- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О структурной организации афганского движения «Талибан». Часть 1

При детальном анализе структуры радикального исламистского движения «Талибан» (запрещено в РФ) выясняется, что для него характерно два определенных элемента. Первым является жесткая иерархия внутри официального правительства, известного под названием Исламский Эмират. Высшим органом в нем является Кветта Шура во главе с Хайбатуллой Ахундзаде, который имеет статус верховного лидера движения и руководит основными министерствами, включая министерства обороны, внутренних дел, финансов, юстиции и информации. Другой элемент, определяющий структуру «Талибана» и являющийся решающим для понимания его сути – это зонтичный характер организации. Во главе политического органа «Талибана» стоит Рахбари Шура (также известная под более распространенным названием Кветта Шура), которую возглавляет Ахундзаде. Под контролем Ахундзаде и Кветта Шуры находятся министерские должности, обладающие номинальными полномочиями, в их числе: канцелярия премьер-министра, в ведении которой находится деятельность всех других министерств. В их числе – Министерство внутренних дел, которое занимается вопросами внутренней политики и безопасности; Министерство обороны, которое курирует военные вопросы; Министерство финансов, которое занимается проблемами формирования бюджета; Министерство юстиции, которое управляет судами и другими соответствующими учреждениями; Министерство информации, которое официально отвечает за государственные СМИ, но на практике является пропагандистским органом государства. Помимо центрального руководства «Талибана» в составе движения существует несколько отчасти обособленных групп. Некоторые из них расколоты на фракции, которые находятся под руководством талибов с момента формирования нового правительства. С приходом к власти в Афганистане талибов, в стране и за ее пределами стали появляться слухи о том, что в новую структуру правительства войдут старейшины племен, которые традиционно не были связаны с движением «Талибан». Идея заключалась в том, что эта инклюзивность обеспечит долгосрочную стабильность режима Исламского Эмирата, однако никаких признаков инклюзивной структуры нового правительства в последствии не наблюдалось. Итак, в дополнение к основному руководству талибов в лице Кветта Шуры и лояльных ей боевиков, есть еще три группы, действующие под эгидой «Талибана»:

«Хизб-е-Валаяти»

Группировка впервые возникла в провинции Кандагар. Ее главарем является давний член движения «Талибан», известный как доктор Анвар, родом из провинции Урузган. Анвар поддерживал тесные связи с высшим руководством талибов в течение почти трех десятилетий, включая основателя и первого верховного лидера движения муллу Мохаммада Омара. После того, как были обнаружены доказательства его моральных проступков, Анвар был отстранен от должности Гражданской комиссией талибов в Урузгане и был вынужден бежать в Пакистан. После вывода войск международной коалиции из Афганистана в 2021 году Анвар нашел возможность вернуться в страну, после чего ему удалось сплотить сторонников в правительстве Исламского Эмирата, а также большое количество боевиков. Предполагается, что центр влияния Анвара в настоящее время находится в Кандагаре.

«Фракция Хана»

Фракцию возглавляет генерал Тадин Хан, бывший начальник полиции провинции Кандагар. Хан долгие годы был одной из самых влиятельных фигур в Афганистане и сохранял свой авторитет на протяжении всего периода, когда талибы воевали против присутствовавших в стране сил международной коалиции. Широкая  народная поддержка была обусловлена его грамотностью в сфере управления, а также семейными связями его племени ачакзай. В то время когда Афганистан находился под властью избранного правительства Хамида Карзая и его преемников, Хан организовал обучение большой группы боевиков в Белуджистане. Различные источники указывают на то, что свои нынешние силы Хан собрал именно из этой группировки. Согласно сообщениям, он продолжает поддерживать тесные связи с антиталибским сопротивлением, в том числе с группами, которые формально связаны с Северным альянсом. Таким образом, обе вышеперечисленные группы внутри движения «Талибан» имеют собственное руководство, а их последователи лояльны талибам и их центральному руководству. У каждой из них имеются коммерческие проекты, обеспечивающие их главарей частными доходами, при этом их руководство обладает официальной властью в одном или нескольких ведомствах Исламского Эмирата либо на уровне провинций, либо на уровне министерства. То же самое относится и к третьей группе:

«Сеть Хаккани»

В настоящее время «Сеть Хаккани» (запрещена в РФ) возглавляет Сираджуддин Хаккани – сын ее основателя Джалалуддина. Занимая должность главы Министерства внутренних дел в правительстве талибов, Сираджуддин одновременно является членом террористической организации «Аль-Каида» (запрещена в РФ) и в прошлом публично призывал к совершению терактов смертниками. Зарубежные аналитики считают, что «Сеть Хаккани» курируется Межведомственной разведкой (МВР) Пакистана, оказывающей ей обширную финансовую и материально-техническую поддержку извне, что позволяет ей сохранять автономный статус внутри движения «Талибан». Поскольку Сираджуддин в настоящее время занимает пост министра внутренних дел, «Сеть Хаккани» также обладает властью на официальном уровне, доминируя в секторе внутренней безопасности, что, к примеру, позволяло ей на протяжении некоторого времени защищать эмира «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири в Кабуле.