Кабула в августе 2021 г. опрошенный счел основной проблемой «практические трудности», однако от подробной оценки обстановки отказался, сославшись на то, что к указанному моменту перестал заниматься афганским направлением.

Примечательно, что по итогам данного блока заседания члены парламентского комитета по расследованию сообщили о зафиксированных ими расхождениях между сведениями, которые Бундестаг получал непосредственно на завершающем этапе миссии, и внутренними оценками различных ведомств, обнаруживающимися в настоящий момент по мере установления всех обстоятельств, сопровождавших вывод Бундесвера. По сути, сложилась ситуация в которой в том числе Министерство экономического сотрудничества и развития предоставляло в парламент данные, направленные на то, чтобы обеспечить поддержку правительственного решения о продлении мандата на присутствие в Афганистане. При этом их мотивация состояла в том, что формирование ожиданий скорого ухода ФРГ рискует создать «порочный круг эскалации», заключающийся в образовании вакуума власти, которым попытаются воспользоваться талибы.

В целом на первый взгляд избранная для последнего к настоящему моменту заседания следственного комитета Бундестага по Афганистану центральная тема лишь опосредованно связана с основной миссией данной парламентской структуры, однако в действительности она имеет большое значение как для изучения самой эвакуации, так и перспектив помощи, оказываемой Берлином. Согласно последнему отчету Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Афганистан находится в чрезвычайном положении, поскольку не менее половины его населения, в первую очередь женщины и дети, страдают от голода, спровоцированного засухой, политическим кризисом и прекращением зарубежных программ поддержки, что требует от международного сообщества, включая ФРГ, быстрого реагирования. Параллельно с этим Германское общество международного сотрудничества, продолжающее работу в Афганистане, постоянно передает сведения в федеральное внешнеполитическое и экономическое ведомства о преследованиях местного персонала и  нападениях на офисы CIZ. При этом с точки зрения представителей самого Общества, работающих на местах, суть проблемы заключается в невозможности координации деятельности с «Талибаном», т.к. Берлин опасается, что подобный шаг будет истолкован как легитимизация его власти. Однако есть версия, что один из рейдов «талибов» на объекты  GIZ в Джелалабаде все же удалось предотвратить как раз после такой неофициальной координации. Кроме того, как считает депутат «Левой» партии С.Дагделен наем на работу нового персонала, а GIZ после прихода «Талибана» трудоустроил не менее 250 афганцев, также происходит как минимум с молчаливого согласия движения, любое взаимодействие с которым ФРГ отрицает.