- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О внутренней конкуренции израильских производителей ударных БПЛА. Часть 3

В 2005 году компания IAI получила контракт стоимостью 50 млн долл. на поставку партии БПЛА Heron для ВВС Израиля. В стоимость контракта также вошли услуги по долгосрочному техническому обслуживанию закупленных комплексов. По состоянию на 2019 год в войсках имелось по крайней мере 20 таких беспилотников. Помимо использования в интересах национальных ВС, БПЛА Heron с момента своего появления активно поставлялись и на внешние рынки. Одним из первых зарубежных эксплуатантов БПЛА Heron стала Турция. Воплощению положений контракта, заключенного в 2005 году, едва не помешал кризис в отношениях двух стран. Тем не менее, в итоге в Турцию в период с 2008 по 2010 год было поставлено по крайней мере 10 таких беспилотников, включая модернизированные версии.

5 БПЛА Heron, по имеющимся данным, были закуплены Азербайджаном. Информация об этом имеется в отчете SIPRI за 2008 год. Предполагалось, что эти БПЛА могли быть использованы в ходе армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

В 2009 году стало известно, что США получили 2 БПЛА Heron. Они были поставлены американской дочерней компанией IAI Stark Aviation и предназначались для использования американскими силами в Сальвадоре в рамках совместных операций против наркоторговли.

Среди крупнейших в мире заказчиков БПЛА Heron – Индия. ВВС страны приобрели 50 БПЛА Heron, став самым крупным эксплуатантом систем этого типа. Системы Heron были развернуты ВС Индии вблизи границ с Пакистаном и КНР. И эта покупка была не единичной. По данным на 2015 год, стране поставлено 68 БПЛА Heron.

Довольно значительны и объемы закупки БПЛА Heron со стороны Бразилии. Первый контракт на приобретение 15 систем был подписан в 2010 году, за ним следующий – в 2011-м на поставку в Бразилию дополнительных БПЛА с условием отказа IAI от поставок аппаратов в Венесуэлу. Несколько государств-заказчиков приобретали небольшие партии БПЛА. 3 аппарата получила Мексика, 2 БПЛА в 2010 году закупил Эквадор, также 2 беспилотника получили ВВС Сингапура (они вошли в состав 119-й эскадрильи ВВС страны).

Несколько стран арендуют БПЛА Heron. В частности, Германия использовала системы Heron, кастомизированные с участием компании Rheinmetall под требования Бундесвера. Первоначальный контракт был заключен в 2009 году, после чего он пролонгировался. Канада также арендовала несколько БПЛА Heron. Контракт был заключен с местной военно-промышленной компанией MacDonald, Dettwiler and Associates (MDA). Аналогичным путем действовала и Греция, в том же 2019 году заключившая соглашение на аренду 2 БПЛА. Первые полеты в интересах службы береговой охраны страны начались летом 2022 года.

Австралия также взяла в лизинг  3 БПЛА у той же MDA. C 2010 по 2014 год беспилотники в составе ВВС Австралии выполняли разведывательные операции в Афганистане, где за пять лет провели в воздухе свыше 27 000 часов. После завершения миссии международных сил в этой стране беспилотники Heron продолжали применять на территории Австралии. Их задействовали в учебных целях, а также в испытаниях.

Hermes-900 – разведывательно-ударный БПЛА, созданный компанией Silver Arrow, входящей в состав Elbit Systems. Как и в случае с парой Searcher – Heron, здесь имеет место использование общих с младшей моделью технических и компоновочных решений. Сам БПЛА имеет взлетную массу 1150 кг. Как и конкурирующий с ним Heron, он оснащен поршневым двигателем Rotax 914. Максимальная продолжительность полета может составлять до 40 часов. Радиус действия не ограничен благодаря использованию спутникового канала связи. Практический потолок аппарата – 9000 м. На борту он может нести до 350 кг полезной нагрузки. В частности, БПЛА оснащен многоканальной оптико-электронной системой наблюдения El-Op, РЛС с синтезированной апертурой и средствами радио-электронной борьбы (РЭБ). Помимо аппаратуры разведки и наблюдения, как предполагается, этот БПЛА также может нести вооружение, размещаемое под двумя внутренними узлами подвески, в качестве которого, вероятно, могут использоваться израильские противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) семейства Spike. Разработка и испытания этой модели были завершены в 2012 году. В 2014-м БПЛА Hermes-900 под местным наименованием Kochav стали поступать в ВВС Израиля.

Помимо национального эксплуатанта, этот БПЛА используют также ряд других стран. В июле 2011 года Elbit сообщила о заключении первого экспортного контракта по Hermes-900 с Чили. Этот контракт последовал за оценочными испытаниями 2 БПЛА Heron и Hermes-900, по итогам которых победителем был выбран последний. Всего, по имеющимся сведениям, в Чили было поставлено 3 беспилотника. В середине января 2012 года стало известно, что следом за Чили переговоры с Elbit о покупке 2 БПЛА Hermes-900 начала Колумбия. Сумма сделки оценивалась в 50 млн долл. Далее за Колумбией в 2012 году 2 беспилотных аппарата Hermes-900 для наблюдения за стратегическими объектами, а также для использования при проведении операций по борьбе с преступными группировками и наркотрафиком приобрела Мексика. Покупка обошлась в сумму порядка 58 млн долл.

В 2014 году к ранее использовавшимся Hermes-450 ВВС Бразилии приобрели одну систему Hermes-900. Ее доставили в Бразилию через два месяца после подписания контракта. БПЛА предназначался для ВВС страны. Во время проведения Чемпионата мира по футболу 2014 года Hermes-900 использовался в системе обеспечения безопасности. В том же 2014 году в Швейцарии были подведены итоги конкурса на замену старых БПЛА Ranger, где победу одержала компания Elbit с аппаратами Hermes-900. Стоимость контракта, который был реализован за последовавшие пять лет, составила порядка 280 млн долл.

Азербайджан приобрел не только БПЛА Heron, но также и аналогичную партию БПЛА Hermes-900. О сделке сообщалось в августе 2017 года. Первые подтверждения этой сделки появились в прессе весной 2018 года – один из БПЛА был замечен на фото, сделанном во время осмотра военной техники президентом страны И.Алиевым.

Исландия тоже пошла по пути аренды беспилотных систем. Летом 2019 года береговая охрана страны начала применять морскую версию БПЛА Hermes-900 для воздушного патрулирования морских акваторий. Контракт стоимостью 68 млн долл. был профинансирован Европейским агентством обеспечения безопасности на море EMSA. Кроме того, 3 беспилотных системы Hermes-900 (по 3 БПЛА в каждой) в 2020 году получили филиппинские ВС. Стоимость всей поставки, в которую также вошли 4 БПЛА Hermes-450, составила 175 млн долл.

В целом, если оценивать успехи рассмотренных компаний на поприще беспилотных систем тактического и MALE-классов, счет будет примерно равным. Впрочем, возможно говорить об успехах на некоторых локальных рынках, отличных для этих компаний. Так, у фирмы Elbit достаточно заметные успехи связаны с Латинской Америкой. Компания IAI также поставляла свои системы в этот регион, но в значительно меньших объемах и с более скромной географией поставок. При этом продукция IAI в целом более представлена в Азии. Особенно впечатляют ее успехи в Индии. Правда, имеющийся дрейф предпочтений индийского руководства в сторону закупок американских систем БПЛА может изменить этот расклад.

Обе компании имели неплохую клиентскую базу в странах Европы. При этом концерн IAI в значительной степени утратил свои позиции в этом регионе. Это произошло в силу желаний ряда стран переориентироваться на продукцию американских компаний-разработчиков беспилотных систем. Elbit Systems пока сохраняет позиции в регионе.

Есть примеры, когда в одну и ту же страну поставлялась продукция и IAI, и Elbit Systems. Их немного – одновременно поддерживать в эксплуатации решения различных производителей просто невыгодно. Логически такие исключения могут объясняться либо политическим решением поддерживать контакт с обеими компаниями-поставщиками, либо желанием использовать все возможные варианты для практического изучения и впоследствии, возможно, прийти к какому-то одному из них. Впрочем, это может также объясняться и банальным наличием равносильных лоббистских структур в отдельно взятой стране (см. таблицу).

 

Таблица – Основные страны-эксплуатанты (в том числе бывшие) БПЛА разработки компаний IAI и Elbit Systems

Класс Компания БЛА Страны-эксплуатанты
Тактический IAI Searcher Азербайджан, Индия, Испания, Россия, Сингапур, Таиланд, Турция
Elbit Systems Hermes-450 Азербайджан, Аргентина, Великобритания, Грузия, Замбия, Колумбия, Мексика, США, Филиппины
MALE IAI Heron Австралия, Азербайджан, Бразилия, Германия, Греция, Индия, Канада, Мексика, Сингапур, Турция, Эквадор
Elbit Systems Hermes-900 Азербайджан, Бразилия, Исландия, Колумбия, Филиппины, Швейцария, Чили