- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливии: август 2009г.

Главным и наиболее громким событием не только месяца, но и года, стала произведенная 20 августа выдача Ливии Абдельбасета Али Мохаммеда аль-Меграхи. Он отбывал пожизненный срок заключения в Шотландии по приговору проходившего в Голландии специального шотландского суда, обвинившего бывшего офицера ливийских спецслужб в организации взрыва в 1988г. над шотландским городком Локерби американского авиалайнера. В результате этого теракта погибли 270 человек. Триполи выдал ливийца британскому правосудию в 1999г. Приговор Аль-Меграхи был объявлен в 2001г. Британская сторона в оправдание сделанного шага утверждала, что Аль-Меграхи страдает от рака простаты в завершающей фазе. По данным врачей, ему осталось жить не более 3-х месяцев.

По оценке ряда СМИ, выдача 57-летнего Аль-Меграхи стала своего рода подарком ливийскому режиму в канун отмечавшейся 1 сентября 40-й годовщины ливийской революции. Уже 20 августа ливиец оказался в Триполи, где его встретили как героя. В полете на борту специально зафрахтованного самолета его сопровождал сын лидера ливийской революции Сейф аль-Ислам Каддафи.

В самой Ливии власти этой страны и население рассматривали Аль-Меграхи как героя, пожертвовавшего собой для того, чтобы было снято антиливийское эмбарго. Сам Аль-Меграхи неоднократно утверждал, что не имел никакого отношения к взрыву американского авиалайнера. Однако следствие считает доказанным, что именно Аль-Меграхи вел переговоры о покупке электронных взрывателей MST-13, один из которых привел в действие взрывное устройство на борту авиалайнера.

Стоит напомнить, что за неделю до выдачи и освобождения Аль-Меграхи в Ливии побывала с визитом представительная делегация американских сенаторов во главе с небезызвестным Джоном Маккейном. Участники делегации в ходе встреч с представителями ливийских властей заявили, что они, равно как «американский народ», выступают против возможного освобождения Аль-Меграхи. «Если Аль-Меграхи будет освобожден, это вызовет крайне негативную реакцию со стороны американского народа, а также осложнит отношения между Вашингтоном и Триполи», — предупредил тогда сенатор Джозеф Либерман. Со своей стороны представитель госдепа США сообщил 13 августа, что «мы ясно довели нашу точку зрения до британского и других правительств, согласно которой он /Аль-Меграхи/ должен провести остаток своей жизни в тюрьме». Что касается родственников жертв теракта, то их точки зрения на возможное освобождение Аль-Меграхи разделились. Некоторые из них были не против подобного шага, отмечая, что этот офицер был всег о лишь исполнителем воли политиков.

В целом, многие на Западе были не против выдачи Аль-Меграхи Ливии, однако они, и в первую очередь — Лондон и Вашингтон, заранее настаивали на том, чтобы его встреча не была шумной. Более того, Вашингтон дал ясно понять, что рассматривает выдачу Аль-Меграхи как ошибку. Уже позднее, осознав, что ничего не может изменить, Вашингтон настаивал на том, чтобы после выдачи Аль-Меграхи содержался под домашним арестом. При этом он предупредил Триполи, что иное содержание Аль-Меграхи «может повлиять на наши отношения в будущем».

Однако Триполи сделал по своему, в очередной раз продемонстрировав, сколь сложно и непредсказуемо с ним иметь какие-либо дела. Поэтому западные столицы резко осудили действия ливийских властей. Впрочем, некоторые из них, и в первую очередь — Лондон, также в очередной раз показали, насколько они двуличны и беспринципны, когда речь идет об их интересах. Формально Лондон закрылся тем, что, по его мнению, система отравления правосудия в Шотландии якобы отличается от британской. Более того, он не стал даже давать оценку действиям шотландского правосудия, что сразу же дало повод наблюдателям заподозрить, что выдача осуществлялась по меньшей мере с молчаливого согласия Лондона. Всю ответственность за решение о выдаче Аль-Меграхи взял на себя министр юстиции Шотландии Кенни Макаскил.

Страусиная позиция Лондона никого не обманула. Как написала влиятельная британская «Файнэншл Таймс», через эту сделку Лондон «нашел отличный способ оказаться в стороне», свалив все на Шотландию.

Вслед за освобождением Аль-Меграхи и его триумфальным возвращением в Триполи влиятельные американские сенаторы Джо Либерман и Бен Кардин потребовали от американской администрации ужесточить тон в отношениях с Триполи. Они также потребовали провести расследование того, насколько освобождение Аль-Меграхи могло быть связано с коммерческими сделками между Лондоном и Триполи.

Уже 28 августа очередным заявлением отметился Сейф аль-Ислам Каддафи. Он предложил западным партнерам Ливии забыть «дело Локерби» с тем, чтобы заняться укреплением торговых отношений.

30 августа британский еженедельник «Санди Таймс», похоже, расставил все точки над i. На основании оказавшихся в его распоряжении двух писем, которыми еще в 2007г. обменялись министры юстиции Великобритании и Шотландии, это издание утверждает, что Лондон два года назад во имя своих «национальных» интересов согласился включить имя Аль-Меграхи в подписанное тогда британо-ливийское соглашение об обмене заключенными. Это решение по времени совпало с переговорами о крупном нефтяном контракте между Ливией и «Бритиш петролиум».

Параллельно с «делом Локерби» новое развитие в августе получило «дело Ханнибала», связанное с кратким арестом в июле 2008г. в Швейцарии одного из сыновей Муамара Каддафи по обвинению в избиении прислуги отеля. Длительная череда событий, связанных с этим делом, привела к невиданному — 20 августа президент Швейцарии Ханс-Рудольф Мерц в ходе пресс-конференции в Триполи принес свои извинения Ливии. «Я приношу свои извинения ливийскому народу за несправедливый арест ливийских дипломатов /у Ханнибала и его супруги были ливийские дипломатические паспорта — прим.авт./ сотрудниками полиции Женевы», — заявил он.

Триполи давно добивался извинений от Женевы за двухдневный арест Ханнибала. Тогда его с супругой выпустили из тюрьмы под залог в полмиллиона швейцарских франков. В ответ Ливия прекратила поставки нефти в Швейцарию, вывела из банков этой страны свои авуары /примерно 5 млрд евро/, свернула программы двустороннего сотрудничества.

Очевидно, что подобный шаг Швейцарии во многом был продиктован стремлением «вытащить» из Ливии двух швейцарских бизнесменов, которых власти Джамахирии удерживают со времени возникновения «дела Ханнибала». По словам Мерца, ливийцы обещали ему отпустить двух швейцарцев до 1 сентября. Тем не менее Триполи не стал снимать ограничения на перемещения швейцарцев, что сразу же заставило предположить, что они находятся не в «товарном» виде. О том, что делают в Ливии с неугодными иностранцами, хорошо известно после истории с болгарскими медсестрами.

Еще одна причина уступчивости Швейцарии — нежелание потерять выгодный ливийский рынок, ради которого, как оказалось, можно пойти даже на унижение. Женеву подтолкнули на этот шаг примерно 60 швейцарских компаний, активно работавших до 2008г. в Ливии. Им было что терять — всего за год ливийский импорт из Швейцарии сократился на 85 проц. Впрочем, эксперты настроены пессимистично относительно перспектив возвращения швейцарских компаний в Ливию — пока ничто не указывает на то, что Триполи намерен закрыть эту историю.

Мерц сделал еще одну уступку, расцененную в Швейцарии как оскорбление для правосудия этой страны — он подписал соглашение, предусматривающее учреждение независимого суда, который должен рассмотреть один вопрос — законность ареста Ханнибала. 30 августа Швейцария назначила судью в этот суд — британку Элизабет Вильмшарст.

Жест президента Мерца резко раскритиковали швейцарские газеты. По их оценке, он «капитулировал» перед Каддафи, отказавшись следовать нормам правового государства. Такая же резкая критика в адрес президента прозвучала и из уст министра юстиции Швейцарии Эвелин Видмер-Шлямпф. Она, а также еще несколько министров посчитали, что президент /он же — министр финансов/ своим демаршем превысил имеющиеся у него полномочия. Подобная разноголосица чрезвычайно редка в Швейцарии, где президент назначается на один год по принципу ротации из числа семи министров.

28 августа Швейцария выразила озабоченность в связи с тем, что самолет, отправлявшийся в Ливию за двумя удерживавшимися там с 19 июля 2008г. бизнесменами, вернулся пустым. Триполи в очередной раз решил поиграть в понятные одному ему игры. Его аргументация была следующей: поскольку речь идет о бизнесменах, они не могут вылететь из страны спецбортом, а должны воспользоваться регулярным рейсом. По имеющимся данным, швейцарцы якобы получили паспорта и визы на выезд из Ливии.

В целом, приходится признать, что выдача Аль-Меграхи и извинения со стороны Швейцарии стали заметными победами ливийской дипломатии, значение которых велико тем, что они были достигнуты за неделю до 40-летней годовщины ливийской революции. Первая из них стала по сути реваншем за действия болгарских властей, устроивших в 2007г. торжественную встречу освобожденным медсестрам сразу после того, как они были доставлены в Болгарию.

Из других новостей месяца следует отметить сделанное 29 августа в Риме объявление о предстоящих совместных итальяно-ливийских военных маневрах. Заявивший об этом министр обороны Италии Игнасио Ля Руса не уточнил дату проведения учений.

27 августа организаторы предстоявших 1 сентября торжеств по случаю 40-летней годовщины ливийской революции поторопились объявить, что в Триполи по этому случаю приедут, в частности, президент России Медведев, премьер Путин и президент Франции Саркози. Были также обещаны «еще 40 — 50 глав африканских государств». Что касается первых, то, забегая вперед, приходится констатировать, что ливийцы явно погорячились — в Москве тут же опровергли это объявление.