- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Исламская конференция в Германии в контексте перспектив миграционной политики и контактов ФРГ с Турцией и Ираном

7 декабря при участии федерального министра внутренних дел Н.Фезер открылась традиционная Исламская конференция Германии (DIK), которая проводится на регулярной основе с 2006 г. Ее инициатором выступил один из предшественников Н.Фезер – В.Шойбле (ХДС) в интересах улучшения религиозной и социально-политической интеграции мусульманского населения страны. В текущем году делегатами мероприятия стали порядка 160 представителей исламских общин, органов земельной и муниципальной власти, науки, гражданского общества. В центре внимания собравшихся оказались вопросы борьбы с антиисламскими настроениями, подготовки имамов, разработки эффективных механизмов взаимодействия с мусульманскими общинами и организациями.

По словам Н.Фезер, прозвучавшим на встрече DIK, она воспринимает конференцию как «разговор друг с другом, а не друг о друге», а также в качестве «центрального форума для взаимодействия и сотрудничества между государством и мусульманами в Германии». Вероятно, руководствуясь статусом данного мероприятия, министр внутренних дел решила использовать его площадку для информирования о планах «постепенно сокращать количество государственных имамов, направляемых в Германию», дабы в будущем полностью отказаться от подобной практики. По словам политика, данные трансформации создадут условия для улучшения процесса интеграции граждан, исповедующих ислам, поскольку имамы, подготовленные в ФРГ, лучше знакомы с реалиями жизни в стране. Кроме того, министр рассчитывает на сокращение иностранных каналов влияния, вызывающих опасения Федерального ведомства по защите конституции и оппозиции, прежде всего партии ХДС.

В настоящий момент в Германии насчитывается более 2,5 тыс. имамов, большинство из которых приезжают из-за границы. При этом от 800 до 950 из них, как оценивают эксперты, связаны с крупнейшей исламской организацией суннитского толка в ФРГ – DITIB, корни которой уходят в Турцию. Подобная ситуация обусловлена тем, что DITIB оплачивает деятельность имамов, работающих по контракту несколько лет, в то время как самостоятельно религиозные общины зачастую не имеют возможности покрыть такие расходы.

Несмотря на поддержку, оказываемую DITIB общинам, опасения, в том числе со стороны Федерального ведомства по защите конституции, вызывает то, что организация может параллельно вести политическую пропаганду и сбор пожертвований. Это, в свою очередь, представляет основание для ограничения ее активности. Пока Н.Фезер рассчитывает на компромиссный вариант, чья суть кроется в том, чтобы готовить имамов совместно с DITIB, но на территории ФРГ. Такой центр уже был открыт в городе Айфель. Кроме того, статс-секретарь министерства внутренних дел Ю.Зайферт неделей ранее лично посетила Турцию, где обсуждала вопрос о введении процедуры согласования кандидатуры имамов перед получением ими назначения в Германии.

Еще более сложная ситуация сложилась, как кажется, в Гамбурге, где в ноябре была наложена серия запретов и прекращены совместные государственные и земельные проекты с Исламским центром Гамбурга (IZH). Причиной тому послужили подозрения Федерального ведомства по защите конституции в связях с Ираном и шпионаже в его пользу. В ответ на это ряд шиитских общинных организаций, таких как Исламская община Гамбурга, Ливанская ассоциация культурного благополучия и Ассоциация афганских мусульман Belal выступили в защиту IZH и заявили о планах выйти из Совета исламских общин. Как следствие, возникает проблема как согласования новой политики по назначению имамов с обстановкой в общине Гамбурга, так и борьбы с исламским экстремизмом, в котором Федеральное ведомство по защите конституции и экспертное сообщество видят угрозу, но сама тема на конференции DIK в повестку не вошла.

В целом, путем выхода из кризисной ситуации обозреватели и аналитики из ФРГ видят поддержку независимых общин и государственное финансирование обучения имамов, однако для этого необходимы значительные средства, которыми федеральное правительство, судя по всему, не располагает, ввиду первостепенности иных направлений. Кроме того, критику в адрес коалиции «светофор» вызывает то, что в заявлении Н.Фезер на сессии DIK видится попытка продвижения изменений в миграционной политике, которые наметили власти и против которых выступает оппозиция, а особенно ХДС. При этом дополнительную опасность для кабинета О.Шольца создает то, что блокировки деятельности IZH удалось добиться именно благодаря ХДС.

Примечательны также последствия решения по изменению подготовки имамов для политики ФРГ на ближневосточном треке. Помимо Турции и Ирана большое влияние на мусульманские общины, в том числе кадры, оказывает Катар, но он вовсе не был упомянут в рамках дискуссий, что может объясняться важностью Дохи для Берлина в энергетической сфере и вытекающим из этого нежеланием получить дополнительные проблемы. Турция и DITIB фигурировали в ходе конференции и в ее информационном освещении, но столкнулись с ограниченной критикой в свой адрес, что может быть продиктовано важностью Анкары в сдерживании миграционных потоков в Европу и членством в НАТО. Наконец, действительная опасность, если говорить об общих оценках на уровне федеральных властей, в настоящий момент признана исходящей от Ирана и связанных с ним общинных структур в ФРГ, однако, напрямую проблема не получила продолжения в ходе встречи.