- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир: рост социальных расходов государства и его последствия

В условиях, когда казна Алжира стала пополняться беспрецедентными газовыми доходами, его руководство намеревается потратить их не только на военные нужды, но и сохранение местного затратного варианта «социализма».

Так, в своих последних выступлениях 25 декабря высшие представители алжирского руководства заявили о намерении сохранить «социальный характер государства», выделив значительную часть накопленных денег на дальнейшее увеличение зарплат и различных социальных выплат.

Это произошло после одобрения 25 декабря президентом страны Абдельмаджидом Теббуном законопроекта о финансах на 2023 год.

Речь идет в том числе о пособиях по безработице, пенсиях по старости и целевых квотах, выделяемых в гарантийный фонд местных органов власти.

По имеющейся информации, повышение доходов коснется 5,85 млн работающих алжирцев, включая 2,8 млн государственных служащих и «частных контрактников».

Так, 26 декабря министр труда, занятости и социального обеспечения АНДР Юсеф Хорфа сообщил, что решение президента АНДР повысить заработную плату в течение 2023 — 2024 годов на практике означает увеличение в диапазоне от 4500 до 8500 динар каждому работающему в зависимости от их категорий.

Причем некоторые категории выиграют еще больше. Например, учителя теперь будут ежемесячно получать почти на 13500 динаров (18.64 американских доллара) больше прежнего.

Повысят пенсии и 1 150 000 пенсионерам. Так, на заседании Совета министров 25 декабря президент Теббун распорядился повысить минимальный порог пенсии по старости до «15000 динаров (112 американских долларов) для тех, кто получал пособие менее 10000 динаров (97 американских долларов), и до 20000 динаров (149 американских долларов) ежемесячно для тех, кто получал пенсию в размере 15000 динаров».

Также будет увеличено и пособие по безработице с 13 тысяч динаров до 15 тысяч динаров (с 97 до 112 американских долларов или на 15.4%) ежемесячно для 1,9 млн получающих его граждан АНДР.

Причем в коммюнике администрации алжирского президента подчеркивалось, «что новая сумма пособия по безработице отныне не будет облагаться налогами, и государство возьмет на себя расходы по медицинскому страхованию (так называемая «карта Chifa») не имеющих официальной занятости в течение периода получения пособия», то есть, пока они не устроятся на работу.

В результате в общей сложности затраты казны на это вырастут ежегодно на 2.3 млрд долларов. Соответственно, возникает вопрос, каким образом государство будет обеспечивать взятые им на себя социальные обязательства в случае неизбежного будущего снижения нефтегазовых доходов.

Но и это еще далеко не все. Разумеется, подобные новогодние заявления Теббуна и его министров были очень положительно восприняты алжирскими гражданами, но они же сетуют, что этих повышений будет недостаточно, чтобы компенсировать повышение стоимости товаров и услуг. Так, по их данным, за 2020 – 2022 гг. они увеличились в стоимости более чем на 30%, тогда как средний рост их доходов не превысил за тот же период 20%.

Иными словами, даже тот колоссальный объем финансовых ресурсов, который Алжир потратит на нивелирование роста расходов его граждан, лишь отчасти покроет их издержки. Кроме того, дальнейшее увеличение социальных расходов приведет к новому инфляционному витку, который почти моментально «съест» подобные добавки и потребует новых в уже самое ближайшее время.

Не случайно, что президент АНДР Абдельмаджид Теббун признает, что данное увеличение социальных затрат «не является последним, поскольку оно служит продолжением официального правительственного курса на обеспечение всем алжирским гражданам вести достойную жизнь и не оказаться уязвимыми в рамках сохранения социального характера алжирского государства».

Тем более, что, по его словам, «он осведомлен, что эти повышения не решают основной проблемы, беспокоящей малоимущих и людей с низкой заработной платой».

И поэтому он обещал, что в 2023 году «повышения цен не будет». Это касается товаров с субсидируемой властями стоимостью, включая продовольствие (в этом списке хлеб, манная крупа, сахар, масло), топливо, налоги и услуги ЖКХ (в том числе вода).

Литр бензина остается на уровне 45 динаров (0.33 американского доллара), литр дизельного топлива — на уровне 29 динаров (0.21 американского доллара), тогда как эквивалент литра газовой заправки – 9 динаров (7 американских центов).

Благодаря этому Алжир должен остаться в топ-10 стран с самым дешевым топливом.

Представители властей АНДР с гордостью заявляют, что страна может позволить себе такую роскошь ввиду того, что она больше не импортирует топливо, как это было раньше, и может позволить себе сохранить дешевые электроэнергию и газ.

Благодаря этому, как обещал Теббун, «2023 год станет годом сохранения достоинства алжирцев и повышения их уровня жизни, что само по себе бесценно».

Иными словами, повышение социальных затрат государства при таком подходе видится бесконечным. Причина – рост напряженности в обществе и риск повторения весенних событий 2019 года, когда против выдвижения Абдельазиза Бутефлики на пятый президентский срок на улицы вышло рекордное число алжирцев.

Но хватит ли на это ресурсов у его преемника? Уже сейчас, несмотря на наличие колоссальных нефтегазовых доходов, Алжир вынужден тратить значительную их часть на «амортизацию» негативных последствий общемировых процессов вроде роста стоимости продовольствия, энергоресурсов, медицинских услуг, и прочего.

В любом случае, к следующему периоду низких цен на нефть и газ Алжир рискует подойти с отсутствием необходимого для его «пережидания» уровня валютных резервов. И вот тогда что-то объяснить населению, почему оно не могут позволить себе прежний, пусть и весьма небогатый для большинства алжирцев уровень жизни, будет очень непросто.