- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки зарубежных специалистов развития военно-технического сотрудничества Российской Федерации и Исламской Республики Иран

Перспективная поставка истребителей Су-35СЕ для ВВС Ирана

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий, начиная с 2016 г. наблюдают за соревнованием авиастроительных предприятий КНР и РФ вокруг перспективных поставок основного истребителя для ВВС Исламской Республики Иран. Официальному Тегерану уже достаточно давно необходимо радикально обновить парк боевых самолетов, который частично состоит из таких «музейных» экспонатов как американского производства F-4D/E, F-5E/F и F-14A, так и собранных в СССР – Миг-29А/УБ, Су-24МК и Су-25. Большинство этих самолетов утратило летную годность и их ремонт не имеет смысла с точки зрения экономики.

В современной военно-политической ситуации, при которой ВВС богатейших стран Персидского залива осуществляют перевооружение на двухдвигательные истребители западного производства для ВВС ИРИ важно сохранять паритет, а значит, наиболее адекватным является выбор в пользу российского тяжелого истребителя Су-35СЕ.

В сентябре 2022 г. Командующий ВВС ИРИ открыто заявил, что рассматривается только Су-35СЕ, но не Су-30СМ, поскольку иранские военные специалисты откровенно относят Су-30СМ к самолету предыдущего поколения, тогда как Су-35СЕ представляется возможным классифицировать как боевой самолет поколения «4+++».

Китайские специалисты признают, что Су-35СЕ характеризует адекватное соотношение «цена-качество» и большая боевая нагрузка, масса которой достигает 8000 кг. Аналитики из Поднебесной обращают наибольшее внимание именно на возможности вооружения Су-35СЕ, поскольку в номенклатуру авиационных средств поражения, которые запланированы к поставке для ВВС ИРИ входят:

– управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-37 (неоднократно применялись для перехвата летательных аппаратов ВВСУ);

– противорадиолокационные ракеты Х-31 (возможности данных УР были значительно расширены российскими конструкторами за последние несколько лет);

– управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-59Мк2 (позволяют летчикам Су-35 и Су-30 наносить удары по наземным целям в ходе СВО без входа в зону действия ПВО ВСУ);

– управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29 с телевизионной головной частью самонаведения (неоднократно применялись ВКС РФ в рамках СВО);

– корректируемые авиационные бомбы КАБ-500 и КАБ-1500 с различными головными частями наведения  (также проверены в рамках СВО, обладают высокой эффективностью в борьбе с долговременными укрепленными огневыми точками ВСУ).

В данном аспекте отметим, что пилоты истребителей Су-35 ВКС РФ получают реальный боевой опыт в рамках СВО, тогда как летчики ВВС НОАК, на вооружении которых также находятся однотипные самолеты, выполняют исключительно учебно-боевые полеты на своих машинах либо над территорией КНР, либо над Тайваньским проливом.

В отношении аспекта стоимости Су-35СЕ китайские обозреватели указывают, что стоимость первой партии из 20 самолетов для ВВС ИРИ ориентировочно составит около 2 млрд долл. США. По данным разведывательных органов ВС США и Израиля, ВВС ИРИ планируют приобрести не менее 64 ед. Су-35СЕ, а также полный комплект ремонтно-технической документации к этому самолету с последующей организацией полноценного сервисного предприятия, на котором под надзором российских специалистов будет осуществляться обслуживание самолетов.   По оценкам аналитиков из Поднебесной ВВС ИРИ необходимо принять на вооружение не менее 100 истребителей Су-35СЕ, что позволит авиационным подразделениям своевременно направлять адекватное количество боевых самолетов для обороны воздушных рубежей страны.

Кроме того, разведчики из США и Израиля указывают на возможность начала поставок истребителей уже в 2023 г., поскольку первая группа в составе 20 летчиков ВВС ИРИ начала курс подготовки к пилотированию Су-35СЕ еще весной 2022 г., а 21 истребитель данной модели уже находится на территории авиастроительного предприятия в Комсомольск-на-Амуре.

Как известно, данные самолеты были собраны по контракту с ВВС Арабской Республикой Египет, однако под давлением из США официальный Каир отказался от российских истребителей.  Китайские специалисты отмечают, что те боевые самолеты, которые ВВС АРЕ приобретают у США или ЕС, обладают заниженными тактико-техническими характеристиками в сравнении с истребителями, находящимися на вооружении ВВС Израиля.

Представляется возможным предположить, что российским специалистам потребуется определенное время для внесения некоторых изменений в программное обеспечение или иные элементы самолета в целях  адаптации под правила эксплуатации ВВС ИРИ.

По оценкам китайских специалистов, официальный Тегеран получит Су-35СЕ по бартерной схеме, т. е. ВВС ИРИ получат новые самолеты в зачет поставок 1700 ед. БПЛА моделей Shahed-129, 136, 171 и 191, которые ВС РФ активно применяют для борьбы с ВСУ. По подсчетам китайских наблюдателей российские военные применили 570 БПЛА иранского производства.

Вполне вероятно, что кроме БПЛА указанных моделей в интересах ВС  РФ предприятия ОПК Ирана осуществляют сборку оперативно-тактических ракет, а также противотанковых управляемых ракет – копия российской 9М133 от комплекса 9К135 «Корнет», который является самым мощным переносным ПТРК из числа примененных в реальном вооруженном конфликте.

Пристальное внимание китайских специалистов к выбору ВВС ИРИ в пользу российского истребителя и отсутствия комментариев от представителей Командования ВВС Ирана в отношении китайского J-10CE объективно обусловлено устремлениями китайских авиастроителей продвинуть свою продукцию на мировом рынке, а именно в те страны, которые очевидно ограничены в выборе поставщика по различным политико-экономическим причинам.

К настоящему моменту кроме ВВС НОАК истребитель J-10C принят на вооружение ВВС Исламской Республики Пакистан, которые также располагают значительным количеством легких истребителей JF-17.  Китайские авиастроители открыто сообщают, что летчики, пилотировавшие J-10C, неоднократно побеждали пилотов на Су-35К в рамках ежегодных квалификационных испытаний ВВС НОАК под обозначением «Золотой шлем».

Представляется возможным выделить два ключевых аспекта, которые обусловили выбор ВВС ИРИ в пользу Су-35СЕ.

Во-первых, переговоры о поставке данных самолетов Москва и Тегеран проводили на самом высоком уровне, т. е. договоренности достигнуты между руководителями РФ и ИРИ.

Во-вторых, иранская сторона получит самолеты в счет поставок БПЛА и другого ВВТ, которое уже передала ВС РФ для применения в СВО, т. е. официальный Тегеран не должен выделять сколь-нибудь значительных средств на приобретение данных самолетов, а именно первой партии в количестве 20 ед.

В дополнение к вышесказанному отметим, что кроме Су-35СЕ официальный Тегеран заинтересован в получении двух дивизионов зенитно-ракетного комплекса С-400, которые с высокой степенью вероятности иранские конструкторы разберут на составные части для последующего копирования и организации собственного производства для нужд ПВО. Как показывает опыт, ОПК ИРИ ранее успешно скопировали ЗРК/ЗРС малой, средней и большой дальности американского, китайского и российского производства.