- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О возможных рисках для Израиля при активном инвестировании из ОАЭ

В последнее десятилетние иностранные компании из 17 стран мира активно участвовали практически во всех государственных тендерах Израиля. В то же время при определении победителей тендера, израильским комиссиям порой приходиться выбирать между прямой выгодой и безопасностью, между политическим давлением со стороны США и экономической целесообразностью. Чаще всего недовольство США вызывали китайские компании из-за якобы проблем с  безопасностью.

В то же время активное развитии торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Израилем и ОАЭ приветствовалась практически всеми. Как сообщалось ранее (см. «Об активном развитии торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Израилем и ОАЭ» от 20 мая, 2022) торгово-экономическое сотрудничество между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) неуклонно растет с момента подписания «Соглашений Авраама» полтора года назад. Пока большая часть этого проекта состоит в деловом сотрудничестве между частными фирмами и компаниями, но правительства обеих стран планируют преодолеть разрыв с помощью крупномасштабных проектов, финансируемых государством.

Так об инвестициях в размере 10 млрд долларов для проектов в Израиле в свое время сообщали председатель эмиратского инвестиционного фонда ADG Фарис Мухаммед аль-Мазруи, исполняющий обязанности заместителя министра экономического развития Рашид Абдул Карим аль-Балуши и председатель Торгово-промышленной палаты ОАЭ Абдулла Мухаммед аль-Мазруи. На встрече израильская сторона была проинформирована о том, что инвестиции будут направляться через крупнейшие инвестиционные фонды в ОАЭ, в том числе ADIA (Инвестиционное управление Абу-Даби) и инвестиционную компанию Mubadala, но первые 2 млрд долларов, которые будут инвестированы в Израиль, будут поступать из ADG (Фонд роста Абу-Даби).

И вот часть этих инвестиций дошла до Израиль, но вызвала здесь определенную панику в связи с возможной покупкой страховой компании «Феникс». Как отмечал в передовой статье TheMarker, журналист Гай Рольник «Абу-Даби может многократно стать ужасающим и опасным магнатом, если Управление рынка капитала одобрит инвестиционный фонд из Абу-Даби на покупку «Феникса», передаст ему контроль над пенсиями и сбережениями сотен тысяч израильтян». [i] [1]

По мнению журналиста сделка о продаже американским инвестиционным фондом Centerbridge контрольного пакета акций израильской страховой компании «Феникс»  ADQ, принадлежащему правительству Абу-Даби, является опасной, и необходимо ее остановить.  Ведь сделка выявила слабое место в структуре рынка капитала и пенсионного обеспечения в Израиле: через небольшое ядро контроля горстка субъектов владеет огромными финансовыми активами.

Хотя суверенный фонд благосостояния ADQ без устали повторяет, что приобрел контрольный пакет компании «Феникс» исключительно по экономическим соображениям. Однако за большинством сделок, заключенных ADQ, помимо экономических, стоят и политические мотивы.

Таким образом эмират АбуДаби – абсолютная монархия, управляющая фондом, увеличивает свое влияние во всем мире. Правительству Абу-Даби принадлежат три инвестиционных фонда, и ADQ – наименьший из них. Он был создан в 2018 году и управляет имуществом стоимостью 157 млрд долларов. В течение последнего года ADQ завоевал репутацию самого активного инвестиционного фонда, действующего на Ближнем Востоке. Он совершил 25 сделок на 6,6 млрд долларов. Цель покупки различных активов в Израиле, Турции, Египте – укрепление влияние Абу-Даби в ближневосточном регионе.

Несколько месяцев назад Абдул Халик Абдулла, влиятельный политический обозреватель из ОАЭ, заявил, что действия инвестиционных фондов соответствуют общей стратегии государства и обслуживают его национальные интересы. После подписания соглашения о нормализации отношений между ОАЭ и Израилем, эмиратские инвестиции в израильские компании выглядят как естественная часть налаживания экономических связей между двумя странами. Однако это не относится к «Фениксу» — одному из крупнейших финансовых учреждений Израиля

Если израильское Управление рынка капитала утвердит сделку, то пенсионные накопления сотен тысяч граждан страны, составляющие в сумме около 370 млрд шекелей, окажутся под контролем зарубежной абсолютной монархии. Это огромные деньги – более 10% всех доходов израильтян.

Сделка о покупке «Феникса» обнажила слабое место в структуре израильского рынка капитала. Для того, чтобы взять под свой контроль финансовую компанию, достаточно вложить 1% от накоплений, которыми она располагает. Всего 1%, и это создает опасный разрыв интересов тех, кто управляет и тех, кто ими владеет – то есть, обществом.

В течение долгих лет правительства Израиля и Кнессет не обращали внимание на перекошенную структуру финансового рынка. Однако после того, как олигарх Шломо Элияху купил страховую компанию «Мигдаль», ситуация изменилась. Выяснилось, что Элияху – не тот человек, который может контролировать гигантское финансовое учреждение. Он вступил в конфликт с председателями Совета директоров и генеральными директорами компании и начал менять их, как носки.

Ситуация на финансовом рынке привлекла к себе еще большее внимание общественности после того, как олигарх Альфред Акиров попытался приобрети страховую компанию «Клаль битуах» почти за 300 млрд шекелей. Акиров – строительный подрядчик, у которого множество долгов и разнообразных деловых интересов. Очевидно, что он и вкладчики компании «Клаль битуах» преследуют совершенно различные цели. В прошлом компания «Клаль битуах» принадлежала концерну ADB, находившемуся во владении бывшего олигарха Нохи Данкнера.

В управлении компанией находилось примерно 200 млрд шекелей. Это давало Данкнеру огромную силу, однако между ним и его клиентами возник очевидный конфликт интересов. Олигарх задолжал огромные суммы израильским банкам и пенсионным фондам. Крах империи Нохи Данкнера и судебный приговор, вынесенный ему и его двоюродному брату Дани Данкнеру (бывшему председателю Совета директоров банка «Хапоалим») обнаружили огромную опасность, таящуюся в переходе крупнейших финансовых учреждений в частные руки.

В результате Банк Израиля положил конец ситуации, при которой банк «Хапоалим» оказался в полной власти одной олигархической структуры. Контрольный пакет его акций был распродан на бирже. Это стало стратегией Банка Израиля. В настоящее время ни у одного из частных израильских банков нет одного владельца – никто из держателей их акций не обладает контрольным пакетом.

Как можно контролировать действия фонда, принадлежащего аравийской монархии? Это важно знать всем: каждый олигарх или фонд, приобретающий контрольный пакет акций финансовой компании, получает власть над миллиардами шекелей при том, что сам он рискует только одним процентом своего состояния.

Фонд ADQ инвестирует в «Феникс» 2,3 млрд шекелей – менее 1% суммы, которую тот контролирует. Однако он получит в свое распоряжение 370 млрд, принадлежащих клиентам страховой компании.

Таким образом, вложив менее 1% собственного капитала, правительственный фонд Абу-Даби резко увеличивает возможность своего политического влияния. В дополнение к имеющимся у него 157 млрд долларов он получает еще 100 млрд долларов. Но ADQ в качестве владельца израильской страховой компании намного опаснее, чем Данкнер, Элияху и Акиров.

Этот фонд может вновь и вновь противопоставлять дипломатические интересы Израиля интересам вкладчиков «Феникса». Сможет ли израильский регулятор, призванный защищать накопления граждан, вступать в конфликт со страховой компанией, находящемся во владении другого государства, с которым Израиль связывают дипломатические и военные интересы? Смогут ли другие регуляторы контролировать сделки, которые будет заключать в «Феникс» в различных чувствительных областях?

Если приобретение контрольного пакета акций компании будет утверждено, эмират Абу-Даби станет одним из наиболее влиятельных игроков израильского рынка. Управлению рынка капитала будет трудно объяснить, почему оно отказывается утвердить сделку с ADQ, поскольку всего три года назад оно дало «зеленый свет» на продажу контрольного пакета акций «Феникса» американскому инвестиционному фонду Centerbridge.

Казалось бы, соглашение с фондом из Абу-Даби после нормализации отношений с ОАЭ является абсолютно естественным явлением. Но именно поэтому сделку нельзя утверждать – в ней всегда будет превалировать политические и дипломатические мотивы. И, в отличие от США, ОАЭ являются абсолютной монархией, где власть принадлежит нескольким богатым семьям. Их интересы с легкостью могут вступить в противоречие с интересами израильских вкладчиков. Американские и европейские фонды починяются законам. В абсолютной монархии властитель и есть закон.

Можно ли предотвратить утверждение сделки? От продажи контрольного пакета акций «Феникса» фонду ADQ должен был предостеречь председатель Управления рынком капитала. Но он ушел в отставку полгода назад и вместо него до сих пор никто не назначен. Пока что в происходящее должен вмешаться управляющий Банком Израиля.

Амир Ярон должен созвать заседание общественной финансовой комиссии, которую он сам и возглавляет, и вынести вопрос о сделке с фондом ADQ на ее рассмотрение. При этом Ярон должен четко дать понять, что финансовое будущее граждан Израиля не продается. Чтобы избежать подобных ситуаций в долгосрочной перспективе, нужно лишить возможности заключать подобные сделки не только правительство Абу-Даби. Необходимо исправить все опасные перекосы в структуре израильского рынка капитала. Акции крупнейших финансовых компаний следует распределить между различными группами акционеров, так, чтобы ни одна из них не могла овладеть контрольным пакетом.

Еще до того, как на горизонте появилось правительство Абу-Даби – передача накоплений израильтян в руки отдельных олигархов и инвестиционных фондов была стратегической ошибкой.

Вполне возможно, что статья в  «TheMarker» появилась не случайно и кто-то либо заинтересован сорвать эту сделку, либо поднять ее цену. Отсюда и такие «страстные» призывы к руководству страны и общественности. Кстати сам журналист пишет «Для того, чтобы понять, почему она создает чрезвычайно рискованный прецедент, нужно задать вопрос: кто захочет добиваться ее отмены? Ответ на него окутан густым туманом». Но как раз то туманом всегда окутать сделки подобного рода.

[i] [2]  געגועים לדנקנר: אבו דאבי עלולה להיות טייקון מפחיד ומסוכן פי כמה   https://www.themarker.com/markets/2022-12-14/ty-article/.highlight/00000185-0d1a-d71f-a1c5-edfa92780000