- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Проблемы взаимной торговли и миграции в германо-турецких отношениях: текущее состояние и прогнозы на 2023 г.

Торговая палата Германии за рубежом (Auslandshandelskammer, AHK) представила данные своего традиционного полугодового опроса компаний, работающих на иностранных рынках, среди которых были как фирмы из ФРГ, так и турецкие, имеющие значительный немецкий капитал. Опубликованные данные продемонстрировали высокий уровень озабоченности игроков внутриэкономической ситуацией в республике, а  ключевым фактором нестабильности в торгово-экономических отношениях Анкары и Берлина в 2023 г. был признан обменный курс турецкой национальной валюты. По актуальным данным, 74% респондентов сочли его наиболее вероятной угрозой, в то время как в прошлом полугодии развитие событий по негативному сценарию связывали с положением турецкой лиры 56% представителей немецкого бизнеса в Турции.

71%  компаний выразил обеспокоенность в связи с ухудшающейся общей экономической ситуацией в республике, что стало 20%-м ростом в сравнении с весенними цифрами. Наконец, только порядка 10 % надеются, что в следующем году экономическая ситуация в Турции заметно улучшиться. При этом не менее 60 % опрошенных полагают, что их собственная деловая репутация и положение являются стабильными, и лишь около 2 % фирм видят собственное положение ухудшающимся.

На основе данных показателей экономические обозреватели и представители AHK, а также билатеральной торговой палаты ФРГ-Турция дают свой прогноз на 2023 г., который для Анкары выглядит неутешительным. Ожидается, что чуть более 20 % организаций наймут новых сотрудников, а 16 % уже сейчас планируют провести сокращения. 34 % респондентов намерены урезать инвестиции в турецкий бизнес, а 19 % готовы полностью отказаться от вложений в рынок данной страны.

Рост темпов инфляции, падение занятости и, как следствие, угроза бедности толкает турок на миграцию в Европу, где одной из наиболее привлекательных конечных точек является ФРГ. Согласно статистике федеральной полиции Германии, за первые девять месяцев текущего года количество турецких беженцев возросло на 254 % по сравнению с аналогичным временным интервалом в 2021 г. и на 368 %, если брать статистику 2020 г. При этом большинство из них – это молодые люди в возрасте до 30 лет, которые испытывают наибольшее разочарование ситуацией в стране и не видят перспектив для себя, оставаясь на родине.

С января по октябрь 2022 г., уже по информации федерального управления по делам миграции, в Германии было зарегистрировано 16 тыс. заявлений о предоставлении убежища, что представляет собой 175%-й рост. По данному показателю выходцы из Турции в настоящий момент занимают третье место, уступая лишь афганцам и сирийцам. Остальные, судя по всему, по разным причинам остаются в статусе нелегалов, в том числе, будучи вовлеченными в преступную деятельность. Так, полиция Германии  зафиксировала уже 185 прибывших в страну контрабандистов с турецкими паспортами. Впрочем, и сам процесс приезда в ФРГ представляет собой большую теневую схему. Стоимость побега из республики в Европу варьируется от 6 до 8 тыс. евро, а наиболее популярным стал т.н. балканский маршрут.

Приведенная статистика имеет большое значение как для внутриполитической ситуации в Турции и ФРГ, так и для их взаимоотношений между собой и с партнерами в Европе. В частности, увеличение потока мигрантов из республики свидетельствует о недоверии населения к экономическому проекту президента Р.Т. Эрдогана, представленному им на фоне подготовки к выборам. В свою очередь, планы немецких фирм отказаться от инвестирования означают, что не доверяют турецкой экономической модели и в Берлине. В результате, сокращение иностранных инвестиций и вызванное им падение занятости населения приведет к тому, что у президента в случае переизбрания будет существенно меньше шансов реализовать намеченные экономические цели, что дополнительно усугубит и политическую обстановку.

Помимо этого, как утверждает депутат «Левой» партии К.Бюнгер, еще одним выталкивающим фактором становятся ограничения гражданских свобод и репрессии против оппозиции в Турции. Более того, они косвенно также касаются экономики, поскольку под давлением оказываются и профессиональные ассоциации. К примеру, несколько месяцев назад за «пропаганду терроризма» была арестована глава Медицинской ассоциации Турции, в 2018 г. удостоенная Гессенской премии мира за свою правозащитную деятельность. Как следствие, создаются условия, в которых оппозиция и общественность в Германии ждут от своего правительства ужесточения критики в адрес турецкого руководства. На таком фоне бизнес сочтет вложения в Турции еще более опасными.

Нарастание напряженности способно подтолкнуть Анкару к открытию границ для потока сирийских беженцев, которые также устремятся в ЕС, и в том числе в ФРГ. Развитие событий по негативному сценарию неизбежно отразиться на всем спектре взаимодействия, причем не только германо-турецкого. В частности, использование балканского маршрута миграции обостряет отношения между странами транзита, такими как Венгрия, и теми государствами, которые становятся конечными целями беженцев.

Наконец, для самой Германии обостряются две внутренние проблемы. Одна из них – запланированное федеральным правительством упрощение натурализации, которое вновь повышает привлекательность государства для потока мигрантов. Вторая, — рост враждебности в обществе по отношению к выходцам с Востока. На днях глава полиции Кёльна спровоцировал критику в свой адрес со стороны правозащитных организаций, сказав, что увеличение количества краж стало следствием прибытия нелегалов по балканскому маршруту. Подобное столкновение чревато тем, что для борьбы с общими предрассудками федеральная республика будет вынуждена существенно снизить внимание к преступлениям, совершаемым беженцами, опасаясь обвинений в криминализации лиц, ищущих спасения от конфликтов на родине.