- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О судебном процессе по делу мэра Стамбула Экрема Имамоглу

Касательно судебного решения по оппозиционному мэру Стамбула Экрему Имамоглу, которое грозит ему двумя годами и семью месяцами тюремного заключения и 5-летним отстранением от политической деятельности, уместным представляется обратиться к последствиям этого шага, которые, разумеется, далеко выходят за рамки исключительно юридической стороны вопроса. Речь идет о шаге турецкой Фемиды, который с учетом личности обвиняемого и момента, создал серьезный политический эффект. Причем, заметим, эффект далеко не однозначный для действующей в Турции власти.

Почему не однозначный? — Экрем Имамоглу, или как его иногда именуют недоброжелатели «золотой мальчик» турецкой политики, вплоть до настоящего время, во всяком случае на публике, не рассматривался в качестве кандидата на президентских выборах.

На эту роль активно претендует председатель Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу, совершающий в эти дни серию зарубежных поездок – в США, Великобританию и Германию. Так что, мишень– не «прямая». Хотя и понятен «символизм» мэра, который одержал убедительную победу на выборах в Стамбуле, как крупнейшем городе страны.

После судебного решения, пока, заметим, не окончательного, в отечественных СМИ прозвучало мнение, что таким образом турецкая власть «выбрала себе соперника» на предстоящих президентских выборах. Что после этого ситуация подтолкнет оппозицию в направлении назначения Экрема Имамоглу кандидатом от оппозиции. Вынуждены не согласиться с этим мнением.

Да, Экрем Имамоглу до вынесения окончательного решения суда может баллотироваться и избираться на пост президента. Причем дожидаться этого решения можно достаточно долго – с учетом апелляций, судов высших инстанций и проч. – вплоть до нескольких месяцев. Да, вокруг Экрема Имамоглу поднялась волна и этот всплеск популярности может добавить ему очков.

Однако, теперь Экрем Имамоглу — уязвим как объединенный кандидат от оппозиции вплоть до завершения судебного процесса. То есть, обвинительный судебный вердикт после президентских выборов аннулирует победу оппозиционного кандидата (если он побеждает, разумеется).

Зачем оппозиции так рисковать? Не проще ли выставить кандидата без судебного процесса, который на него, к тому же, и давит и отвлекает от предвыборной гонки? Экрем Имамоглу в ближайшие месяцы теперь будет постоянно отвлекаться на хождение по инстанциям.

На эту тему в Twitter уже высказался председатель Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу: «Происходящее в Стамбуле не повлияет на процесс выбора кандидатов для президентских выборов». Иными словами, глава НРП продолжает рассматривать именно себя в качестве главного кандидата на роль лица объединенной оппозиции на выборах.

Тут, конечно, могут сыграть личные амбиции, и никто не запрещает Экрему Имамоглу рискнуть и выступить независимым кандидатом. Коль скоро к этому его подталкивает ситуация. Но это означает раскол и так сложно сшиваемого оппозиционного блока и внутреннюю конкуренцию, которая будет использована властью в свою пользу. Однако, как «преследуемый властью», оппозиционный мэр может стать лицом оппозиционной предвыборной кампании. Из серии: «мы все – Экрем».

При том, что подвергнуться «преследованию» для оппозиции — выигрыш морального преимущества перед властью, который прямо отливается в голосах. Вспомним 2019-й год, выборы в Стамбуле: 1-й раунд — минимальная разница в пользу Экрема Имамоглу, перевыборы, после аннулированных выборов и разница достигает уже 800 тыс. голосов. При этом, заметим, что Стамбул – это город, где «преследовали» Реджепа Тайипа Эрдогана. И это дает возможность оппозиции обыграть сюжет из отечественной киноклассики «Убить дракона».

Власть все более уверенно смотрит на президентские выборы-2023. Действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган ведёт мощную кампанию, продолжая набирать внешнеполитические очки. Процесс, который неизбежно будет политизирован, добавляет очков любому оппозиционному кандидату как представителю лагеря Экрема Имамоглу. Тому просто достаточно появляться, время от времени, на митингах.

Раскачивается обстановка на крупнейшем избирательном участке — в Стамбуле. В то время, как основную проблему составляют парламентские выборы, Стамбул начинает «колобродить». У оппозиции появляется шанс превратить город в «центр сопротивления».

Более того, под «давлением власти» происходит консолидация оппозиции, достаточно пестрой и разобщенной. Появляется образ-флаг, вокруг которого можно сплачиваться. При том, что объединительной программной повестки у оппозиции так и не появилось. И, наконец, тайминг судебного решения таков, что поднимающаяся волна будет сохранять свой эффект и весной-летом 2023.

Подводя черту, с точки зрения предстоящих выборов, выигрышей для действующей власти в судебном решении по делу Экрема Имамоглу пока не просматривается. Зато у оппозиции появляется возможность вызывать сочувствие к себе, указывая на власть и вспоминая как самого Реджепа Тайипа Эрдогана когда-то «преследовали» в Стамбуле. И призывая избирателей повторить эту историю.