- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле «Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов». Часть 1

Президент США Джо Байден 12 октября 2022 г. подписал вторую за свое пребывание в Белом доме «Стратегию национальной безопасности Соединенных Штатов». Хотя по Закону Голдуотера-Николса о реорганизации Министерства обороны США 1986 г. администрация США должна делать это ежегодно, по факту это не так. Президент Барак Обама опубликовал два документа – раз в каждый из двух своих сроков на посту, а президент Дональд Трамп подписал только одну Стратегию в 2017 г.[i] [1]

Что касается администрации Байдена, в октябре 2022 г. были обнародованы незасекреченные версии двух ключевых документов, в которых излагается ее подход к текущим вызовам национальной безопасности США, — Стратегии национальной безопасности (СНБ), опубликованной Белым домом, и Стратегии национальной обороны, опубликованной Министерством обороны США. Секретные версии были отправлены в Конгресс в марте 2022 г. вместе с предлагаемым оборонным бюджетом на 2023 г., но война на Украине заставила администрацию пересмотреть их и отложить публикацию несекретных версий до октября. Министерство обороны также опубликовало два дополнительных основных документа — «Обзор ядерной политики» и «Обзор противоракетной обороны»[ii] [2].

В пресс-релизе по случаю подписания новой СНБ госсекретарь США Энтони Блинкен отметил, что в ней «излагается концепция свободного, открытого, безопасного и процветающего мира и всеобъемлющий план ее реализации». Заявляется о том, что это не только видение США, «его разделяют многие другие страны, стремящиеся жить в мире, уважающем основополагающие принципы самоопределения, территориальной целостности и политической независимости; где страны свободны в выборе своей внешней политики; где свободные потоки информации; соблюдаются всеобщие права человека; и глобальная экономика работает на равных условиях, предоставляя возможности для всех». Э.Блинкен также заверил, что «американская дипломатия продолжит использовать свои непревзойденные сети союзников и партнеров для создания максимально сильной и широкой коалиции наций». Все они вместе «будут продвигать и защищать это видение в момент, когда ревизионистские авторитарные силы подрывают международный мир и стабильность». По его словам, «это решающее десятилетие для Соединенных Штатов и всего мира», и он выразил уверенность в том, что США «как это было на протяжении всей их истории воспользуются моментом и примут вызов»[iii] [3].

Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, комментируя документ, отметил, что «президент Байден по-прежнему считает Китай самым важным геополитическим вызовом Соединенным Штатам, несмотря на войну президента России Владимира Путина на Украине и его угрозы применить ядерное оружие». «Стратегия Байдена основана на понимании того, что внутренняя и внешняя политика переплетены, и что сила Америки внутри страны является источником ее мощи в мире». Дж.Салливан говорил о «поворотном моменте для мира» и «решающем десятилетии». По его словам, две основные стратегические проблемы, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты, — это «геополитическая конкуренция» с Китаем в мире после окончания «холодной войны» и «огромный масштаб и скорость международных вызовов со стороны тех, кто не уважает границы и не подчиняется международным правилам». Другими вызовами являются изменение климата, отсутствие продовольственной безопасности, энергетика и эпидемии[iv] [4].

В израильском экспертном сообществе и СМИ оценивали, прежде всего, пункты, которые касаются или могут повлиять на еврейское государство и его развитие, на весь Ближневосточный регион, а также на отношения Израиля с его главным стратегическим союзником – США.

Израильский новостной портал Times of Israel отметил, что в СНБ-2022 «выражается намерение страны и далее продвигать мирные договоренности в стиле «Авраамовых соглашений» между Израилем и его соседями по региону; а также урегулирование израильско-палестинского конфликта на основе двугосударственного решения и Израиля как еврейского и демократического по своей сути государства». Правда, «в документе не назывались страны, которые могут быть готовы к мирному соглашению с Израилем».

Исходя из того, что Стратегия нацбезопасности США является своего рода обзором связанных с этим проблем и политики американской администрации, направленной на их решение, включая израильско-палестинский конфликт, Times of Israel указывает на то, что в 2022 г. в ней содержалось больше подробностей о Ближнем Востоке, чем в прошлом документе, в котором фиксировалось только то, что США стремятся «сохранить непоколебимую приверженность безопасности Израиля».

В этом документе говорится об «удовлетворении устремлений палестинцев к созданию собственного безопасного и жизнеспособного государства» и включено высказывание Байдена во время его визита на Западный берег р. Иордан в июле 2022 г.: «Два государства в границах 1967 года, взаимно согласованные обмены [территориями] остаются лучшим способом достижения одинакового уровня безопасности, процветания, свободы и демократии как для палестинцев, так и для израильтян».

Times of Israel напоминает, что «приверженность двугосударственному решению была отражена в речи [на тот момент премьер-министра Израиля Яира] Лапида на ГА ООН в сентябре 2022 г., когда он заявил, что «соглашение с палестинцами, основанное на сосуществовании двух государств для двух народов, является правильным решением для безопасности Израиля, для экономики Израиля и для будущего наших детей»». Поскольку эта речь произносилась в период, когда до выборов в стране оставалось всего несколько недель, Я.Лапид подвергся резкой критике со стороны израильских правых во главе с нынешним премьер-министром Биньямином Нетаньяху, которые отвергают идею создания двух государств как жизнеспособную модель. Уже мало кто помнит, что Биньямин Нетаньяху также поддерживал эту концепцию, о чем заявлял в ООН.

Times of Israel указывает на то, что в американской СНБ-2022 осталась «железная» приверженность США безопасности Израиля. Издание напоминает, что «в июле премьер-министр Яир Лапид и Байден подписали пакт о безопасности, известный как «Иерусалимская декларация», в котором подчеркивается намерение США предотвращать приобретение Ираном ядерного оружия с использованием «всех элементов своей национальной мощи»».

Отмечается также, что документ «содержит обязательство США полностью выполнить условия исторического Меморандума о взаимопонимании на сумму 38 миллиардов долларов [3,8 млрд долларов в год в течение 10 лет военной помощи Израилю], подписанного при администрации Обамы, и признание того, что следующий МоВ [по истечении нынешнего соглашения, действующего с 2019 по 2028 г.] должен отражать новые угрозы и обстоятельства»[v] [5].

В контексте принятой новой Стратегии нацбезопасности США Одед Эран (израильский дипломат и старший научный сотрудник Израильско-китайского политического центра Фонда им. Дианы и Гилфорда Глейзеров в Институте исследований национальной безопасности /INSS/ в Тель-Авиве) и Мел Левин (советник международной юридической фирмы Gibson, Dunn & Crutcher и член Комитета по иностранным делам во время его пребывания в Конгрессе США) вообще считают, что настало время пересмотреть американо-израильский МоВ в сфере безопасности.

По их мнению, СНБ-2022 г. свидетельствует о том, что между «лагерем свободного, демократического и ныне существующего глобального порядка» во главе с США, Европой и большинством крупных экономик Индо-Тихоокеанского региона и «блоком авторитарных, безжалостных и бросающих вызов этому порядку стран» под руководством Китая и России, ведется «соперничество за технологическое превосходство, энергетические ресурсы, рынки и стратегическое развертывание в ключевых геополитических областях. Все это может перерасти в локальные и региональные военные столкновения».

Для Израиля новая глобальная реальность дуэли между этими двумя идеологическими лагерями – явный сигнал к анализу того, существует ли еще зона комфорта, в которой он мог бы по-прежнему поддерживать прочные политические, экономические связи и отношения в сфере безопасности с США, одновременно пользуясь экономическими выгодами от сотрудничества с Китаем.

Подтверждение тому, что в основе нынешнего и будущих этапов глобальной гонки лежат технологии, эксперты видят во вложении десятков миллиардов долларов США в возрождение американской полупроводниковой промышленности и превращение Управления научно-технической политикой Белого дома в агентство на уровне кабинета министров и члена Совета национальной безопасности. Эти события расцениваются не только как проблемы, но и как потенциальные возможности для Израиля.

Эксперты отмечают, что ключевые области противостояния великих держав в области науки и технологий – искусственный интеллект, шестое и седьмое поколения связи, квантовые вычисления и полупроводники. Что касается последних, Израиль хоть и считается небольшим в мировом масштабе производителем полупроводников, тем не менее, в стране Intel Israel является крупнейшим и одним из ключевых работодателей в израильском частном секторе, и большая часть его экспорта приходится на Китай. «Очевидно, что это очень деликатный вопрос, которым должны заниматься высшие политические эшелоны и органы безопасности США и Израиля».

По мнению экспертов, в основе того, что Израиль может предложить, лежит подписанная Дж.Байденом и Я.Лапидом «Иерусалимская декларация» (в которой заложены основы для гораздо более широкого сотрудничества в передовых технологиях оборонного назначения, таких как высокоэнергетические лазерные системы, кибербезопасность и изменение климата); недавно принятый «Закон США о чипах и науке»; новая Стратегия национальной безопасности; и Меморандум о взаимопонимании.

О.Эран и М.Левин предлагают действующий МоВ между США и Израилем, истекающий в 2028 г., заменить новым. Учитывая, что основная доля военной помощи идет на такие вещи как F-35, эта часть останется в пересмотренном документе. Новая часть будет добавлена после заключения соглашения о финансировании двустороннего сотрудничества в области науки и техники обоими правительствами по согласованной формуле.

При этом эксперты отталкиваются от опыта Израиля в участии в семилетних циклических программах исследований и разработок в Европейском Союзе. Поскольку Израиль не является членом ЕС, он платит ежегодный членский «взнос» по согласованной правительством Израиля и властями ЕС формуле. Израильские НИИ получают его обратно в виде грантов на совместные с европейскими партнерами проекты. Этот метод может применяться на стадии НИОКР при разработке систем, связанных с технологиями, перечисленными в «Иерусалимской декларации». Допускается, что эта модель может быть скорректирована, позволяя, например, американским компаниям в Израиле, израильским компаниям с инвестициями США или коммерческими отношениями на американском рынке извлекать выгоду из средств, предусмотренных «Законом о Чипах и науке», путем выделения фонда американо-израильского сотрудничества, финансирование которого частично будет поступать из Израиля.

Таким образом, О.Эран и М.Левин считают, что сейчас для Израиля подходящий момент для пересмотра МоВ. Новое соглашение будет иметь большое значение, т.к. позволит конвертировать «неизменную, непоколебимую, прочную, двухпартийную и священную приверженность США» безопасности Израиля в конкретный план действий. Подчеркивается что «помимо Ирана, представляющего собой главную угрозу долгосрочной безопасности Израиля, появляются и другие новые реалии, в том числе биполярное соперничество. Израиль не считает, что его интересам и безопасности угрожают Китай и Россия, но, тем не менее, на него могут повлиять последствия развивающейся «войны полупроводников», а также российская агрессия на Украине».

К тому же «пересмотренный МоВ может стать уместным в свете обеспокоенности США по поводу поддержания сотрудничества с союзниками и партнерами и будет отражать не только приверженность США безопасности Израиля, но и общим политическим ценностям, глобальным и региональным интересам и их готовности сотрудничать в деле их продвижения»[vi] [6].

[i] [7] מרוסיה יותר מאיימת סין :ביידן ממשל // Mako. 18.10.2022. https://www.makorrishon.co.il/news/532941/

[ii] [8] The Biden Administration’s National Security Strategy: Focus on China and Technology // INSS. 07.12.2022. https://www.inss.org.il/publication/biden-admin-strategy/

[iii] [9] Release of the President’s National Security Strategy. 12.10.2022. https://www.state.gov/release-of-the-presidents-national-security-strategy/

[iv] [10] מרוסיה יותר מאיימת סין :ביידן ממשל // Mako. 18.10.2022. https://www.makorrishon.co.il/news/532941/

[v] [11] Latest US National Security Strategy pushes regional peace, 2-state solution  // Times of Israel. 13.10.2022. https://www.timesofisrael.com/latest-us-national-security-strategy-pushes-regional-peace-2-state-solution/

[vi] [12] Time to revise the US-Israel security understanding – opinion // Jerusalem Post. 20.11.2022. https://www.jpost.com/opinion/article-722833