- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О влиянии международного сообщества на ситуацию в Афганистане в 2022 году. Часть 1

В августе 2021 года движение «Талибан» (запрещено в РФ) сформировало правительство, которое до сих пор остается непризнанным международным сообществом. Повсеместное насилие со стороны новых властей не прекращается, из-за чего надежда на мирное урегулирование и прогресс ослабевает. По меньшей мере 15 человек погибли в результате взрыва бомбы в медресе в Айбаке, столице провинции Саманган, 30 ноября. Двумя месяцами ранее, 28 сентября, в результате подрыва террориста-смертника в Высшем учебном центре Каадж в Кабуле погибло не менее 30 человек, в основном молодые студентки, готовившиеся к экзаменам. В апреле этого года 6 человек погибли в результате взрыва в средней школе в районе Кабула Дашт-е-Барчи. Представители «Талибана» утверждают, что эти нападения, особенно на школы, были совершены террористической группировкой «ИГ-Хорасан» (запрещена в РФ), которая ведет идеологическую борьбу с талибами за создание халифата в регионе. Однако в борьбе между двумя группировками с экстремистской идеологией страдать и умирать продолжает именно афганский народ. Коренная причина нынешнего хаоса в Афганистане кроется в поспешном и плохо организованном выводе войск США из Кабула в августе прошлого года. Возникший в результате беспорядок все еще ощутим и свеж в памяти афганцев, которые чувствуют себя брошенными и преданными всем миром. Президент США Джо Байден косвенно признал это, заявив 16 августа 2021 года, на следующий день после того, как талибы захватили Кабул: «По прошествии 20 лет я на собственном горьком опыте убедился, что никогда не было подходящего времени для вывода войск США». Тем не менее, внешним игрокам нельзя было мириться с внезапным уходом и возникшей после этого паникой.

Международные усилия

Нападения и зверства в отношении афганского населения не прекращаются, в то время как мир продолжает бороться с политической нестабильностью и исходящими из Афганистана вызовами в сфере безопасности. На саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 17 сентября 2021 года и в принятой в Душанбе Декларации было констатировано, что важнейшим фактором сохранения и укрепления безопасности и стабильности в регионе ШОС является скорейшее урегулирование ситуации в Афганистане. В ходе Третьего диалога по вопросам безопасности Афганистана, организованном Индией 10 ноября 2021 года, в резко сформулированной декларации была выражена глубокая обеспокоенность страданиями афганского народа, осуждены все террористические действия и подтверждена общая приверженность борьбе с экстремизмом во всех его формах, чтобы Афганистан никогда не стал убежищем для международных террористических группировок. Министр иностранных дел Китая Ван И совершил неожиданный однодневный визит в Афганистан 24 марта 2022 года, где провел переговоры с руководством талибов. В это же время в диалоге с талибами участвовала высокопоставленная делегация из России во главе с Замиром Кабуловым, специальным представителем президента РФ по Афганистану. Расширенная тройка в лице России, США, Пакистана и Китая 31 марта провела встречу по афганской проблеме в китайской провинции Аньхой. Спустя два месяца 26 мая в Душанбе состоялся Четвертый региональный диалог по безопасности в Афганистане. Выступая на мероприятии, советник по национальной безопасности Индии Аджит Довал призвал всех своих коллег помочь укрепить способность Афганистана противостоять терроризму и экстремистским группировкам, которые представляют угрозу региональному миру и безопасности.

Пакистан

Говоря об обстановке внутри региона, стоит отметить, что отношения афганских талибов с Пакистаном по-прежнему подвержены частым конфликтам. В основе напряженности лежат поддержка «Талибаном» пакистанской террористической организации «Техрик-е-Талибан Пакистан» (ТТП, запрещена в РФ), отказ признать «Линию Дюранда» в качестве афгано-пакистанской границы и гнев по поводу того, что Пакистан блокирует сухопутный маршрут для поставок материальной помощи из Индии. В контексте отношений с Пакистаном исполняющий обязанности министра информации талибов Забихулла Муджахид в интервью в феврале 2022 года заявил, что вопрос о «Линии Дюранда» до сих пор остается нерешенным, а само строительство укреплений вдоль пакистано-афганской границы углубляет раскол по обе ее стороны. По его мнению, это равносильно разделению нации (имеется в виду пуштунская этноязыковая группа). Что касается связи талибов и ТТП, то министр иностранных дел Пакистана Хина Раббани Хар встретилась с исполняющим обязанности министра иностранных дел Афганистана Амиром Ханом Муттаки в Кабуле 29 ноября на фоне напряженности, вызванной усиливающейся террористической угрозой. ТТП разорвала многомесячное соглашение о прекращении огня с Пакистаном 28 ноября, что вновь вызвало обеспокоенность по поводу безопасности хрупкой и пористой афгано-пакистанской границы. Хар не удалось получить каких-либо конкретных гарантий со стороны талибов, а предполагаемое покушение на посла Пакистана в Кабуле, совершенное «ИГ-Хорасан» 2 декабря, положило конец любым надеждам Исламабада на то, что правительство «Талибана» обеспечит безопасность его граждан в Афганистане.