- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле развития сотрудничества между Россией и Ираном. Часть 1

Директор ЦРУ Уильям Бернс предупредил о «полноценном военном партнерстве Тегерана и Москвы, которое уже оказывает влияние на войну на Украине и может привести к еще более серьезным последствиям на Ближнем Востоке». По его словам, «Россия стремится помочь Ирану, и это может представлять угрозу для союзников Америки в регионе… Русские начинают искать способы поддержать Иран технологически и технически, и это реальная угроза соседям Ирана, нашему союзу и партнерам». Он утверждает, что «российско-иранское сотрудничество уже привело к гибели многих невинных людей на Украине», и «последствия могут быть более серьезными для Ближнего Востока. Это вопрос, к которому мы относимся очень серьезно». Американские СМИ распространили, и израильские подхватили сообщение о том, что Россия оказывает «беспрецедентный уровень» военной и технической поддержки Ирану, и «это в обмен на оружие, которое Иран передал России в виде БПЛА, и есть сообщения о намерении предоставить русским баллистические ракеты иранского производства»[i] [1].

Рон Бен Ишай (израильский журналист и публицист, репортер и военный обозреватель на радио, телевидении и в прессе, награжден Почетной медалью начальника Генштаба ЦАХАЛа и лауреат Премии СМИ Израиля 2018 г.) в статье Ynet о «нечестивом союзе Путина и аятолл» отталкивается от аналогичного заявления Джона Кирби, официального представителя Пентагона, который заявил о «полноценном партнерстве в сфере обороны» между Ираном и Россией.

По словам журналиста, это партнерство «вызывает беспокойство у всего западно-демократического лагеря и особенно у Израиля». Это он называет «по сути поворотным моментом в мировом балансе сил», так как «Иран стал полноправным членом антизападного и антидемократического лагеря, ведущими членами которого являются Китай и Россия, и уже получает от этого пользу. Россия и Китай помогают Тегерану продавать добываемую им нефть и получать прибыль в обход американских санкций, также Россия срывает резолюции ООН против Ирана, но это верхушка айсберга».

Рон Бен Ишай пишет, что «на Западе и в Израиле считают весьма вероятным, что в будущем Россия поможет Ирану получить и производить средства сбора разведданных из космоса и на земле, запустив с помощью российских ракет иранские спутники-шпионы, способные делать спутниковые фотографии». По его словам, «есть даже источники в разведке на Западе, которые в последнее время выражают опасения, что Путин, отчаявшийся из-за поражений своей армии на Украине и опасающийся за свое политическое выживание, приказывает своим ученым помочь военной ядерной программе Ирана». При этом отмечается, что «допускающим такую ​​возможность возражают эксперты, утверждающие, что ни один русский в здравом уме не захочет фанатичного и ядерного исламского государства на южной границе «матушки-России». Более того, существует вероятность того, что нынешний режим в Иране падет и его сменит прозападное руководство».

Ближайшей проблемой для Запада и Израиля Рон Бен Ишай называет «вытекающее из стремительно укрепляющегося российско-иранского союза сотрудничество в области исследований, разработок и промышленного производства». По его мнению, «никто не сомневается, что рано или поздно с точными и смертоносными продуктами военно-технического сотрудничества Ирана и России столкнутся не только украинцы, но и Израиль, и другие страны Ближнего Востока», допускается, что в перспективе и члены НАТО. Утверждается, что «улучшенное оружие, которое Иран будет производить в кооперации с русскими, будет поставляться и его прокси в Ливане, Йемене, Ираке, Венесуэле».

Он ссылается на «заявления украинцев, согласно которым они сбивают 10 из 15 атакующих беспилотников, произведенных Ираном», а также на «доходящую до Запада информацию, свидетельствующую о том, что русских не очень устраивает технологическое качество БПЛА, которые им предоставляет Тегеран. Хотя практическими результатами заказчики в Москве довольны. Они уже умудряются парализовать значительную часть электроснабжения Украины с помощью «смертоносных» иранских дронов и понимают, что сотрудничество с иранцами может дать им быстрое решение одной из их главных проблем в войне на Украине — острой нехватки высокоточного оружия, которое военная промышленность России не в состоянии произвести собственными силами».

Именно этим объясняется то, что «великая Российская Федерация обратилась к Ирану за лицензией на производство иранских беспилотников в России. Иранцы без колебаний ее предоставили не только из-за финансовых соображений, но и потому, что российские ученые и инженеры обладают значительными возможностями для улучшения их дальности, точности и поражающей способности». При этом иранские БПЛА называются «имитацией израильских «Гарпий», созданных путем обратного проектирования».

Предполагается, что «русские передадут иранцам усовершенствования, и конечным результатом будет то, что модернизированные БПЛА и ракеты всех видов окажутся в руках «Хизбаллы» в Ливане и у шиитских ополченцев в Ираке, Сирии и Йемене». На этом сотрудничество не закончится. Допускается, что «Россия может помочь Ирану как с беспилотниками, так и ракетами, поставив чувствительные технологические компоненты, которые Иран в настоящее время с трудом покупает на Западе из-за наложенных на него санкций. Россияне также могут сделать иранские БПЛА более защищенными от помех и способными точно определять свои цели, используя российскую навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС в дополнение к западной GPS, которой они пользуются в настоящее время».

По данным Рона Бен Ишая, «то же самое касается сотен ракет малой и средней дальности, которые иранцы обязались предоставить русским». Он сомневается, что «россияне захотели бы и просили у иранцев разрешения на производство ракет и реактивных снарядов иранских моделей «Фатех-110» или «Зольфикар» на заводах российского ВПК. Но они будут использовать эти ракеты на Украине и поделятся с иранцами полученным опытом, что повысит точность и летальность этих ракет».

По данным израильского новостного портала Walla, ссылающегося на высокопоставленных чиновников силовых ведомств, «русские на данном этапе предпочитают концентрироваться на своих проблемах, и на фоне сбитых самолетов и повреждения танков в основном заняты производством систем вооружения для себя и подготовкой на будущее, а не тем, чтобы предоставить иранцам самолеты и дополнительное оборудование». Более того, «русские не хотят чрезмерно налегать на Иран, особенно с учетом санкций, введенных против Тегерана в рамках переговоров по ядерному проекту. Россия не хочет выглядеть в глазах Европы как страна, которая сотрудничает с Ираном в рамках оси зла, нацеленной на Запад. В России, где экономическая ситуация достаточно тяжелая, опасаются введения дополнительных санкций со стороны сверхдержав»[ii] [2].

Рон Бен Ишай размышляет также на тему того, «будут ли захваченные Россией западные трофеи подвергнуты «обратной инженерии»»? Это относится не только к воздушному, но и оружию сухопутных войск, такому как противотанковые ракеты и высокоточные артиллерийские снаряды. По его словам, «известно, что Россия награбленное и захваченное на Украине передала Ирану – противотанковые ракетные комплексы «Джавелин», которые американцы предоставили украинцам». Эти переносные комплексы называются «самыми передовыми в мире», «помимо прочего, они позволяют атаковать танки сверху, а также поражать наиболее уязвимую часть башни. Эта технология позволяла украинским бойцам, действующим в одиночку или небольшими группами, массово уничтожать танки и другую бронетехнику российской армии. Российские противотанковые ракеты, даже самые совершенные, не имеют возможности поражать сверху». «Теперь иранцы смогут реконструировать противотанковые ракеты типа «Джавелин» и рано или поздно передать их «Хизбалле» в Ливане и «Палестинскому исламскому джихаду» и ХАМАСу в секторе Газа».

Рон Бен Ишай указывает на то, что «маневренные силы ЦАХАЛа располагают современными и эффективными средствами защиты от противотанковых ракет – комплексы «Мэиль руах» (известное как «Трофи») и «Хец дорбан» (или «Айрон фист») обеспечивают хорошую активную защиту танков, БТР и другой израильской бронетехники. Но противотанковые ракеты, аналогичные по своим характеристикам «Джавелину», если они попадут в руки террористических армий с севера и юга, станут для Израиля вызовом».

Отмечается «еще одна область, в которой Россия уже начала помогать иранцам, — это восстановление пилотируемых ВВС Ирана. Иранские ВВС из-за американских и международных санкций, ограничивающих их закупки в течение последних пяти десятилетий, по-прежнему вынуждены использовать устаревшие американские и российские истребители и вертолеты 1970-х и 80-х гг. По этой причине они вряд ли представляют угрозу или препятствие для самолетов современных ВВС, которые могут решиться на авиа удары по целям в Иране». Однако Рон Бен Ишай предупреждает «тех, кто планирует напасть на Иран», что скорее всего «эта ситуация резко изменится в течение нескольких лет» благодаря ирано-российскому сотрудничеству.

Израильский журналист затрагивает также появившиеся сообщения, согласно которым «русские приступили к обучению иранских летчиков полетам на истребителях-бомбардировщиках модели «Сухой-35» уже весной прошлого года». При этом Су-35 называется «современным самолетом, который точно может бросить вызов летчикам и самолетам западных ВВС, в том числе ВВС Израиля. Но это при условии, что русские продадут иранцам вместе с самолетами произведенные ими современные и дальнобойные ракеты класса «воздух-воздух» и ракеты «воздух-земля»». Отмечается, что «Россия помимо этого рассматривает возможность продажи Ирану ударных и боевых вертолетов, а также передовых систем ПВО, что значительно затруднит воздушные атаки Ирана».

По мнению Рона Бен Ишая, «российско-иранский альянс может создать еще одну серьезную угрозу Израилю». Она заключается в том, что «Путин с его армией, укоренившейся в украинской грязи, опасается за свое политическое выживание, отчаявшись, все больше и больше будет зависеть от иранцев. В результате у него может возникнуть соблазн потребовать, чтобы Израиль ограничил упреждающие удары, которые наносят его ВВС в рамках кампании между войнами по иранским базам и их эмиссарам, а также по иранской «фабрике высокоточных ракет» в Сирии».

Однако этого пока не произошло, и, по его словам, израильские «чиновники в силовых ведомствах полагают, что этого и не произойдет, потому что Кремль прекрасно знает, что свобода осуществления воздушных операций в небе Сирии и Ливана воспринимается Израилем как важнейшая необходимость обеспечения национальной безопасности, а потому он будет добиваться ее сохранения всеми возможными способами и средствами. Если дипломатия потерпит неудачу, тогда Израилю не останется другого выбора, кроме как прибегнуть к военным средствам, включая прямое и разрушительное противостояние с российскими войсками на сирийской земле». Тогда как «Путин сейчас и в обозримом будущем не может позволить себе массовый военный конфликт в дополнение к тому, в который он вовлечен на Украине, и в котором у него есть все шансы проиграть в военном и экономическом плане».

Источники Walla в системе обороны заверяют, что пока никаких изменений в механизме предотвращения столкновений между Израилем и Россией в Сирии не произошло. «На закрытом форуме высокопоставленный сотрудник службы безопасности заявил, что ничто не мешает ЦАХАЛу наносить удары в Сирии против иранской оккупационной деятельности: «Если есть разведданные и оперативная возможность, мы проводим атаку, — заявил он, — этот курс действия не изменился»». Отмечается, что «пока Иран продолжает передавать России БПЛА, министр обороны Бени Ганц поручил следить за процессом сближения стран и их взаимоотношений, чтобы заметить, не произошло ли изменение позиции России»[iii] [3].

Несмотря на то, что российско-иранский союз является для Израиля вызовом, Рон Бен Ишай перечисляет несколько преимуществ, которые Израиль получает в этой ситуации. «Во-первых, нечестивый союз Тегерана и Москвы, помогающий русским замораживать граждан Украины, уже стал причиной того, что большинство стран, входящих в демократический Запад протрезвели и осознали, что Иран представляет собой реальную, ощутимую и опасную угрозу всему миру. Это не только угроза стабильности на Ближнем Востоке и экзистенциальная угроза Израилю. И это тогда, когда военные и промышленные возможности Ирана конвенциональны. Поэтому не трудно представить, что будет, когда Иран станет обладателем ядерного оружия».

В качестве второго позитивного аспекта для Израиля, «иранская помощь России в ее войне на Украине вместе с жестоким подавлением «бунтов в хиджабах» сильно охладили мотивацию администрации Байдена и стран ЕС к подписанию обновленного ядерного соглашения с Тегераном. Это означает, что Иран будет продолжать нести бремя санкций и даже может быть подвергнут дополнительным санкциям. Поэтому у него не будет много свободных ресурсов для вложения в ядерный проект и прочие его военные авантюры. Не улучшится и экономическая ситуация, и это само по себе является угрозой иранскому режиму». В любом случае Израилю предлагается «постоянно и внимательно следить за происходящим на оси Москва-Тегеран, готовиться политически, дипломатически и военным образом к тому, чтобы не допустить нежелательного развития событий, а также использовать возможности, если таковые появятся[iv] [4].

[i] [5] לרוסיה איראן בין צבאי פעולה משיתוף מודאגת ב»ארה :CIA–ה ראש // Israeldefense. 18.12.2022. https://www.israeldefense.co.il/node/56646

[ii] [6] חוששים הביטחון במערכת // Walla. 16.11.2022. https://news.walla.co.il/item/3540227

[iii] [7] חוששים הביטחון במערכת // Walla. 16.11.2022. https://news.walla.co.il/item/3540227

[iv] [8] גרעין אף ואולי מדויקים טילים ,מטוסים // Ynet. 12.12.2022. https://www.ynet.co.il/news/article/bjthjpvuj