- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О серии исследований «Развивающиеся военные технологии» турецкого фонда SETAV. Часть 1

Ведущий турецкий мозговой центр, Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) известен подготовкой и публикацией аналитической информации по актуальным вопросам повестки.

В частности, в контексте политики турецкого руководство на обеспечение научно-технического прорыва и создание себе преимущества, осенью 2022 года Фонд приступил к публикации серии книг под заголовком «Развивающиеся военные технологии».

В рамках этой серии, на момент написания данного материала (27 декабря 2022 г.) вышло три книги: «Радиоэлектронная борьба: турецкие возможности и глобальные тренды», «Кибербезопасность: турецкие возможности и глобальные тренды», «Новые военные технологии во внешнем космосе».

Итак, обратимся к первому из упомянутых изданий, которое посвящено радиоэлектронной борьбе. Автором этого исследования стал Феридун Ташдан.

Как сообщает издание, Феридун Ташдан — профессор кафедры математики Университета Западного Иллинойса. В дополнение к своим академическим исследованиям надежных методов прогнозирования и обобщенных линейных моделей, он опубликовал статьи о системах противовоздушной обороны и их операционных концепциях во многих оборонных и авиационных журналах Турции.

Оглавление книги:

Итак, приступим к рассмотрению издания, начав со Введения, где наряду с кратким объяснением электромагнитного спектра объясняется и значение радиоэлектронной борьбы в современных условиях.

Цитируем:

«Почему армии всего мира уделяют особое внимание разработке и развертыванию систем РЭБ (радиоэлектронной борьбы)?

Очевидный ответ — контроль над электромагнитным спектром, чтобы победить врага и одержать верх на поле боя.

Второй ответ заключается в том, чтобы иметь возможность модернизировать или обновлять аппаратное и программное обеспечение систем РЭБ по мере необходимости.

Технологии РЭБ можно поставить на первое место в списке военных технологий, которые хорошо защищены и контролируются странами, которые их разрабатывают. Как правило системы РЭБ поставляются «как есть». Другими словами, страны, покупающие эти системы, практически не контролируют программную или аппаратную архитектуру систем РЭБ.

С технической точки зрения, библиотеку угроз необходимо постоянно обновлять, поскольку среда эксплуатации систем РЭБ со временем меняется, а на поле боя появляются новые системы вооружения. Армии также постоянно модернизируют/обновляют свои системы РЭБ, чтобы поддерживать их эффективность, использовать их с максимальной производительностью и противостоять новым угрозам.

Модернизации и обновления в основном выполняются во время операций в мирное время, но экстренные обновления и обновления могут также потребоваться во время войны, по мере необходимости.

Если РЭБ-системы приобретаются «как есть» и не предоставляется доступ к библиотеке угроз или алгоритмам постановки помех, у пользователей системы возникнут трудности с эффективным использованием этих систем против противника, внедряющего новые радары, системы связи, или ракеты, использующие боеголовки, не распознаваемые соответствующей системой РЭБ.

Таким образом, системы РЭБ являются строго контролируемыми технологиями, и разработка национальных РЭБ-систем внутри страны обеспечивает большое преимущество в плане безопасности. РЭБ может быть развернута во всех четырех областях (воздух, море, земля и космос) с пилотируемыми и беспилотными системами и может поражать системы связи, радары или другие средства, как военные, так и гражданские».

Итак, как мы можем видеть, главная идея турецкого автора заключается в необходимости развития собственных технологий РЭБ (то, что в Турции именуется milli ve yerli или «национальное и местное» — И.С.). Что полностью вписывается в нынешнюю турецкую концепцию, которая подразумевает получение технологий Турцией как главное условие международной кооперации.

Заметим, что самые тяжелые переговоры между Россией и Турцией по вопросу поставок систем С-400 велись, как раз, в технологическом разрезе. Вопрос стоял как раз в том, что турецкая сторона настаивала на необходимости предоставления доступа к «мозгам» системы. Была целая серия «утечек» в турецкие СМИ с утверждениями о том, что программное обеспечение для российских систем С-400 будет обеспечиваться турецкой стороной. Также шли переговоры о том, что Россия и Турция могут организовать совместное производство и налаживать сбыт в третьи страны.

Как можно судить решающих прорывов в этом направлении так и не случилось. Хотя, справедливости ради, можно отметить, что объем российско-турецкого сотрудничества в сфере ОПК – это закрытая для публики информация и, вполне возможно, что, вместе с обучением своего персонала использованию систем С-400, Турция получила и некоторый объем знаний, позволяющий двигаться ей дальше в направлении развития собственной продукции.

Нарушим стройность повествования издания с тем, чтобы, в первую очередь, обратиться к разделам, которые касаются непосредственно Турции.

Начинаем с раздела, посвященного компетенциям Турции в сфере радиоэлектронной борьбы.

Цитируем издание:

«Наряду с тем, что у Турции — уникальное восприятие военной угрозы, она должна быть самодостаточной в оперативном использовании и производстве систем военного оружия.

Хотя Турция является членом НАТО и одним из самых активных участников миссий Североатлантического союза, она часто сталкивалась с проблемами покупки или прямого получения некоторых критически важных технологий у своих союзников.

В дополнение к трудностям с приобретением критически важных технологий и санкциям со стороны союзных стран, географическое положение Турции и историческое соперничество с соседними странами заставляют разрабатывать концепции военных операций, а также инвестировать в некоторые критически важные технологии, такие как РЭБ, радары, управляемые ракеты, электрооптические системы и системы командного управления.

Усилия Турции по разработке и производству военных электронных систем набрали обороты сразу после того, как американские санкции были введены в отношении турецких вооруженных сил в 1974 году в связи с миротворческой операцией на Кипре.

Создание турецкой компании по производству оборонной электроники ASELSAN в 1976 году стало важным шагом для Турции на пути к тому, чтобы в последующие годы стать самодостаточной в области военной связи, радаров, систем управления и контроля, а также технологий РЭБ.

За прошедшие годы ASELSAN стала основным поставщиком всех видов систем связи и РЭБ на различных технологических уровнях для сухопутных, воздушных и военно-морских сил Турции, а также сил внутренней безопасности, таких как турецкая полицейская организация или Национальная разведывательная организация (в турецкой аббревиатуре – MIT – И.С.).

Системы РЭБ, разработанные ASELSAN на местном уровне (то есть, речь идет о собственных, турецких разработках – И.С.), также со временем экспортировались в другие дружественные и союзные страны. Ассортимент систем РЭБ турецкой оборонной промышленности варьируется от простого радиопеленгатора/постановщика помех UHF/VHF до самых сложных систем ED/SIGINT/ELINT (электронная разведка – И.С.) и EA/ECM (радиоэлектронная борьба), включающих в себя современные методы обнаружения электромагнитных сигналов и методы РЭБ/скремблирования (шифрование – И.С.), включая технологии AESA (активная фазированная антенная решетка – прим.) и DRFM (цифровая радиочастотная память – И.С.)».

Обратимся к разделу, касающемуся производственных возможностей Турции в сфере изготовления оборудования для РЭБ.

Цитируем издание, которое начинает с оборудования для турецких ВМС:

«Морская платформа ED (электронная поддержка – И.С.) под названием ARES-2N23 производства ASELSAN является первой системой ED, поступившей на вооружение ВМС Турции на борту первого корвета класса ADA, TCG Heybeliada.

Название ARES происходит от аббревиатуры ASELSAN radio ED system (то есть, система радиоэлектронной поддержки «Аселсан» — И.С.). Система имеет функции обнаружения, идентификации, классификации, отслеживания, пеленгации, геолокации, голосового предупреждения и обнаружения параметров, связанных с платформой, излучающей сигнал.

Работая в диапазоне частот 2-18 ГГц, ARES-2N использует широкополосные моноимпульсные методы пеленгации благодаря высокой скорости обработки сигнала и может обнаруживать радиолокационные угрозы в широком диапазоне частот.

Система обладает точным измерением параметров и уникальными возможностями идентификации, а также может автоматически отслеживать и обнаруживать обнаруженные радиолокационные сигналы (излучатели).

Утверждается, что вероятность обнаружения радиолокационного сигнала ARES-2N очень высока благодаря его (оборудования – прим.) широкополосности. Высокая скорость обработки и уровень чувствительности позволяют обнаруживать радары с малой выходной мощностью на больших расстояниях.

Кроме того, сообщается, что ARES-2N может работать под угрозой непрерывных или импульсных доплеровских сигналов без снижения чувствительности, которому подвержены широкополосные системы из-за его широкополосной избирательности.

Фрегаты класса ISTIF, TCG Istanbul и LHD Anadolu, также оснащены обновленной ARES-2N(V)2 системой электронной поддержки. Кроме того, фрегаты класса BARBAROS будут модернизированы до конфигурации ARES-2N(V)2 в ходе программ модернизации середины срока жизни.

В отличие от системы ARES-2N, которая работает в диапазоне частот 2–18 ГГц, ARES-2N(V)2 может охватывать частоты 2–40 ГГц, а ее рабочий диапазон также может быть расширен до 0,5–2 ГГц. Она также оснащена усовершенствованными приемниками следующего поколения, которые улучшают мгновенную полосу пропускания и параметры приемника. Пара антенн цифрового приемника (RX) будет интегрирована в мачту фрегата класса BARBAROS, чтобы расширить частотный охват (AREAS-2NC будут расположены выше передающих антенн R-EA).

По данным ASELSAN, РЛС ARES-2N(V)2 будет иметь обнаружение источников излучения LPI, высокий POI, низкую вероятность ложных срабатываний и очень высокую точность пеленгации.

Между тем, фрегаты класса ISTIF (первый корабль этого класса, который будет введен в эксплуатацию в 2023 году) будут интегрированы с радиолокационной системой EA/ECM AREAS-2NC и парой субдиапазонных и высокочастотных антенн TX (микшерные/управляемые передающие устройства).

ASELSAN также разработала систему ARES-2SC ED для удовлетворения требований системы измерения радиолокационной поддержки, которая будет использоваться на подводных лодках ВМС Турции.

На первом этапе система была интегрирована в две подводные лодки класса AY (тип 209/1200) (TCG Doğanay и TCG Dolunay) в 2013 году, а модель системы ARES-2NS была выбрана для подводных лодок класса REIS типа 214TN.

ARES-2SC выполняет такие функции, как обнаружение, идентификация, классификация и отображение (в соответствующем формате), возможность автоматической и ручной записи и воспроизведения для радиолокационных систем, вещающих в диапазоне 2–18 ГГц, совместно с РЛС типа LPI, с низкой вероятностью необнаружения. Система с 360-градусным горизонтальным азимутальным покрытием имеет компактную антенну высокого давления, высокотехнологичные широкополосные цифровые микроволновые приемники и высокую производительность обработки данных.

Чтобы уменьшить акустическую сигнатуру, в ARES-2SC используется система жидкостного охлаждения, которая соответствует экологическому стандарту MIL-STD-810F и стандарту MIL-STD-461E по электромагнитной индукции/электромагнитной совместимости (EMI/EMC).

Высокотехнологичный широкополосный цифровой СВЧ-приемник с устойчивыми к давлению компактными антенными конструкциями и продуманной конструкцией позволяет ARES-2SC надежно и успешно выполнять задачи электронной поддержки за короткое время реакции.

В настоящее время выпускаются ARES-2SC с компактной антенной с одним «балконом» и конструкцией широкополосного СВЧ-приемника для подводных лодок класса AY и РЛС ARES-2NS с конструкцией с двумя «балконными» антеннами и сочетающей радиолокационное предупреждение для FPB и антенны электронной поддержки для подводных лодок класса REIS типа 214 TN.

ASELSAN также экспортировала системы радиолокационной электронной поддержки (RESM) ARES-2NCL Extended для ВМС Пакистана. Предполагается, что эти системы установлены на двух платформах, находящихся на вооружении ВМС Пакистана.

Кроме того, ASELSAN поставляет систему ARES-2SC/P RESM в рамках проекта Agosta 90B MLU ВМС Пакистана, осуществляемого STM (турецкая компания ОПК – И.С.), основным подрядчиком проекта.

Для наземного применения система RESM серии ARES-2 от ASELSAN будет интегрирована в систему наблюдения за морем Long Horizon командования ВМС (TNFC), которая играет решающую роль в защите интересов Турции в окружающих морях.

Система Long Horizon, которая была введена в эксплуатацию в Эгейском море в рамках первой фазы проекта, позже была расширена для охвата Восточного Средиземноморья двумя дополнительными радарами Suricate Mk2 для надводного и воздушного/прибрежного наблюдения.

В общей сложности пять радаров Suricate Mk2, поставленных в рамках системы Long Horizon, также были развернуты в соответствующих районах в Гекчеаде, Боздаге, Кушадасы, Каше и Кантаре (Турецкая Республика Северного Кипра).

Кроме того, компания Thales поставила три системы DR3000S RESM в рамках фазы 1 (проекта – И.С.).

Для того, чтобы обеспечить возможности активных электронных помех для ВМС Турции, современная радиолокационная система EA/ECM AREAS-2N с массивами AESA, которые могут генерировать радиочастотную энергию (форма волны электронной атаки) в очень узком формате луча (pencil beam) был разработан компанией ASELSAN.

AREAS-2N может поражать несколько целей/угроз одновременно, поскольку эта система может перемещать и направлять РЧ-волны за микросекунды и одновременно выводить несколько РЧ-волн.

По данным ASELSAN, радиолокационная система EA AREAS-2C охватывает частоты 8–18 ГГц (но может быть расширена до других частотных диапазонов) и может применять как когерентные, так и некогерентные методы микширования.

Также считается, что его возможности аналогичны или даже лучше, чем у радиолокационной системы EA Scorpion II. Таким образом, заявлено, что AREAS-2NC, который имеет две независимые микшерные антенны/маршрутизируемые радиочастотные передатчики и использует технологию DRFM, может одновременно смешивать до шестнадцати радиочастотных передатчиков.

Десантный корабль LHD ANADOLU будет оснащен комплексным интегрированным пакетом ED и ECM от ASELSAN, включая ED ARES-2N(V)2 и радарные системы EA/ECM нового поколения AREAS-2N.

Оснащенный как широкополосными, так и узкополосными цифровыми приемниками, технологией DRFM (цифровая память радиочастот, особенно для современных когерентных угроз) и полупроводниковыми усилителями мощности, AREAS-2N имеет в общей сложности четыре антенны AESA (каждая покрывает 90-градусное поле зрения и содержит более более 1000 модулей T/R).

Два из них будут развернуты по левому борту, а остальные два — по правому борту кораблей. Благодаря своей функции направленного радиочастотного излучения, которая позволяет использовать методы обмана и смешения шумов в динамической среде угроз, радиолокационная система EA/ECM AREAS-2N может сбить с толку/обмануть до тридцати двух угроз».