- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Предварительная статистика экспорта вооружений из Германии в государства Ближнего Востока в 2022 г.

Согласно опубликованным на днях немецкими СМИ данным из ответа на парламентский запрос депутата от фракции «Левых» С.Дагделен, в 2022 г. федеральное правительство Германии под руководством канцлера О.Шольца выдало разрешений на экспорт вооружений и боевой техники на общую сумму 8,35 млрд евро. Таким образом, несмотря на обещания сократить поставки, прежде всего в т. н. третьи страны, то есть те, что не входят в ЕС и НАТО и особенно государства, вовлеченные в вооруженные конфликты, коалиция «светофор» приблизилась к прошлогодним беспрецедентным показателям предшественников, выдавших лицензий на 9,35 млрд евро. Официально свою политику в указанной области власти ФРГ объясняют необходимостью поддержки Украины, на долю которой пришлось не менее четверти от обозначенной выше суммы. Помимо этого, ключевыми получателями стали партнеры по Североатлантическому альянсу: Нидерланды (1,83 млрд евро), США (863,7 млн евро), Великобритания (453 млн евро) и Венгрия (249,2 млн евро). В топ-3 третьих стран лидируют Австралия (196,1 млн евро), Сингапур (175,1 млн евро) и Южная Корея (166,5 млн евро).

Таким образом, указанные данные в целом вписываются в общий курс, ранее обозначенный альянсом СДПГ, СвДП и «Зеленых», а также отражают ситуационное реагирование ФРГ на происходящее на украинском треке. Вместе с тем после вычета всех перечисленных направлений остается еще более 2 млрд евро, а это довольно внушительная сумма, чтобы списывать ее на статистическую погрешность. Так, уже из второго депутатского запроса С.Дагделен следует, что порядка 200 экспортных лицензий были предназначены для стран Ближнего Востока, в том числе участвующих в конфликте в Йемене.

Среди региональных игроков на первое место вышел по предварительным данным Катар, для которого федеральное правительство дало согласие на 53 сделки на общую сумму, превышающую 50 млн евро. Далее следует Египет с 28 млн евро и Саудовская Аравия с 16,7 млн евро. Особенно примечательно, что 3,2 млн евро в случае с АРЕ и 7,1 млн евро в случае с КСА пришлись на т. н. оружие войны, в перечень которого в соответствии с Законом о контроле над военным оружием включаются истребители и ударные вертолеты, боевые корабли, катера и подводные лодки, танки и бронетехника, ракетное и артиллерийское оружие, автоматическое огнестрельное оружие, гранаты, противопехотные мины и кассетные боеприпасы, противотанковое ручное и лазерное оружие. Для его экспорта, руководствуясь тем же документом, требуется отдельное разрешение.

Всего же, как указано в ответе на запрос С.Дагделен, на оружие войны пришлось не менее 20,3 % от всех поставок на Ближний Восток за текущий год. Помимо трех перечисленных стран получателями вооружений германского производства оказались ОАЭ (29 лицензий), Оман (23 лицензии), Кувейт (18 лицензий). При этом критики правительства дополнительно подчеркивают, что данные не являются окончательными, поскольку в ответ на запрос вошла статистика до 13 декабря текущего года, а окончательные сведения предположительно должны быть обнародованы не ранее января.

Официальным объяснением коалиции является то, что большую часть образцов ФРГ предоставляла не напрямую странам Ближнего Востока, в том числе участвующим в йеменском конфликте, а по линии совместных проектов с партнерами по ЕС и НАТО. Одним из ключевых в их числе является истребитель Eurofighter, конечным экспортером которого в КСА является Великобритания. Таким образом правительство О.Шольца, представляющего партию СДПГ, по сути, повторяет опыт кабинета А.Меркель, куда данная политическая сила также входила. Заключается он в общем запрете на прямые поставки вооружений и боевой техники третьим странам, вовлеченным в вооруженные конфликты, при возможности обойти данное условие, если оно нарушает обязательства по взаимодействию с союзниками. Впрочем, если для СДПГ такой курс в целом оправдан, то вот «Зеленые» ранее выступали категорически против подобных лазеек вместе с «Левыми». Как следствие, расхождение во взглядах двух прежде солидарных партий и служит основанием для последней ужесточить критику власти на указанном основании.

Помимо необходимости поддерживать партнерские связи со странами-членами ЕС и НАТО Берлин явно руководствуется еще как минимум двумя вескими причинами продолжать военно-техническое сотрудничество с ближневосточными режимами, критикуемыми в том числе немецкими правозащитниками за совершаемые нарушения в отношении местного населения и участие в региональных конфликтах. Первая из них – энергетическая дипломатия, проводя которую ФРГ отдает себе отчет в том, что для гарантий поставок ресурсов должна идти на уступки их экспортерам по интересующим их направлениям. Не случайно, в первых рядах импортеров немецких вооружений Катар и Египет, на которые Германия рассчитывает при закупках СПГ, а также КСА, способная заставлять энергетические рынки работать на выгодных Эр-Рияду условиях. Второй довод – немецкие производители вооружений, нуждающиеся в поддержке в текущей экономической ситуации. Так, под воздействием истощения собственных запасов Бундесвера концерн Rheeinmetall заявил о планах нарастить объемы выпускаемой продукции. Обоснованием для этого служат переоснащение армии ФРГ и ожидаемая в следующем году необходимость продолжать поддерживать Украину. Вместе с тем расширение производства вплоть до открытия нового завода необходимы гарантии в виде долгосрочной экспортной стратегии, для которой требуется разветвленная сеть импортеров.