- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О разных подходах Индии и Пакистана к развитию отношений со странами-членами ССАГПЗ

В ноябре Индия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) договорились возобновить переговоры по соглашению о свободной торговле (ЗСТ), в основном сосредоточив внимание на передаче технологий, продовольственной и энергетической безопасности. Последний по времени раунд торговых переговоров состоялся в 2008 году. ССАГПЗ является одним из ведущих торговых партнеров Индии. В 2022 финансовом году объем торговли товарами между Индией и ССАГПЗ составил 154 млрд долларов, а объем торговли услугами — 14 млрд долларов. Индия импортирует почти 35% своей нефти и 70% газа из стран Персидского залива. В 2022 финансовом году индийский импорт нефти из стран Персидского залива составил 48 млрд долларов, а импорт сжиженного нефтяного газа — около 21 млрд долларов. И потребность Индии в энергоносителях будет только расти. По данным американского энергетического агентства  EIA по состоянию на 17 ноября 2022 года, Индия была третьим по величине потребителем энергоносителей  в мире после Китая и Соединенных Штатов в 2021 году (согласно статистическому обзору BP World Energy 2022) и второй по численности населения страной с населением 1,4 млрд человек. Потребности Индии в энергии продолжают расти в результате роста населения и модернизации. В 2020 году реальный валовой внутренний продукт (ВВП) Индии показал отрицательный рост на 6,6%. Впервые с 1979 года экономика Индии продемонстрировала отрицательный рост. Вспышка пандемии COVID-19 в Индии, начавшаяся в начале 2020 года, привела к сокращению экономики. В 2021 году экономика вернулась к своим обычным уровням активности, а ВВП вырос на 8,9%. Правительство Индии продолжает сталкиваться с рядом проблем для удовлетворения растущего спроса на энергию в стране, включая обеспечение доступных поставок энергоносителей и привлечение инвестиций в проекты по добыче  и в инфраструктуру. Правительство добилось значительного прогресса в проведении энергетических реформ и продолжает уделять особое внимание повышению энергетической безопасности, развитию инфраструктуры и либерализации рынка. Потребление первичной энергии в Индии сократилось почти на 6% в 2020 году, но вернулось к среднему уровню в 2021 году, увеличившись на 10%. В 2020 году уголь продолжал обеспечивать большую часть (44%) общего потребления энергии в Индии. На нефть и другие жидкости приходилось 24% от общего потребления энергии, а на традиционную биомассу и отходы приходилось 21%. Другие возобновляемые источники топлива составляют небольшую, но растущую долю потребления первичной энергии (1%), хотя потенциал мощности является значительным для некоторых из этих ресурсов, таких как солнечная энергия, ветер и гидроэлектроэнергия. За последние несколько лет использование традиционной биомассы и отходов сократилось, поскольку доступность подключения к электричеству распространилась на жилой и коммерческий секторы. Хотя на природный газ приходится 60 % энергопотребления страны, Индия планирует увеличить его долю на рынке до 15% к 2030 году в рамках плана по сокращению загрязнения воздуха и использованию экологически чистых видов топлива. Спрос на сырую нефть в 2021 году увеличился на 5% до 4,7 млн баррелей в сутки, поскольку экономика Индии вернулась к уровням активности, существовавшим до пандемии. Спрос на сырую нефть в 2021 году был на 270 000 баррелей в сутки меньше, чем максимум, достигнутый в 2019 году. Индия была третьим по величине потребителем нефтепродуктов после США и Китая в 2021 году.  В 2020 году спрос на нефтепродукты — в первую очередь на авиационное топливо (-48%), бензин (-10%) и дизельное топливо (-14%) — снизился в результате пандемии. Дизельное топливо было наиболее часто используемым нефтепродуктом в Индии, на его долю приходилось 35% потребления нефтепродуктов в 2021 году, и оно использовалось в основном для коммерческого транспорта и, в меньшей степени, в промышленном и сельскохозяйственном секторах.  По состоянию на 2021 год в Индии было 5,0 млн баррелей в сутки мощностей по переработке нефти, что делает ее вторым по величине переработчиком в Азии после Китая. Загрузка перерабатывающих мощностей страны в 2020 году составила почти 90%. Два крупнейших по мощности нефтеперерабатывающих завода, расположенных в комплексе Джамнагар в Гуджарате, являются экспортными объектами мирового класса и принадлежат Reliance Industries. На нефтеперерабатывающие заводы Джамнагара приходится 27% текущих мощностей Индии. Несколько нефтеперерабатывающих заводов постепенно увеличили свои мощности по переработке сырой нефти за счет небольшого расширения существующих мощностей. Однако ввод новых мощностей в эксплуатацию в последние несколько лет был медленным, и до середины 2020-х годов не планируется вводить в эксплуатацию новые проекты. Государственные переработчики Индии намерены инвестировать 27 млрд долларов в увеличение перерабатывающих мощностей на 20% к 2025 году. Эта цель позволит увеличить мощность примерно на 1 млн баррелей в сутки до 6 млн баррелей в сутки. Индия импортирует большую часть сырой нефти, которую она потребляет, и создает стратегический нефтяной резерв (SPR) для защиты от перебоев в поставках и для расширения коммерческих хранилищ, чтобы обеспечить бесперебойную работу нефтеперерабатывающих заводов. В конце 2018 года Индия завершила первый этап строительства SPR, который состоит из объектов в трех местах (Вишакхапатнам, Мангалор и Падур) общей мощностью 39 млн баррелей. Правительство одобрило вторую фазу SPR в июне 2018 года и планирует построить еще 48 миллионов баррелей мощностей на двух новых объектах (Чандихол и еще один в Падуре). Эти планы были отложены до завершения приобретения земли для строительства объектов. В конце 2021 года Индия высвободила 5 млн баррелей из своего стратегического нефтяного резерва в рамках совместных усилий по снижению мировых цен на нефть..

Импорт сырой нефти в Индию вырос почти на 8% с 2020 года до 4,2 млн баррелей в сутки в 2021 году. Ирак является крупнейшим поставщиком нефти в Индию, обеспечивая 24% импорта сырой нефти. В общей сложности около 61% импортируемой Индией сырой нефти поступало с Ближнего Востока, в основном из Саудовской Аравии и Ирака. Индия увеличила импорт сырой нефти (включая конденсат) из Ирана в 2016 году, когда были сняты санкции США и Европы в отношении экспорта иранской нефти. В 2020 и 2021 годах импорт Индии из Ирана был нулевым после того, как правительство США вновь ввело санкции на экспорт иранской нефти. Другими важными источниками сырой нефти для Индии являются страны Западного полушария (14%) и Африки (14%), в основном из Соединенных Штатов и Нигерии. Экспорт США в Индию почти удвоился в период с 2020 по 2021 год, составив около 5% от общего объема импорта сырой нефти в Индию в 2020 году и почти 10% в 2021,25 Индия импортировала 94 000 баррелей в сутки из России в 2021 году. Импорт Индии нефти из России увеличился в 2022 году, потому что Россия снизила цены на свою нефть, чтобы стимулировать продажи после начала военной операции на Украине. В результате снижения стоимости импорт сырой нефти из России достиг максимума в 950 000 баррелей в сутки в июне 2022 года.

После резкого снижения по сравнению с пиковой добычей в 2010 году добыча сухого природного газа в Индии осталась на прежнем уровне — около 1,1 трлн куб. футов (Tcf) в период с 2015 по 2019 год. Добыча природного газа упала до чуть менее 1 трлн куб. футов в 2020 году из–за карантина в стране в ответ на пандемию COVID-19, а затем снова выросла до 1,1 трлн куб. футов в 2021 году28. В 2016 году правительство Индии внесло изменения в политику добычи, которые включали предоставление компаниям большей свободы ценообразования, позволив им продавать природный газ по более высоким ценам для всех секторов. Компании также могут вести разведку и добычу нетрадиционного природного газа, такого как метан угольных пластов и сланцевый газ, по существующим контрактам на добычу на традиционных месторождениях природного газа и могут участвовать в торгах на все интересующие углеводородные блоки, не дожидаясь официального раунда государственных торгов. В результате этих изменений компании, занимающиеся разведкой и добычей, увеличили свои инвестиции в технически сложные месторождения природного газа (в основном нетрадиционные и глубоководные бассейны). Эти реформы регулирования привлекли некоторые частные инвестиции в небольшие, глубоководные и угольные месторождения метана и сдержали резкое снижение добычи, начавшееся в 2010 году. Даже с учетом нормативных реформ, направленных на стимулирование геологоразведочных работ, из 225 значительных открытий, которые были сделаны в Индии, большинство  находятся только на стадии предварительной разработки. Спрос на природный газ в Индии рос каждый год с 2015 года, за исключением снижения на 1% в 2020 году, до 2,3 трлн куб. футов в 2021 году. В 2020 году наибольшую долю природного газа (30%) использовала промышленность по производству удобрений. Спрос на природный газ в Индии вырос в 2021 году, несмотря на сбои, связанные с пандемией, и последствия повышения цен на сжиженный природный газ (СПГ). Во многом этот рост можно объяснить значительным расширением инфраструктуры распределения природного газа. Правительство планирует инвестировать 60 миллиардов долларов в его расширение и стремится подключить 70% населения страны к сети природного газа33.

В 2021 году Индия была четвертым по величине импортером СПГ в мире, импортируя около 1,2 трлн куб. футов (7%) мировой торговли, что на 10% меньше, чем в предыдущем году (1,3 трлн куб. футов). Катар был основным источником индийского импорта СПГ (42%), за ним следуют Соединенные Штаты (16%) и Объединенные Арабские Эмираты (13%). Основными факторами снижения импорта были высокие спотовые цены на СПГ и увеличение внутреннего производства природного газа. В 2022 году общая мощность регазификации в Индии составляла 1,9 трлн куб. футов при коэффициенте использования 58%. По состоянию на октябрь 2022 года в стадии строительства находятся еще шесть проектов (пять новых терминалов и один проект расширения), которые добавят дополнительно 1,4 трлн куб. футов к концу 2022 года.

Индия ведет переговоры с ССАГПЗ в целом, но при этом она одновременно расширила стратегические контакты со всеми странами-членами ССАГПЗ на двустороннем уровне. Недавним примером является процесс  расширения отношений между Индией и Катаром, запущенный в июне во время визита вице-президента Индии Венкайи Найду в Катар. Нью-Дели также пригласил Доху стать партнером Международного солнечного альянса, который был запущен премьер-министром Н.Моди на Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата 2015 года (COP 21) во Франции. Совместный деловой совет и Совместная целевая группа по инвестициям между двумя странами также очень активны. Еще одним примером перспективного подхода Индии являются ее отношения с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ). Ранее в этом году Индия и ОАЭ подписали Соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве (CEPA), которое не только поможет индийским экспортерам найти новые возможности в государстве Персидского залива, но также поможет стать торговым центром и обеспечить дальнейший доступ на рынки Африки и Европы. В соответствии с CEPA, который вступил в силу в мае, объем двусторонней торговли Индии и ОАЭ превысит 88 млрд долларов в этом году и находится на пути к достижению цели торговли в размере 100 млрд долларов в ненефтяной торговле к 2027 году. Кроме того, в рамках CEPA ОАЭ хотят инвестировать 2 млрд долларов в развитие продовольственных коридоров и дополнительно 300 млн долларов на строительство гибридной электростанции в Индии. Одновременно дан импульс развитию партнерства Индии с Израилем, США и ОАЭ, известное как I2U2, в 2021 году, которое направлено на углубление сотрудничества между государствами-партнерами по различным направлениям, включая водоснабжение, энергетику, транспорт, космос, здравоохранение и продовольственную безопасность.  Этот альянс был сформирован на фоне подписания «Соглашений Авраама» между Израилем и ОАЭ в 2020 году и еще больше упростил путь для Нью-Дели в реализации своих региональных амбиций.

Как полагают пакистанские эксперты, для Пакистана этот альянс особенно проблематичен, поскольку он ставит под угрозу морские интересы Исламабада в Персидском заливе и Индийском океане.   В прошлом году Пакистан был вовлечен во внутриполитические политические потрясения, которые усугублялись ухудшением экономического положения страны. В 2021 году Исламабад начал реализацию своей политики национальной безопасности, которая сигнализировала о переходе страны от геополитики к геоэкономике. Это указывало на то, что теперь основное внимание пакистанского правительства будет сосредоточено на использовании экономических инструментов для достижения своих дипломатических целей. Несмотря на активизацию взаимодействия в плане двусторонних визитов и соглашений в форме Меморандумов о взаимопонимании (МОВ), например, в секторах окружающей среды и информационных технологий, было сделано не так много в плане практической реализации этой политики. Важно отметить, что денежные переводы составляют примерно 86% [1]  вторичного дохода Пакистана, и 60% из них поступают от крупной пакистанской диаспоры в Персидском заливе. В настоящее время пакистанская рабочая сила в лучшем случае некачественна. Большая его часть состоит из неквалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы. Каждая страна Персидского залива приступила к реализации соответствующих национальных планов модернизации, чтобы предотвратить зависимость от нефти. Среди прочих, к ним относятся «Видение» Саудовской Аравии на период до 2030 года и «Видение Омана» на период до 2040 года. Это является новым вызовом для пакистанских трудовых мигрантов, поскольку их квалификация пока не соответствует этим нишам. Пакистан также упустил важные возможности из-за своей враждебной политики инвесторов и неспособности эффективно следить за проектами. Показательным примером является нефтеперерабатывающий завод, который Саудовская Аравия предложила построить в 2019 году. Пакистан до сих пор не определил местоположение нефтеперерабатывающего завода, что означало автоматическую задержку начала официального процесса. Здесь важно отметить, что создание даже небольшого подразделения в Пакистане требует медленного и утомительного процесса документирования. Хотя нынешнее пакистанское руководство убедило саудовцев возродить проект, еще неизвестно, запустится ли он на этот раз. В то время как Индия сумела зарекомендовать себя как надежный, инициативный международный партнер, который может обеспечить надежные цепочки поставок, Пакистан, несмотря на свой потенциал, не смог внушить своим торговым партнерам такого доверия. Таким образом, пакистанскому правительству необходимо заниматься конструктивными исследованиями и обучать свою рабочую силу в соответствии с представлениями этих стран Персидского залива, особенно белых воротничков в области строительства и инжиниринга. Необходимо открыть профессиональные институты для подготовки квалифицированных кадров. Ошибкой Пакистана стало его экономическое внимание к трем основным странам ССАГПЗ – Саудовской Аравии, ОАЭ и Катару. Также следует сосредоточиться на всех шести членах ССАГПЗ, у каждого из которых есть особые ниши, которые Пакистан может использовать. Например, Пакистан и Оман имеют сравнительное преимущество, когда речь идет о птицеводстве и энергетической безопасности. В настоящее время, даже вне соглашения о свободной торговле, согласно последним данным, объем торговли Индии с Оманом составляет 9,988 млрд долларов США, в то время как объем торговли Пакистана с Оманом составляет приблизительно 653 млн долларов США, что значительно ниже потенциального уровня. Кроме того, в течение длительного времени пакистанское руководство возлагало нереалистичные надежды на государства Персидского залива, когда дело касалось кашмирской проблемы. Например, в 2020 году, когда Пакистан поставил под сомнение сдержанную реакцию государств Персидского залива «в отношении зверств, совершенных индусами в Кашмире», это привело к дипломатической размолвке. По словам Джеймса М. Дорси, старшего научного сотрудника Школы международных исследований Раджаратнама в Сингапуре: «Эр-Рияд был менее готов поддержать позицию Пакистана по Кашмиру». Следовательно, Исламабад должен понимать, что никто не будет сражаться за Пакистан или вместе с ним, тем более что в мире, пострадавшем после пандемии, экономические реалии затмевают все остальное. Поэтому ему необходимо сосредоточиться на создании устойчивых экономических связей с этими странами, поскольку это придаст вес его голосу на глобальной платформе.