- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективах операции ВС Турции «Коготь-меч» в 2023 году

Р.Т.Эрдоган анонсировал, что Турция изменит свою военную стратегию в Сирии. В наступившем 2023 году Анкара нацелится на инфраструктуру и ресурсы курдских военизированных формирований, опирающихся на США. Есть основания предполагать, что это может свидетельствовать о готовности начать фазу полноценной авиационной операции. Министр обороны Турции Х.Акар сообщил о переговорах с руководством России об открытии для национальных ВВС воздушного пространства над Сирией. Р.Т.Эрдоган подчеркнул, что Анкара совершила рекордное число операций против Рабочей партии Курдистана (РПК) в 2022 году. В 2023 году турецкое государство готово нарастить эти усилия против организации, борьбой с которой она объясняет интервенцию в Сирию и Ирак. «Специально для того, чтобы полностью устранить угрозы, исходящие для нашей страны из Сирии, мы предпримем новые шаги, чтобы закрыть бреши в нашей 30-километровой полосе безопасности», – заявил Р.Т.Эрдоган, имея в виду буферную зону, прилегающую к турецкой границе. Он пообещал, что Анкара вступит «в новую фазу борьбы», которая приведет к уничтожению военного потенциала, экономических ресурсов и инфраструктуры курдских отрядов, связанных, по мнению президента Турции, с РПК.

Обстрелы северных районов Сирии продолжаются с самого начала операции «Коготь-меч» (тур. Pençe-Kilit) на фоне террористической атаки в центре Стамбула. С тех пор интервенция привела к гибели 119 мирных граждан. Несмотря на то что командование сирийской правительственной армии перебросило в конце ноября 2022 года свои подкрепления и бронетехнику в ряд районов, которые могут попасть в оперативную зону, операция «Коготь-меч», как отмечали тюркоязычные издания, вероятно, была начата в тесной координации с официальным Дамаском, недовольным полуавтономным статусом курдских территорий. Тем более что власти соседних государств в последние годы усилили дискуссию о нормализации отношений[i] [1].

Министерство обороны (МО) Турции проинформировало, что Анкара и Москва ведут переговоры об открытии для турецких ВВС воздушного пространства над Сирией. Как дал понять Х.Акар, две страны, входящие в Астанинский формат урегулирования, обсуждают вопросы вокруг авиации в связи с готовностью Анкары выйти на новый этап трансграничной операции против курдских формирований. Ранее всерьез обсуждалась перспектива того, что «Коготь-меч» перерастет в сухопутное наступление турецких регулярных сил при поддержке лояльных им группировок сирийской оппозиции. Фактор наземной интервенции, полагают эксперты, помог бы мобилизовать электорат Р.Т.Эрдогана и его правящей партии[ii] [2].

После сделанных заявлений о возможном открытии сирийского воздушного пространства Х.Акар проинспектировал подразделения, дислоцированные в пограничном районе в турецкой провинции Хатай. По примерным оценкам, в случае сухопутной фазы операции «Коготь-меч», которая могла бы дать Анкаре шанс установить контроль над 600-километровым участком границы с Сирией, турецкая сторона готова задействовать около 50 тыс. военнослужащих. Сейчас сирийские курды находятся в состоянии повышенной боевой готовности. Не только из-за турецких угроз, но еще по причине разведданных о готовящихся атаках ИГ (запрещено в России).

Полагаем, что новая фаза операции «Коготь-меч» будет иметь значительные последствия для гражданского населения Сирии и участников внутригосударственного конфликта, а также может отразиться на обстановке в Ближневосточном регионе. Турецкое наступление может дополнительно вдохновить сирийских повстанцев, поддерживаемых Анкарой, на активизацию своей деятельности. По нашей оценке, нападение Турции чревато ухудшением ее дипломатических отношений с Ираном, который поддерживает официальный Дамаск. Можно обоснованно утверждать, что начало операции «Коготь-меч» и без того увеличило вероятность обострения напряженности между двумя странами.

Также можно вдвинут предположение, что высказывания Р.Т.Эрдогана о готовности уничтожать инфраструктуру и ресурсы курдских формирований, действующих в подответственных США северо-восточных районах, свидетельствуют: дело, вероятно, ограничится военно-воздушной операцией в рамках операции «Коготь-меч»[iii] [3]. Этой фазы, возможно, стоит ожидать в начале 2023 года. Выступление Р.Т.Эрдогана говорит и о том, что турецкой стороне не удалось согласовать вариант с сухопутным вторжением с международными партнерами в лице России и США, несмотря на то что Анкара постоянно делает акцент на своем нежелании обсуждать с кем-либо свои планы на Сирию.

Тем не менее даже авиационный формат атак на курдские отряды оставит в подвешенном состоянии вопрос о способности Анкары считаться с зоной интересов Вашингтона на территории соседней страны[iv] [4]. Произошедший в рамках операции «Коготь-меч» громкий инцидент с ударом турецкого беспилотного летательного аппарата (БПЛА) вблизи американских позиций привел к напряженному телефонному разговору между директором ЦРУ У.Бернсом и главой Национальной разведывательной организации (MIT) Х.Фиданом и, как кажется, убедил США в готовности союзника по НАТО эскалировать ситуацию до выгодного предела[v] [5]. Угроза Р.Т.Эрдогана совершать нападения на инфраструктуру курдских сил, частично охраняемую военными США, эту убежденность скорее всего только укрепит[vi] [6].

В заключение отметим, что с учетом информации о готовности соседней Иордании сформировать зону безопасности на прилегающих к ее границе участках сирийской территории, есть все основания предполагать, что центр тяжести конфликта медленно смещается в сторону южных провинций САР. Иордания работает над тем, чтобы поддержать оппозиционные фракции на юге Сирии под американским прикрытием. На базе Эль-Танф т. н. международной коалиции в зоне сирийско-иорданско-иракского пограничного треугольника в 2022 году состоялось несколько встреч с иорданской разведкой для рассмотрения механизмов, которые будут использоваться для противодействия иранской экспансии на иорданско-сирийской границе. Пока не ясно, как в Аммане представляют себе создание этой буферной зоны. Но иной формат ее использования без согласия Дамаска представляется также затруднительным. Иордания запросила у США поддержки для формирования сильной фракции на юге Сирии по образцу «Магавир аль-Саура» и большей поддержки для расширения сферы ее деятельности на границе с Иорданией с целью противодействия экспансии Ирана на юге Сирии. По мнению Аммана, Иран  угрожает его безопасности и стабильности «провокационным и серьезным образом, в дополнение к угрозе всему региону».

[i] [7] https://www.hurriyet.com.tr/gundem/son-dakika-sam-ile-11-yil-sonra-ilk-resmi-temas-42195122

[ii] [8] https://aawsat.com/home/article/3744416/السيناتور-غراهام-والجنرال-برينان-«يعاينان»-التهديدات-التركية-لمناطق-السيطرة

[iii] [9] Племенные лидеры Сирии жалуются на боевые укрепления, возведением которых начали заниматься правительственные войска вблизи базы американской коалиции на юге республики. Там находится не только американский контингент, но и лояльные ему группы повстанцев.

[iv] [10] Американские военные продолжают вывозить нефть с подконтрольных им территорий сирийской северо-восточной провинции Хасеке на север соседнего Ирака. Около 65% запасов нефти и газа в Сирии находятся на неконтролируемых Дамаском территориях на восточном берегу реки Евфрат, в провинциях Хасеке и Ракка. Сирийское правительство считает пребывание в указанных провинциях американских военных нарушением суверенитета и оккупацией территорий страны.

[v] [11] Присутствие вооруженных сил США на территории Сирии не регламентируется ни одним международным правовым актом.

[vi] [12] Ранее сенатор США Л.Грэм и командующий силами международной коалиции генерал США Дж.Бреннан встретились с лидерами Силами демократической Сирии (СДС) и Сирийского демократического совета в городе Хасеке на северо-востоке Сирии. По словам курдского источника, они обсудили проблемы безопасности, стоящие перед регионом «в свете продолжающихся турецких угроз», а также уменьшение эскалации со всех сторон, необходимость соблюдать режим прекращения огня и как оказать давление на Турцию, чтобы «она обуздала свои угрозы».