- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемах в развитии торгово-экономических отношений между Россией и ОАЭ

Президент России Владимир Путин 6 декабря в телефонном разговоре с коллегой из ОАЭ Мухаммедом бен Заидом аль-Нахайяном обсудил вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества стран, сообщила пресс-служба Кремля.
«Обсуждены актуальные вопросы дальнейшего развития российско-эмиратского сотрудничества с учетом договоренностей, достигнутых в ходе встречи на высшем уровне 11 октября в Санкт-Петербурге. Внимание уделено также продвижению торгово-экономической кооперации, в том числе в транспортно-логистической и энергетической сферах», — говорится в сообщении.
«Российско-эмиратские контакты на различных уровнях будут продолжены», — подчеркнули в Кремле.
Также в дополнение к ранее направленной телеграмме Путин еще раз поздравил президента ОАЭ и эмиратский народ с Днем образования Объединенных Арабских Эмиратов, говорится в сообщении.
В опубликованном тексте телеграммы российский лидер в том числе выразил уверенность, что совместными усилиями будет обеспечено дальнейшее упрочение стратегического партнерства между РФ и ОАЭ на благо дружественных народов двух стран, в интересах обеспечения стабильности и безопасности в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Как мы теперь понимаем этот разговор стал финалом напряженных переговоров с Москвой об обмене россиянина Виктора Бута на американскую баскетболистку Бриттни Грайнер. Отметим, что американцы сейчас вообще стараются вести «деликатные переговоры» об освобождении своих граждан именно с ближневосточного угла. Помимо ОАЭ и КСА в этих усилиях серьезное место занимает и Оман, при посредничестве которого сейчас идут переговоры с Дамаском об освобождении граждан США, находящихся в плену неких группировок в  Сирии.

Но помимо этих тем, как полагают французские источники, российская и эмиратская стороны серьезно обсуждают и параметры новой архитектуры в рамках участия капитала из ОАЭ в российских энергетических и логистических проектах в условиях западных санкций и введения потока цены на российскую нефть.   Поскольку крупные компании в странах Персидского залива перестали инвестировать в морские перевозки в России, российские грузы теперь отправляются в Китай. Французы в этой связи указывают на центральную фигуру в контактах с ОАЭ в формате логистики — главу группы компаний «Дело» Сергея Шишкарева, который пытается обеспечить долгосрочную финансовую стабильность своей быстро расширяющейся логистической группы. Хотя к нему обратился несколько месяцев назад суверенный фонд Абу-Даби Mubadala (в том числе и по вопросу участия в арктических проектах транспортировки углеводородов), он сейчас активно ищет новых иностранных партнеров сейчас, когда многие европейские и американские порты закрыты для российских морских перевозок, а арабские инвесторы уходят с российского рынка.

В конце марта компания Mubadala объявила, что официально прекращает все российские инвестиции, тем самым обрывая отношения с «Делом». При этом уже вложенные средства никуда не ушли. Порт Абу-Даби (ADP) и базирующийся в Дубае конкурент DP World последовали его примеру. Последний планировал построить порт во Владивостоке. Несмотря на уход инвесторов из стран Персидского залива, крупные проекты строительства портов все еще продолжаются, особенно в Северном Ледовитом океане. И теперь эмиратцы пытаются остаться в них, но уже опосредованно через участие в китайских проектах. Пекин сейчас активно заполняет многие пробелы, которые остались после ухода западных инвесторов. Global Ports, контрольный пакет акций которой принадлежит Группе компаний «Дело», является одним из основных портовых операторов России. В начале этого месяца с помощью российского поставщика услуг Transmaster (который уже обслуживает маршрут Шри-Ланка-Китай) компания установила новый ежемесячный грузовой маршрут между Санкт-Петербургом и китайскими портами на Желтом и Южно-Китайском морях. Подразделение морских перевозок компании «Дело», Сахалинское морское пароходство (Sasco), ведет переговоры с брокерами о покупке новых судов у китайских владельцев. Множество других небольших контрактов, связанных с арктическими портами и электростанцией, укрепили отношения между Москвой и Пекином. Несколько частных экспедиторов, таких как китайская Swift Line или менее известная вьетнамская Inteco Lines, также ухватились за возможность соединить российские и китайские порты. «Дело» принадлежит Шишкареву и государственной компании «Росатом», которой Кремль поручил открыть Северный морской путь, а также хочет создать собственную линию между южными российскими портами и Турцией, Индией, Израилем, ОАЭ, Саудовской Аравией и Вьетнамом. Его дочерняя компания по мультимодальным перевозкам, RUSCON, поможет расширить маршруты в турецкие порты в надежде на возобновление линии на Балканы. «ТрансКонтейнер», входящий в «Дело», также обращает серьезное внимание на Азию, и в частности на Китай. Например, он перевозит уголь из горнодобывающего региона Тулы в Китай. С 4 квартала 2021 года «ТрансКонтейнер» снова начал работать с En + Group и Rusal, принадлежащих  Олегу Дерипаске. Отношения прекратились после того, как правительство США ввело санкции против EN + в 2018 году. Как полагают французские эксперты, ОАЭ таким образом сейчас пытаются вклиниться в эти схемы, но уже с китайского угла. Вложив значительные средства в Россию, ОАЭ сохраняют решительный нейтралитет в отношении военной операции  России на Украине, стремясь таким образом продвигать несколько стратегических интересов, от инвестиционных фондов до арктических судоходных маршрутов.