- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуации в зоне Сахеля: октябрь 2022 г.

1 октября стало известно, что накануне Буркина-Фасо пережило второй госпереворот за 8 месяцев, в ходе которого пришедший к власти в конце января подполковник Поль-Анри Сандаого Дамиба был в свою очередь низложен военными. Как заявили вечером 30 сентября в выступлении по национальным радио и телевидению военные, «подполковник Дамиба смещен с поста главы Патриотического движения за спасение и восстановление (MPSR, руководящая структура хунты). Отныне MPSR возглавил капитан Ибрагим Траоре.

34-летний И.Траоре до этого командовал подразделением антиджихадистских сил спецназначения «Кобра» в регионе Кайя на севере страны. По другой версии, он командовал артиллерийским полком в том же регионе.

Новоявленные путчисты объявили о закрытии наземных и воздушных границ страны, приостановлении действия конституции, роспуске правительства и переходной законодательной ассамблеи. Они также ввели комендантский час с 21 часа вечера до 5 часов утра. В качестве главного мотива их действий военные назвали «продолжающуюся деградацию ситуации в плане безопасности». «Мы решили принять ответственность на себя, будучи движимы единственным идеалом – восстановлением безопасности и нашей территориальной целостности, — утверждали они. – Наш изначальный общий идеал был предан нашим лидером, которому мы доверяли. Вместо освобождения оккупированных территорий джихадисты стали захватывать еще больше земель». Путчисты пообещали созвать «живые силы нации» с тем, чтобы назначить «нового президента Фасо, гражданского или военного». Они также заявили о «твердой решимости взаимодействовать с другими партнерами (кроме Франции), готовыми помочь в борьбе против терроризма».

К тому дню на севере и востоке Буркина-Фасо ряд городов оказался блокирован джихадистами, которые подорвали мосты на автодорогах, ведущих к ним, и массово атаковали автоконвои с продовольствием. В результате этих атак погибли десятки людей. Вне контроля государства оказались свыше 40% территории страны.

К исходу 1 октября сумятица в Уагадугу усилилась после появления заявления Генштаба, согласно которому буркинийская армия переживает «внутренний кризис», однако «консультации» продолжаются. По его оценке, «несколько подразделений установили контроль над некоторыми улицами Уагадугу, требуя ухода подполковника Дамибы», отметив, что это требование «не представляет его позицию». Со своей стороны путчисты сообщили, что Дамиба находится на «французской базе в Камбуансине» близ Уагадугу, откуда готовит «контрнаступление». Это сообщение опровергли в Париже. В Камбуансине 400 французских спецназовцев из контингента «Сабля» занимались подготовкой их буркинийских коллег.

Вечером 1 октября Дамиба призвал путчистов «вернуться к разуму с тем, чтобы избежать братоубийственной войны, в которой Буркина-Фасо никак не нуждается в современных условиях». Тем не менее уже на следующий день он согласился уйти в отставку под давлением религиозных и племенных лидеров, а затем покинул страну.

4 октября небезызвестный Евгений Пригожин заявил, что поддерживает действия И.Траоре. Последний 5 октября был официально провозглашен временным президентом Буркина-Фасо. Об этом объявил представитель MPSR капитан Кисвендсида Фарук Азариа Сорго. Что касается И.Траоре, то он пообещал сделать за три месяца то, что не смог сделать за 8 месяцев его предшественник.

14 октября в Уагадугу стартовали национальные слушания с участием порядка 300 человек, включая представителей военных и полиции, в ходе которых их участники должны были выработать хартию переходного периода и назначить переходного президента страны. Как и ожидалось, им стал И.Траоре.

День спустя ему передали «привет» джихадисты, атаковавшие из засады смешанный патруль на севере Буркина-Фасо в районе Бурум. В результате атаки погибли по меньшей мере 3 военнослужащих и 8 бойцов добровольных вспомогательных сил.

19 октября в Буркина-Фасо стартовала кампания по набору в ряды вооруженных сил дополнительно к штатной численности 3 тысяч человек. Такая кампания проводилась во второй раз в 2022 г. Считается, что численность буркинийской армии составляла к тому дню около 30 тысяч человек. Также объявлен набор 50 тысяч человек в добровольные вспомогательные силы.

1 октября действующий на севере Мали преимущественно туарегский альянс «Координация движений Азавада» (КДА) в Женеве подписал «Акт обязательств», взяв на себя обязательства защищать гражданских и систему здравоохранения в ходе конфликтов. Напомним, что бывшие повстанцы из КДА в 2015 г. в Алжире подписали мирное соглашение с Бамако. В настоящее время формирования КДА поддерживают порядок в районе города Кидаль на севере Мали, что вызывает раздражение в Бамако, в том числе у правящей там хунты. Подписав «Акт обязательств», КДА таким образом откликнулся на призыв неправительственной организации «Призыв Женевы».

4 октября стало известно, что в результате катастрофы одного из ранее поставленных Россией в Мали учебно-боевых самолетов типа Л-39 в районе аэродрома Гао погиб пилотировавший его россиянин. На земле также погиб один человек, несколько получили ранения. Их национальность осталась неизвестной. По одной из версий, речь могла идти и о штурмовике Су-25. Внешне они немного похожи. В марте и в августе Мали получило из России две партии вооружений, в том числе самолеты и боевые вертолеты. По нашим данным, поставки осуществлялись из наличия Минобороны РФ.

6 октября правительство Мали одобрило проект закона о «милитаризации» полиции и службы гражданской обороны, и в первую очередь — пожарных. Это было сделано для обеспечения безопасности на территориях, зачищенных военными. После принятия этого закона полицейские и пожарные получат льготы, сопоставимые с льготами военных, однако они потеряют права на забастовки, создание профсоюзов и  манифестации. Указанный закон вступил в силу 27 октября.

11 октября главарь военной хунты полковник Ассими Гойта с 2-месячной задержкой получил на рассмотрение проект новой конституции, считающейся ключевым элементом на пути к возвращению к 2024 году гражданского правления. Текст документа не был опубликован, однако известно, что для принятия его должны одобрить Совет министров и структура, заменяющая парламент. Затем в марте 2023 г. он должен быть вынесен на референдум.

День спустя стали известны некоторые детали текста, согласно которому в случае его принятия будущий президент страны получит расширенные полномочия. Он также исключает даже гипотетическую возможность федеративного устройства Мали, что явно не понравится туарегам, добивающимся особого статуса для северных районов страны.

13 октября в центральной части Мали в районе Мопти на самодельном взрывном устройстве подорвался автобус с пассажирами. В результате теракта погибли по меньшей мере 10 гражданских лиц.

17 октября на севере Мали в районе г.Кидаль в результате подрыва на мине автомашины «голубых касок» из состава Миссии ООН в Мали погибли 4 миротворца из Чада, 2 получили тяжелые ранения.

26 октября помощник госсекретаря США Виктория Нуланд заявила, что, по оценке Вашингтона, ситуация в Мали в плане безопасности значительно ухудшилась после того, как хунта отказалась от взаимодействия с французами и прибегла к услугам российской  ЧВК «Вагнер». До этого она в период с 16 по 20 октября совершила турне по странам Сахеля, включая Мали. Понятно, что малийкие военные утверждают обратное, говоря, что ситуация в стране меняется в лучшую сторону.

27 октября правозащитная группа «Хьюман райтс уотч» предупредила, что вооруженные группы, аффилированные с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ) с начала года на северо-востоке Мали в регионах Менака и Гао системным образом уничтожили сотни гражданских лиц, а власти ничего не сделали, чтобы защитить их. По оценке правозащитников, наибольшие потери от действий боевиков группировки «Исламское государство в Большой Сахаре» (ИГБС) понесло племя туарегов дауссахак. По их данным, скоординированным атакам подверглись в общей сложности 13 деревень. Они отмечают стремление ИГБС расширить зону своего влияния и связывают это с уходом французского контингента «Бархан».

В Чаде по итогам диалога по национальному примирению 1 октября было объявлено, что переходный период в стране продлится максимум два года и завершится выборами, на которых сможет баллотироваться действующий глава военной хунты Махамат Идрис Деби Итно. Последний получил титул «переходного президента». В диалоге не участвовали многие представители оппозиции и гражданского общества, а также две из трех вооруженных групп.

7 октября американские дипломатические источники в Ниамее сообщили, что США пообещали награду в 5 млн долларов за информацию об участниках джихадистского нападения 4 октября 2017 г. на совместный патруль в Тонго Тонго на западе Нигера, в результате которого погибли 4 американских солдата, а также 5 военных из Нигера. Ответственность за ту атаку 5-летней давности взяла на себя группа «Исламское государство в Большой Сахаре» (ИГБС, ИГ запрещено в РФ).

23 октября в результате серии нападений джихадистов на западе Нигера, примыкающем к Мали, погибли по меньшей мере 11 гражданских лиц. Эти нападения были совершены после относительного затишья в этом районе.

25 октября Министерство обороны Нигера объявило, что в результате атаки джихадистов на полицейский блок-пост в Таму на западе страны близ границы с Буркина-Фасо накануне погибли 2 полицейских. Боевикам удалось захватить оружие, имевшееся на посту. Ответными действиями военных при поддержке с воздуха были уничтожены 7 нападавших.

29 октября командование армии Нигера объявило, что с июля по октябрь нигерийские военные провели 15 «совместных операций» с контингентом «Бархан» на западе страны близ границы с Мали в районе Тиллабери в зоне «трех границ».

В целом, попытка госпереворота в Буркина-Фасо в очередной раз ярко продемонстрировала снижение влияния Франции в странах Западной Африки и постепенное ее вытеснение Россией. Там есть за что бороться – золото и уран. Хотя, как представляется, Париж и Москва могли бы найти общие точки соприкосновения в части совместной борьбы с терроризмом в Северной Африке.