- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О направлениях военно-политического и военно-технического сотрудничества Китая со странами Ближнего Востока и Северной Африки

В новых геоэкономических и геополитических условиях руководство КНР рассматривает военное сотрудничество с зарубежными странами в качестве инструмента проецирования своих разрастающихся интересов. Расширению военно-технических связей КНР со странами Ближнего Востока и Северной Африки способствует экспорт вооружений. Для исследователей Ближневосточного и Североафриканского рынков вооружений несомненный интерес представляет то, что КНР осуществляет продажу продукции военного назначения в страны, сотрудничество с которыми в данной области не рекомендовано американским государственным департаментом и влечет наложение односторонних санкций со стороны США.

Ирак

Командование армейской авиации СВ Ирака возобновило боевое применение по назначению разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) CH-4 китайского производства. Семейство многоцелевых БПЛА CH-4 класса MALE разработано входящей в состав корпорации CASC (China Aerospace Science and Technology Corporation) Академией авиационной аэродинамики CAAA (Academy of Aerospace Aerodynamics) и поставляется с широким комплектом датчиков. Как сообщает Jane’s Defence Weekly, пресс-канцелярия МО Ирака опубликовала видео, на котором министру обороны Джуме Инаду Саадуну демонстрируют расположенный на авиабазе «Балад» наземный пункт управления китайскими БПЛА. Анализ предоставленных видеоматериалов показывает, что глава оборонного ведомства также наблюдал за взлетом БПЛА CH-4, вооруженного ракетами AR-1 с лазерным наведением и бомбами FT-9. Применение БПЛА сыграло значительную роль в ходе боевых действий, направленных против экстремистской группировки ИГ (запрещена на территории России), но были поставлены на складское хранение в 2017 году из-за истекающего срока эксплуатации. В 2021 году с китайским производителем был подписан контракт на восстановление функционирования БПЛА. Многочисленные информационные материалы подтверждают, что МО Ирака впервые представило подтверждающие наличие в войсках CH-4 материалы в октябре 2015 года, не раскрыв точное количество БПЛА, которое было приобретено. Его экспортируют в Алжир, Египет и Саудовскую Аравию, которая получила лицензию на серийный выпуск всех версий CH-4. БПЛА китайского производства, поставляемых в ближневосточный регион неоднократно обсуждалось специалистами.

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия ведет предварительные переговоры с Китаем по вопросу приобретения многоцелевых истребителей пятого поколения FC-31 (Gyrfalcon) разработки Shenyang Aircraft Corporation. По информации ресурса Tactical Report, Китай предлагает передать технологии FC-31 и организовать местное производство истребителей, включая передачу ряда других систем. FC-31, также известный как J-31, представляет двухдвигательный многоцелевой истребитель, отвечающий требованиям боевых действий будущего. Согласно информационному бюллетеню Китайской авиационной промышленной корпорации AVIC за 2018 год, его длина составляет 17,3 м, размах крыла – 11,5 м. Морская версия, известная как J-35, находится в стадии разработки и предназначена для использования на новом китайском авианосце «Фуцзянь» (Тип-003) второго поколения, строящегося для китайских ВМС. Эр-Рияду (не без китайской помощи) удалось совершить рывок в развитии баллистической программы. Данным о том, что КНР помогает Саудовской Аравии ракетными технологиями, уже четыре десятилетия. Однако сейчас американцы заметили в Давадми следы утилизации топлива, которое остается в процессе производства твердотопливных баллистических ракет. Вопрос заключается в том, насколько далеко Эр-Рияду удалось продвинуться в развитии и насколько это повлияло на его ядерный потенциал, потому что от второго будет зависеть то, куда уйдут венские переговоры с Ираном. Если учесть, сколько шума в этом году было вокруг сотрудничества Китая и ОАЭ, нетрудно предположить, по какой траектории будут развиваться в США дебаты о необходимости отучить еще одного аравийского союзника от китайской помощи. CNN утверждает, что Белый дом уже задумался о введении санкционных мер против тех компаний, которые занимаются поставкой в Саудовскую Аравию баллистических технологий. Саудовская Аравия в рамках прошедшей выставки «Эйршоу Чайна-2022» в Чжухае заключила с Китаем контракты стоимостью около 1,3 млрд долл. на закупку 15 комплектов противокорабельных баллистических ракет «Инцзи-21Е» (YJ-21E) и лазерных систем Silent Hunter.

Иран

Насыщение Ираном проблемных зон Ближнего Востока беспилотниками поставило в центр внимания его отношения с Китаем. Выступая на сенатских слушаниях, посвященных КНР, помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока Барбара Лиф заявила, что Пекин несет ответственность за поток БПЛА иранским прокси в регионе. «Меня беспокоит, что Китай не оказывает давления на Иран в такие моменты, когда мы видим кинетическую активность», – обратила внимание дипломат. Похоже, в Вашингтоне уверены, что часть дронов, которые атакуют американских партнеров на Ближнем Востоке, имеет китайское происхождение. Отдельный вопрос – военно-техническое сотрудничество между государствами Персидского залива и Китаем. «Это своего рода вопрос, в котором мы очень четко пытаемся разобраться с нашими партнерами: экономические отношения — это одно, покупка оборонных изделий — это другое», – заметила Лиф.  Из ее высказываний следует, что санкционный ответ со стороны США последует не только на появление в странах Залива военных пунктов КНР (такие подозрения появлялись в отношении ОАЭ), но и на обычное расширение оружейного импорта.

Экспорт вооружений из Китая в страны Северной Африки

Присутствие армии Китая в Африке расширяется. Она обучает все больше африканцев приемам современного боя, делится с ними данными разведки о терроризме. Также продолжает действовать китайская база в Джибути. Но в странах НАТО (в том числе и Турции) считают подобные шаги КНР угрозой своим национальным интересам. Но и интересы России, крупнейшего поставщика оружия и военных инструкторов в Африку, могут пострадать. По мнению Джона Калабрезе, главы департамента в Американском университете Вашингтона, расширение военного присутствия Китая на Черном континенте – закономерное событие на фоне инициативы «Пояс и путь», которая охватила весь мир. В этом плане смысл создания военной базы в Джибути и активизация участия Китая в миротворческих миссиях ООН очевидны.

Алжир

Как сообщает  военно-технический ресурс Navyrecognition.com, на страницах соцсетей появились новые фотографии, где демонстрируется начало ходовых испытаний строящегося в Китае по контракту с командованием ВМС Алжира модифицированного корвета класса Тип-056. Алжир подтвердил решение о закупке у китайской корпорации Норинко наземной системы ПВО и ПРО «Лэдун-3000» (LD3000). Скорострельность зенитной пушки «1130» указанной системы составляет 10000 выстрелов в минуту, сбивает цели на высоте до 5000 метров. РЛС способна обнаруживать и осуществлять одновременный захват до 40 целей. Алжир планирует разместить систему на важных военных объектах, в том числе на нефтяных месторождениях. Кроме того, Алжир проявил интерес к приобретению китайского зенитного ракетного комплекса «Хунци-17АЕ».

Марокко

Марокко ведет переговоры с Китаем о поставке ударных БПЛА «Винг Лунг-2» для замены в перспективе состоящих на вооружении национальных ВВС «Винг Лунг-1», переданных из наличия ВС ОАЭ. Как сообщает аналитический портал Defensa.com, в 2020 году ОАЭ безвозмездно передали ВС Марокко четыре БПЛА «Винг Лунг-1», которые позволили сформировать ядро первой эскадрильи ударных БПЛА в составе ВВС Марокко. Они, в частности, активно применялись для нанесения авиаударов по формированиям сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО, борющегося за независимость Западной Сахары. Как предполагается, несмотря на то, что ВС Марокко подписали с Турцией контракт на поставку 36 разведывательно-ударных БПЛА Bayraktar TB2 и уже получили около 25 аппаратов, они намерены сохранить диверсификацию поставщиков вооружения и военной техники для ВС страны.

В заключение нашего исследования экспорта китайских вооружений на Ближневосточный и Североафриканский рынки отметим, что Китай – первый экономический и военно-политический партнер Африки. Об этом говорит и база в Джибути, и участие китайских миротворцев в операциях ООН. Несмотря на фактическое доминирование США на Ближнем Востоке, китайцы стабильно продвигают свои вооружения в качестве альтернативы, что естественно создает вызов другому региональному экспортеру дешевого и надежного оружия – Турецкой Республике.