- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: октябрь 2022 г.

13 октября вновь поступили сообщения о межплеменных столкновениях в штате Голубой Нил на юге Судана близ границы с Эфиопией. По предварительным данным, их жертвами стали 4 суданца. Эпицентр столкновений находился в Вад аль-Махи.

Напомним, что в июле в том же штате в столкновениях между африканским племенем хауса и другими племенами погибли по меньшей мере 105 человек, десятки получили ранения. В конце июля было заключено перемирие. Однако оно не помешало новым столкновениям в сентябре, в результате которых погибли по меньшей мере 18 человек. Древний обычай запрещает хауса, последними прибывшими в регион Голубого Нила, владеть землей. Они пытаются оспорить этот обычай.

17 октября стало известно, что за 4 дня жертвами межплеменного конфликта в штате Голубой Нил стали 13 человек.

19 октября стало известно, что в результате новых межплеменных столкновений в штате Голубой Нил погибли еще по меньшей мере 15 человек. Новой вспышке насилия никак не помешало развертывание в регионе сил безопасности и введение с 17 октября ночного комендантского часа в районе Вад аль-Махи. По данным ООН, конфликт возник из-за территориального спора.

День спустя было объявлено, что за 19 – 20 октября в межплеменных столкновениях в штате Голубой Нил погибли по меньшей мере 150 человек, в том числе женщины и дети. Около 90 человек получили ранения.

21 октября губернатор штата Голубой Нил Ахмед аль-Омда Бади объявил о введении чрезвычайного положения в этом регионе сроком на 30 суток и предоставлении «полных прав» на применение силы службам безопасности. В тексте указа предписывалось всем начальствующим лицам на местах от полиции, армии, спецслужб и Сил быстрой поддержки (СБП) немедленно вмешиваться с тем, чтобы не допускать столкновений между племенами.

Уже 22 октября официальные власти сообщили о как минимум 200 погибших в межплеменных столкновениях в трех деревнях в районе Вад вль-Махи в штате Голубой Нил.

Другим регионом межплеменных конфликтов за последние месяцы стал Дарфур.

15 октября стало известно, что в межплеменном конфликте в штате Западный Кордофан на юге Судана погибли 5 человек. Об этом сообщили суданские военные. Эпицентр столкновений находился в городе Лагава. Там столкнулись выходцы из африканского племени нуба и арабского миссерия.

По оценкам экспертов, всплеск межплеменных конфликтов напрямую связан с обвалившейся системой безопасности после путча 25 октября 2021 г. в Хартуме. По данным ООН, в результате этих конфликтов с января по август погибли свыше 370 человек.

19 октября командование суданской армии обвинило одну их повстанческих группировок, не присоединившуюся к мирному соглашению от 2020 г., в минометном обстреле города Лагова в штате Западный Кордофан на юге страны. По данным военных, речь шла о Суданском народно-освободительном движении – Север (СНОД-С). Целями обстрела оказались рынок и два жилых квартала. В результате обстрела ранения получили два бойцы полувоенных Сил быстрой поддержки.

СНОД-С во главе с Абдельазизом аль-Хилу действует в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил. Переходные власти Судана, сместившие в 2019 г. президента Омара аль-Башира, объявили в октябре 2019 г. режим «постоянного прекращения огня» в отношении повстанцев. В 2020 г. две группировки повстанцев, в том числе СНОД-С, отказались присоединяться к мирному соглашению, подписанному между Хартумом и рядом других повстанческих группировок. Аль-Хилу осудил путчистов, отстранивших от власти в октябре 2021 г. военно-гражданское переходное правительство.

21 октября несколько тысяч суданцев вышли на улицы Хартума с тем, чтобы вновь сказать «нет власти военных» во главе с генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом, который годом ранее прервал демократический переходный процесс.

25 октября, в первую годовщину путча, прервавшего переходный период в Судане, противники военных призвали к манифестации с требованием восстановления гражданского правления. В течение предыдущего года еженедельно активисты выходили на манифестации, которые жестко подавлялись. За год были убиты 118 противников военных властей. Страна лишилась международной помощи при том, что экономическая ситуация в ней оценивается как катастрофическая. По данным Всемирной продовольственной программы ООН, треть из 45-миллионного населения Судана страрает от голода. Эта категория всего за один год выросла на 50%. По оценкам наблюдателей, кроме резкой потери покупательной способности суданцев больше всего беспокоит то, чтобы три года спустя после «революции» 2019 г. в стране не вернулась диктатура исламистов и военных, поскольку после путча 25 октября несколько сторонников аль-Башира были возвращены на их посты, и в частности, в сфере юстиции.

Тем временем страна переживает период неопределенности: ни один наблюдатель не верит в возможность проведения выборов, обещанных на лето 2023 г., ни одна политическая фигура не готова войти в состав гражданского правительства, регулярно обещаемого аль-Бурханом, все международные усилия по урегулированию ситуации в Судане не приводят к каким-либо результатам.

Главным призывом к манифестации 25 октября было «Революция продолжается». Как пообещал продемократический блок, «шествия 25 октября станут объявлением о прекращении эры путчистов без возможности возвращения в эру прошлого, объявлением о строительстве гражданского и демократического Судана».

В ответ на призывы продемократического блока на улицы городов Судана 25 октября вышли десятки тысяч человек. Они презрели повышенные меры безопасности, предпринятые властями. Лейтмотивом шествий стало «Нет переговорам и партнерству с путчистами!». Силовики заранее блокировали мосты через Нил и основные улицы, ведшие к президентскому дворцу, где обосновался аль-Бурхан. К исходу дня стало известно о гибели одного участника шествия. Он был сбит армейской автомашиной в одном из пригородов Хартума. Полицейские утверждали, что некоторые из активистов были вооружены и готовы к применению оружия. Повсеместно стражи порядка применили слезоточивый газ. В тот день  кроме Хартума манифестации прошли в городах Атбара (север Судана), Вад Мадани и Аль-Обейд (центр), Гедареф и Порт-Судан (восток), Нийяла (запад).

27 октября около 150 суданцев вышли на манифестацию у здания делегации ООН в Хартуме с тем, чтобы осудить межплеменное насилие, в результате которого в середине октября в штате Голубой Нил погибли около 250 человек. В тот же день в ряде кварталов Хартума, и в частности, в Хартуме – Северном, прошли манифестации противников военного режима. Для их разгона полиция применила слезоточивый газ.

29 октября несколько тысяч исламистов вышли на манифестацию перед зданием делегации ООН в Хартуме. Они осудили как вмешательство во внутренние дела Судана международные посреднические усилия, направленные на примирение гражданских и военных с тем, чтобы перезапустить демократический переходный процесс. Участники акции воспроизвели лозунг исламистско-военой диктатуры аль-Башира, низложенной в 2019 г., потребовав «исламского правления». Некоторые активисты сожгли портреты Уолкера Пертеса, эмиссара ООН в Хартуме, выкрикивая при этом: «Уолкер, «коллабо», это мы, кто обезглавили Гордона» (британский генерал Чарльз Гордон был убит в 1885 году в ходе восстания суданцев – авт.). Полицейские держались близ места проведения акции, но в события не вмешивались.

С другой стороны известно, что предпринятые в течение года международные посреднические усилия ни к чему не привели, в том числе и из-за позиции противников военного режима, которые отказываются от переговоров с генералами и требуют от них точного календаря их отказа от власти, а также удаления от нее ответственных руководителей прежнего режима.

30 октября тысячи противников военного режима вновь вышли на улицы Хартума. Когда шествие приблизилось к президентскому дворцу, против его участников применили слезоточивый газ. Шествия прошли также в Омдурмане и Кассале.

25 октября вице-президент Южного Судана Риек Машар отверг как нулевое и не имеющее юридических последствий решение, принятое под руководством президента Сальвы Киира об исключении его из правящей партии. Эти два решения подтвердили наличие глубоких противоречий между ними, что исторически было губительно для страны.

Неделей ранее на встрече, проходившей под председательством С.Киира, Суданское народно-освободительное движение (СНОД) исключило Р.Машара из своих рядов. «Ни одна фракция не может исключить из СНОД члена другой фракции», участвующей в движении. Об этом заявили в возглавляемой Р.Машаром фракции СНОД – в оппозиции (SPLM/A-IO) с публикацией соответствующего коммюнике.

Напомним, что С.Киир и Р.Машар боролись против Хартума за отделение Южного Судана от Судана, что и случилось в 2011 г. Однако затем они возглавили враждовавшие фракции, что привело в 2013 г. к гражданской войне, жертвами которой стали около 400 тысяч человек. Мирное соглашение от 2018 г. предусматривало принцип разделения власти в составе сформированного в феврале 2020 г. Правительства национального единства с С.Кииром в качестве президента и Р.Машаром в качестве вице-президента. Однако многие положения соглашения 2018 г. остались невыполненными.

В целом, говоря о Судане, несмотря на наличие в стране двух «гремучих смесей» в лице противников военного правления и исламистов (последние, очевидно, поддерживают военных), представляется, что военной верхушке нужно будет сделать важные решения, чтобы избежать усугубления и без того острейшего кризиса.