- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Алжире: ноябрь 2022 г.

1 ноября в Алжире открылся первый за последние три года саммит Лиги арабских государств (ЛАГ). Он проходил на фоне разногласий между ними по поводу конфликтов в Сирии и Ливии, а также сближения некоторых арабских стран – ОАЭ, Бахрейн, Марокко, Судан — Израилем. В то же время хозяин 31-го саммита ЛАГ Алжир активно поддерживает палестинцев и в середине октября способствовал примирению между различными палестинскими фракциями. Из-за внутриарабских противоречий в Алжире отсутствовали наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман, главы Марокко, ОАЭ и Бахрейна. Предыдущий саммит ЛАГ прошел в марте 2019 г. в Тунисе перед началом пандемии коронавируса.

В повестке дня алжирского саммита ЛАГ значились палестино-израильский конфликт, ситуации в Сирии, Ливии и Йемене. За кулисами саммита Алжир пытался добиться реинтеграции в состав ЛАГ Сирии, исключенной из панарабской организации в конце 2011 г., однако этого не случилось, официально – по просьбе Дамаска. Участники саммита также должны были выработать компромиссные формулировки для того, чтобы вспомнить о «вмешательстве» Турции и Ирана в дела арабских стран. Из числа последних некоторые хотели прямо назвать их, другие были против.

Открывая саммит, президент Алжира Абдельмаджид Теббун отметил, что встреча «проводится в сложном региональном и международном контексте, отмеченном ростом напряженности и кризисов, в частности, в арабском мире, который никогда не знал в своей новейшей истории столь сложной эпохи». Он косвенно подверг критике арабские страны, сблизившиеся с Израилем, отметив, что «арабский план урегулирования» от 2002 года обусловливал любую нормализацию отношений с Израилем выводом израильских войск с арабских территорий, оккупированных в 1967г. Осудив израильские «преступления» против палестинского народа, Теббун призвал к совместной дипломатической арабской акции с тем, чтобы организовать «чрезвычайное заседание Генеральной ассамблеи ООН по приему Палестины в организацию в качестве полноправного участника».

2 ноября глава МИД Марокко Насер Бурита, представлявший свою страну на саммите в Алжире, сообщил, что король Мухаммед VI пригласил президента А.Теббуна посетить королевство для «диалога» в связи с тем, что монарх «не смог» участвовать в работе саммита ЛАГ. Со своей стороны глава МИД Алжира Рамтан Ламамра выразил сожаление в связи с «утерянной возможностью» из-за отсутствия в Алжире главы Марокко.

2 ноября по итогам саммита ЛАГ в итоговой декаларации было заявлено об «абсолютной поддержке» права палестинцев иметь «независимое и суверенное государство» с Восточным Иерусалимом в качестве столицы. Это заявление прозвучало несмотря на то, что ранее несколько арабских стран нарушили табу, нормализовав отношения с Израилем, не ожидая окончательного урегулирования палестино-израильского конфликта.

В итоговом коммюнике было подтверждено, что арабские руководители отвергают «иностранное вмешательство во всех его формах в дела арабских стран». Это была очевидная ссылка на Иран и Турцию. Саммит ЛАГ также высказался в поддержку «усилий, направленных на урегулирование кризиса в Ливии посредством внутриливийского урегулирования, гарантирующего единство и суверенитет» этой страны.

В ноябре в Алжире продолжились судебные процессы над «бывшими» — предпринимателями и высокопоставленными чиновниками эпохи Бутефлики. 8 ноября прокуратура Алжира потребовала 18 лет тюрьмы для бывшего генерального директора государственной нефте-  и газодобывающей компании СОНАТРАК Абдельмумена ульд Каддура, в отношении которого ведется судебный процесс по обвинению в коррупции. Вместе с ульд Каддуром по делу проходит его бывший заместитель Ахмед Мазеги. Им в вину вменяются злоупотребления, допущенные в 2018 г. при покупке НПЗ в Огусте на юге Италии и ряда других объектов в этом регионе. По данным алжирских СМИ, стоимость сделки по одному только заводу составила 720 млн долларов, что было признано чрезмерным при покупке старого НПЗ, работающего с 1950 г. По данным алжирской прокуратуры, общая стоимость сделки составила 2,1 млрд долларов.

В августе 2021 г. ОАЭ экстрадировали ульд Каддура в Алжир в силу международного мандата на арест, инициированного АНДР.

Ульд Каддур занял пост главы СОНАТРАК в марте 2017 г. Его отправили в отставку три недели спустя после падения режима Бутефлики.

Уже 15 ноября стало известно, что ульд Каддур получил 15 лет тюрьмы строгого режима.

14 ноября по обвинению в коррупции к 10 годам тюрьмы был осужден бывший глава профобъединения Всеобщий союз алжирских трудящихся (ВСАТ) 76-летний Абдельмаджид Сиди Саид. Яростный сторонник А.Бутефлики не пользовался большой популярностью среди членов профобъединения. Вместе с ним по делу о коррупции проходили трое го сыновей. Джамиль получил 3 года тюрьмы строгого режима, Ханафи – 5, скрывающийся за границей Рамин – 12.

По результатам ноябрьских процессов досталось не только сторонникам А.Бутефлики. 14 ноября пожизненное заключение заочно получил глава Движения за автономию Кабилии (ДАК) Ферхат Мехенни. В Алжире ДАК считается террористической организаций и оно находится под запретом с мая 2021 г. Ф.Мехенни проживает во Франции. Приговор ему выносил суд алжирского квартала Дар эль-Бейда, обвинивший его в «создании террористической организации и покушении на территориальную целостность и национальное единство».

15 ноября надзорный орган за аудиовизуальными СМИ – Администрация по регулированию аудиовизуальных СМИ – предписала закрыть частный телеканал «Аль-Адджваа» после того, как на нем была распространена программа со сценами, признанными «оскорбительными», противоречащими «ценностям нашего общества и нашей религии». Телеканал, вещающий из Лондона, показал американский фильм с любовными сценами, герои которых были полуобнаженными. После решения властей он принес свои извинения алжирцам и признал свою «очевидную ошибку».

15 ноября алжирская государственная нефте- и газодобывающая компания СОНАТРАК объявила о подписании контракта на поставку газа компании Geoplin из Словении на 3-летний период начиная с января 2023 г. Поставки будут осуществляться по газопроводу TransMed, который связывает Алжир с Италией через Тунис. Согласно словенским СМИ, контрактом предусмотрена поставка 300 млн куб. м газа в год. Пропускная способность TransMed составляет 33 млрд куб. м газа в год. Подписание контракта было приурочено к визиту в Алжир вице-премьер-министра, министра иностранных дел Словении Танджии Фаджон. В ходе визита ее принял А.Теббун.

17 ноября по случаю визита в АНДР президента Кубы Мигеля Диаса Канеля Алжир объявил о возобновлении поставок на Кубу дизтоплива и передаче ей в качестве дара солнечной электростанции. На совместной пресс-конференции А.Теббун выразил удовлетворение в связи с возобновлением сотрудничества с Кубой, которое, «к сожалению, было прервано в 2019 г.». Он не привел причин, по которым это сотрудничество было прервано. А.Теббун также сообщил об аннулировании выплат по процентам за кубинский долг.

22 ноября подтвердилось, что в 2023 г. оборонные расходы Алжира составят свыше 22 млрд долларов, что более чем вдвое превысит военный бюджет страны в 2022 г. В тот день Национальная народная ассамблея одобрила бюджет страны на следующий год. Оборонные расходы стали самой крупной статьей бюджета Алжира. В 2022 г. оборонный бюджет Алжира составил свыше 9 млрд долларов. Этот беспрецедентный рост военных расходов проходит на фоне резкого роста напряженности в отношениях с Марокко, с которым Алжир разорвал дипломатические отношения в августе 2021 г. из-за разногласий между двумя странами по западносахарской проблеме и сближения Рабата и Израиля в вопросах безопасности.

Ранее сообщалось, что по данным издания menadefense.net, наиболее интересной оказалась вторая глава аванпроекта бюджета под названием «Национальная оборона». Она предусматривает выделение 8,5 млрд долларов на закупки вооружений. По данным издания, часть средств предполагается направить на модернизацию и продление срока эксплуатации «стратегических вооружений, которые уже отслужили 10 лет». «Речь идет о зенитных ракетных системах С-300 и истребителях Су-30, а также финансировании новых приобретений у России или в других странах», — отмечалось в сообщении. Издание утверждало, что «надо ждать подписания новых больших контрактов». Оно не исключало, что отдельные из них могут быть заключены в ходе предстоящего визита в Россию президента Алжира А.Теббуна.

Судя по недавним алжирским официальным фотографиям встреч руководства Национальной народной армии Алжира с делегациями российских «Рособоронэкспорта» и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России, речь может идти о заказах авиатехники, и в первую очередь – Су-35DZ и Су-57, а также боеприпасах к ним. Известно также о намерении алжирской стороны закупить несколько противопожарных  самолетов Бе-200.

В целом, можно констатировать, что Алжир оказался в выигрыше от текущего состояния дел на мировом нефтяном рынке и политической конъюктуры, что позволило ему беспрецедентно увеличить военные расходы. В этой связи можно только задаться вопросом – зачем?