- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О серии исследований «Развивающиеся военные технологии» турецкого фонда SETAV. Часть 2

Ведущий турецкий мозговой центр, Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) известен подготовкой и публикацией аналитической информации по актуальным вопросам повестки.

В частности, в контексте политики турецкого руководство на обеспечение научно-технического прорыва и создание себе преимущества, осенью 2022 года Фонд приступил к публикации серии книг под заголовком «Развивающиеся военные технологии».

В рамках этой серии, на момент написания данного материала (2 января 2023 года) вышло три книги: «Радиоэлектронная борьба: турецкие возможности и глобальные тренды» (приступили к рассмотрению), «Кибербезопасность: турецкие возможности и глобальные тренды», «Новые военные технологии во внешнем космосе».

Продолжаем рассмотрение первого из упомянутых изданий, которое посвящено радиоэлектронной борьбе. Автором этого исследования стал Феридун Ташдан.

Часть 1 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=93299 [1].

Напомним, что мы остановились на возможностях Турции в сфере радиоэлектронной борьбы, включая производство и поставку техники для турецких ВМС со стороны одной из лидирующих турецких компаний Aselsan. Продолжаем цитирование издания:

«Разработанная Институтом компонентов TÜBİTAK MAM, MAM-TFDLS25 представляет собой корабельную противоракетную плавающую систему обмана, которая может обманывать приближающиеся ракеты с радиочастотным наведением и сбивать с толку системы наведения.

Это — система, используемая в интеграции с другими активными и пассивными системами радиоэлектронной борьбы и с другими кинетически эффективными системами ПВО на борту. Система MAM-TFDL, которую можно определить как своего рода плавучую ловушку, используется в качестве пассивных средств защиты от радиочастотных угроз (ракеты с радиолокационным наведением, радары наблюдения или управления огнем и т.д.), особенно, в составе корабельных радиоэлектронных средств.

Один из самых секретных проектов ВМС Турции, TCG UFUK, который был запущен в ноябре 2021 года и введен в эксплуатацию в январе 2022 года, предназначен для обеспечения возможностей противодействия ED/SIGINT и, возможно, EA/ECM для ВМС Турции.

Хотя технической информации о системах радиоэлектронной борьбы, используемых на корабле TCG UFUK, раскрыто немного, можно предположить, что все существующие возможности турецкой оборонной промышленности в сфере радиоэлектронной борьбы, особенно (разработки компании ASELSAN – И.С.), включены в состав корабля.

С вводом в эксплуатацию TCG UFUK, ВМС Турции могут отслеживать действия военных кораблей на побережье Турции и собирать радиочастотные сигналы (включая диапазоны связи и радаров дальнего действия), излучаемые боевыми кораблями противника с больших расстояний. Можно предположить, что TCG UFUK имеет усовершенствованные (а также /более/ мощные) версии систем ED/EA компании ASELSAN ARES-2, интегрированные с системой боевого управления корабля.

Одним из футуристических проектов ВМС Турции является проект NAZAR, реализуемый компаниями METEKSAN Defense и ALTINAY.

NAZAR — система направленного инфракрасного противодействия (DIRCM или лазерная электронная атака), использующая лазерную систему с целью обмануть или воспрепятствовать вражеским электрооптическим и инфракрасным датчикам (мощность системы – менее 10 кВт).

Корабельную систему NAZAR планировалось использовать на эсминцах TF-2000. Ожидается, что после завершения производства эта система будет установлена ​​на судне LHD Anadolu для проведения испытаний.

Более легкая версия будет работать на нескольких длинах волн лазера (по усмотрению заказчика) и будет легче, поэтому ее можно будет устанавливать на небольшие надводные платформы, такие как канонерские лодки, корветы или фрегаты. Благодаря большей дальности действия по сравнению с существующими CIWS системами, NAZAR также может эффективно использоваться в сценариях залповой или групповой атаки БПЛА или крылатых ракет. Система сможет быстро справиться с несколькими угрозами подряд и, ослепив первую угрозу лазерным лучом, сможет немедленно атаковать вторую».

Завершая раздел про оснащение турецких ВМС средствами радиоэлектронной борьбы, обратимся к тем сведениям, которое издание сообщает касательно турецких ВВС.

Цитируем издание:

«Турецкие ВВС, помимо всего прочего, эксплуатируют множество самолетов специального назначения, таких как E-7T AEW, CN235M SIGINT/ELINT и C160D MILKAR. Эти самолеты оснащены специальными системами РЭБ и аппаратурой радиотехнической разведки.

ВВС Турции получили 4 платформы Boeing E-7T AEW в период с 2015 по 2017 год. E-7T может работать с радаром MESA L-диапазона AESA от Northrop. Платформа интегрирована с системой ESM / ELINT от Elta. Радар AESA L-диапазона обеспечивает дальность обнаружения боевых самолетов на расстоянии более 400 км, а система ESM/ELINT может обнаруживать, классифицировать и геолокировать радиочастотные излучатели с больших расстояний. Благодаря этой возможности, ВВС Турции могут активно или пассивно обнаруживать воздушные цели, боевые корабли и наземные системы ПВО с больших расстояний. E-7T может автоматически обмениваться этой разведывательной информацией с объединенными командными центрами и ближайшими самолетами через зашифрованные каналы передачи данных, такие как Link-16.

Турецкие ВВС также эксплуатируют не менее 3 самолетов специального назначения CN-235 ELINT/SIGINT (названных Gören-1, в переводе с турецкого означает «Видящий – 1» — И.С.), оснащенных блоками радиотехнической разведки MİLSİS-II производства ASELSAN.

Самолеты CN-235 ELINT / SIGINT классифицируют разведывательную информацию, полученную при полете вблизи поля боя или позиций противника для сбора сигналов связи или радиолокационных частот, в зависимости от их типа и роли на поле боя. Затем информация о сигнале анализируется и расшифровывается для последующего использования.

Например, если противник начал использовать на поле боя новый тип радара, самолет Gören-1 может обнаружить радиочастотный сигнал и режимы работы этого нового радара. Эта информация затем используется для разработки алгоритмов противодействия скремблированию или обману, а также для обновления библиотеки угроз РЭБ-систем дружественных самолетов.

Самолет C-160 MILKAR-2U EA/ECM ВВС Турции поддерживает воздушные операции, создавая помехи для радаров раннего предупреждения или противовоздушной обороны противника. Обладая такой возможностью, ВВС Турции могут уменьшить эффективную дальность действия радаров ПВО противника, нарушить их работу или уменьшить возможность перехвата дружественных самолетов наземными средствами ПВО.

В ближайшем будущем платформы C-160 MILKAR-2U EH будут заменены самолетами вне радиуса действия РЭБ и самолетами-постановщиками помех (SOJ), которые будут созданы на базе бизнес-джета Bombardier G6000.

На уровне тактической боевой авиации боевые самолеты F-16 и F-4E/2020 ВВС Турции интегрированы с системами самообороны РЭБ.

Все F-16 Block-30/40 (в рамках проекта Peace Onyx-I) полностью оборудованы системами ALQ-178V3 EH, состоящими из радиолокационной системы предупреждения и радиолокационного предупреждения о помехах, дозаторов электронных помех и средств противодействия.

Более 60 F-16C Block-50 (в рамках проекта Peace Onyx-II) совсем недавно были интегрированы с более совершенным ALQ-178V5+ с низкочастотным микшированием и возможностями DRFM.

Последние 30 F-16 Block-50+ (в рамках проекта Peace Onyx-IV) собраны с бортовыми системами РЭБ Harris ALQ-211 V4.

Турецкие ВВС также оснащены любыми внутренними системами РЭБ из-за ограниченных по конструкции внутренних объемов фюзеляжа версий F-16D (двухпилотных).

По этой причине компания Harris решила приобрести контейнеры ALQ-211 V9 EH, чтобы обеспечить возможности РЭБ для F-16D.

Большинство систем РЭБ, устанавливаемых внутри, включают оборудование РЭБ, LRU, жгуты проводов, антенны и т. д. Для установки требуется достаточно места внутри фюзеляжа.

В качестве примечания: у F-16D внутренний запас топлива на 13 процентов меньше, чем у одноместного F-16C. Из-за меньшего внутреннего объема фюзеляжа из-за второго сиденья, нет места для дополнительной интеграции авионики и оборудования. С покупкой капсул ALQ-211 V9 у США F-16D теперь можно использовать в передовых миссиях, таких как Escort, CAP или BARCAP.

Турецкие F-4E / 2020 работают с пакетами ALQ-178 V3 RWR (аналогично F-16 ALQ-178V3).  Однако, во время модернизации F-4E Phantom в начале 2000-х годов, возможности EA / ECM были дополнены контейнерами Elta EL / L-82225 ECM.

Турецкие ВВС также получили возможность обновлять блоки EL/L-8225 и обновлять библиотеку угроз.

Для поддержки или замены контейнеров РЭБ ALQ-211V9 и EL/L-8225 EH производства США и Израиля в будущем, был инициирован проект EHPOD27 (контейнер РЭБ) для тактических самолетов, находящихся на вооружении ВВС Турции. Он находится на завершающей стадии испытаний.

Проект EHPOD представляет собой электронную систему микширования нового поколения с возможностью интеллектуального микширования со встроенной технологией DRFM. В нем используется внешняя геометрия 300-галлонного топливного бака, прикрепленного к центральной станции под фюзеляжем F-16.

Этот модуль будет выполнять функции анализа РЧ-трансляций, геолокации, помех DRFM, обмана и микширования шума. Широкополосный и узкополосный диапазоны частот RWR (радиолокационного приемника предупреждения), высокочувствительная функция геолокации, широкополосное подавление сигналов на основе DRFM и возможности обмана/помех оптимизированы в соответствии с критериями проектирования, определенными ВВС Турции.

Высокая выходная радиочастотная мощность, возможность множественного подключения и высокопроизводительная система обогрева/охлаждения (система контроля окружающей среды [ECS]) позволяют системе работать во всех режимах полета в соответствии с требованиями ВВС Турции.

Как и ожидалось, ВВС Турции вложили значительные средства в создание систем самозащиты РЭБ для всех принадлежащих им тактических боевых самолетов. Самое главное, что ВВС Турции получили возможность обновить библиотеку угроз этих зарубежных систем самозащиты.

Когда на поле боя появляется новая радиочастотная угроза, турецкие платформы ELINT/SIGINT могут обнаруживать электромагнитные сигналы этих новых радиочастотных излучателей и декодировать их для классификации их систем и режимов работы.

Новые алгоритмы глушения могут быть разработаны и протестированы до того, как они будут интегрированы в боевые самолеты по мере необходимости.

Одной из самых интересных и мощных систем РЭБ ВВС Турции является KORAL28, наземная радиолокационная система широкочастотного спектра, разработанная и изготовленная «ASELSAN», турецкой электростанцией РЭБ.

Система, которая впервые вступила в строй в 2015 году, получила свой первый опыт в Сирии против систем ПВО самых разных возможностей, включая российские С-400, «Панцирь», ТОР и различные сирийские системы ПВО.

Архитектура системы основана на оперативных потребностях ВВС Турции. Система KORAL состоит из двух военных грузовиков с колесной формулой 8×8, каждый из которых несет электронную поддержку (систему ES) и многодиапазонную систему электронной атаки для покрытия широких частотных диапазонов.

Согласно открытым источникам, KORAL использует фазированную антенную решетку для выполнения многодиапазонных задач электронной поддержки и атаки.

В системе также используется новейшая технология DRFM, которая может в цифровом виде копировать радиочастотные сигналы угрозы и ретранслировать генерируемые электронным способом ложные сигналы обратно к исходному радиолокационному источнику, изменяя реальное радиолокационное эхо, возвращающееся от цели.

Таким образом, радар угроз вводится в заблуждение ложной информацией о целеуказании, а наведение ракет управления огнем систем ПВО выходит из строя или не может отслеживать реальные цели. Опять же, согласно открытым источникам, система KORAL может осуществлять электронные атаки против угрожающих радаров на дальности до 150-200 километров».

ВВС Турции будут принимать четыре самолета SOJ (постановщик помех, stand-off jammer – И.С.) на базе бизнес-джета Bombardier G6000, которые, как ожидается, будут доставлены в последнем квартале 2023 года, чтобы получить в свое распоряжение мощную систему РЭБ, которая может работать на широких частотах.

ASELSAN является основным подрядчиком проекта, а TUSAŞ (Turkish Aerospace Industries) разработает и интегрирует полетные системы на самолете G6000 с помощью ASELSAN.

SOJ гарантирует, что вражеские системы связи/обмена данными и радиолокационные системы (на суше, на море или в аэропорту) будут идентифицированы, точно геолокированы и сбиты с толку/нарушены/введены в заблуждение с их дистанции противостояния.

Благодаря возможностям SOJ боевые самолеты ВВС Турции и другие вспомогательные самолеты смогут проводить свои операции ближе к ПВО противника или более точно использовать свое вооружение под защитой РЭБ самолетов SOJ.

Информация о возможностях SOJ держится в секрете, но ожидается, что в системе будут представлены многочисленные новые технологии РЭБ, в том числе мощные антенны AESA производства GaN и методы DRFM, аналогичные системам EHPOD и KORAL.

Все необходимые программно-аппаратные комплексы для интеграции в системы SOJ будут разрабатываться и производиться отечественными турецкими оборонными компаниями. Поставлена задача на проведение процессов модификации и сертификации (после модификаций SOJ) самолета G6000, который будет поставлен по контракту с TUSAŞ и другими местными компаниями в Турции.

Компания HAVELSAN построила в Конье один из крупнейших полигонов для испытаний и обучения РЭБ в Европе, который называется EWTTR/EHTES.

Полигон содержит широкий спектр реальных угроз противовоздушной обороны или эмуляторов радиочастот для имитации определенных диапазонов радаров.

Полевые системы ПВО включают РЛС SA-6 Gainful/Straight Flush, SA-8 Gecko, SA-10B Grumble, SA-11A/B Gadfly, SA-15 Gunlet/TOR, SA19 Tunguska, D7 Super Fledermaus, ZCU-23/4 Shilka, Skyguard/Sparrow, Rapier Mk2B и I-HAWK.

Все эти системы ПВО, целиком, оснащены приборами HAVELSAN (реальных стрельб ракет не производится), а их радиолокационные действия контролируются операторами.

На этапе боевого применения учебных полетов в воздухе радары угроз ПВО в системе EHTES задействуют боевые самолеты, участвующие в учениях, точно так же, как и в реальных условиях войны.

Между тем, инструкторы используют системы РЭБ для устранения угроз, применяя методы глушения или обмана, используемые в системах ПВО. Результаты действий на полигоне EHTES записываются, затем анализируются и объясняются участвующим пилотам. Данные о глушении всех систем радиолокационного слежения и РЭБ оцениваются, чтобы определить, была ли успешной тактика РЭБ, использованная во время столкновений с радарами угроз ПВО.

Таким образом, система EWTTR/EHTES помогает пилотам в режиме реального времени в ситуациях, когда они успешны или же не успешны. Возможности EWTTR/EHTES также помогают в разработке национальной базы данных радиочастотных угроз/библиотеки скремблирования РЭБ против широкого спектра систем ПВО в условиях ближнего боя.

Учебный потенциал EHTES EH турецких ВВС также пользуется спросом членов НАТО и других дружественных стран.

Учения «Анатолийский орел» проводятся несколько раз в год в Конье, и приглашенные страны направляют свои самолеты/экипажи на боевые действия в воздухе по заранее определенным сценариям, включая полеты в зоне EWTTR/EHTES против ПВО для управления системами РЭБ и обучения своих пилотов. Это обучение также необходимо для разработки новых обновлений аппаратного и программного обеспечения РЭБ».