- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

2022 г. в турецкой политике: часть 4

Демократическая партия народов

 2022 г. стал богатым на события для турецкой политики. Наблюдатели стали свидетелями трансформации общественных и политических трендов. Диспозиция многих партий и политиков за год кардинально изменилась. В этой серии мы сделаем обзор итогов уходящего года для основных турецких партий. Эта часть будет посвящена Демократической партии народов (HDP).

Несмотря на снижение избирательного порога до 7% и отсутствие былой опасности для попадания в парламент, HDP сохраняет свою ключевую роль в политической системе Турции. С одной стороны, она является партией с наиболее негативным имиджем в стране. С другой стороны, если бы не HDP, значительная часть курдского электората могла бы поддержать Партию справедливости и развития. Это обеспечило бы ей комфортное большинство в парламенте. Поэтому даже при всех существующих обстоятельствах «фиолетовые» являются важным элементом для пазла оппозиции.

Судя по рейтингам, 2022 г. прошел для партии ровно. Однако он не оказался спокойным, если смотреть на основные события. Наиболее важным действием прошедшего года стало создание Коалиции труда и свободы. Это третий по счету политический блок в Турции, который объединяет различные левые партии. Ее основой является Демократическая партия народов. Она была создана после того, как HDP не была приглашена в состав «стола шести». Поэтому она характеризуется как «коалиция третьего пути». Например: при оценке проекта конституционных поправок оппозиции HDP отметила необходимость нововведений, но в то же самое время подчеркнула их недостаточную демократичность.

В целом, партия по опросам плюс-минус сохраняет свою долю поддержки. Поэтому ее шаги и высказывания носят символический характер, выражая идеологическую позицию. Этим и характеризуется влияние Демократической партии народов на баланс сил среди оппозиции. В этом смысле примечательна роль HDP в напряженности в отношениях между Народно-республиканской партией и Хорошей партией. Об этом споре мы упоминали в частях 2 и 3. Здесь мы сделаем акцент на противоречиях с точки зрения «фиолетовых». Демократическая партия народов рассматривает разногласия по поводу сотрудничества в рамках реализации принципов демократии. Партия заявляет, что является легальным представителем порядка 3-4 млн граждан Турции. Любой ход, блокирующий HDP, рассматривается ею как антидемократическое действие, которое ухудшает качество жизни голосующих за партию избирателей. Такой взгляд связан с демонстрацией проблемы представительства интересов курдского меньшинства. Поэтому позиция кемалистов для руководства Демократической партии народов ближе как идеологически, так и политически. В прикладном смысле это объясняет природу поддержки «фиолетовыми» Народно-республиканской партии. Кемалисты являются для них своеобразным выходом из политической изоляции. Предполагаем, что по этой причине при падении кемалистов рейтинг HDP как левой альтернативной партии не растет.

На устойчивость партии также влияет два негативных фактора. Первый связан с делом о закрытии HDP. Оно было открыто еще в марте 2021 г. Но на фоне политического запрета в отношении Имамоглу и Кафтанджыоглу комментаторы отмечали возможность развития и этого дела. Однако в 2022 г. этого не случилось, несмотря на давление со стороны его инициатора – лидера Партии националистического движения Девлета Бахчели. В качестве мотива для этого националисты называют связь Демократической партии народов с терроризмом. В прошлом году неприятной неожиданностью стало возращение этой повестки в информационное поле после совершения терактов в Мерсине в сентябре и в Стамбуле в ноябре. Это в очередной раз актуализировало обсуждения связи/несвязи HDP с Рабочей партией Курдистана (PKK), признанной Турцией террористической организацией, из-за отказа осуждать эти преступления.

Второй фактор касается противоречий между руководством партии и бывшим сопредседателем HDP Селахаттином Демирташем. Он с 2016 года находится в тюрьме. Но, несмотря на это, Демирташ активно комментирует многие актуальные события. Он является сторонником реформистского направления и выступает за изменения в партии. Он запрашивал у руководства встречу с основателем PKK Абдуллой Оджаланом, что в партии не получило поддержку. После этого появились разговоры о противоречиях между двумя сторонами. В 2022 г. негативного воздействия это не имело. Однако в будущем этот фактор может стать проблемным для стабильности партии.

Прошедший год для Демократической партии народов прошел без серьезных потерь. Из новых инициатив привлекает внимание создание «фиолетовыми» новой коалиции левых партий. Политическая изоляция HDP и невозможность создания полноценного союза с ней со стороны крупных партий сохранялись. Не изменилась неоднозначная для турецкого общества позиция партии по терроризму. Отмечаются признаки недопонимания между партийным руководством и Демирташем. В целом, в течение 2022 г. HDP удалось сохранить свою электоральную базу.

 

Таблица № 1. Динамика средних значений рейтинга Демократической партии народов в течение 2022 г.

Месяц Средний рейтинг партии Изменение по сравнению с предыдущим месяцем
Январь 2022 г. 10,6%
Февраль 2022 г. 10,7% +0,1%
Март 2022 г. 10,3% -0,4%
Апрель 2022 г. 10,6% +0,3%
Май 2022 г. 10,5% -0,1%
Июнь 2022 г. 10,3% -0,2%
Июль 2022 г. 10,4% +0,1%
Август 2022 г. 9,8% -0,6%
Сентябрь 2022 г. 10,5% +0,7%
Октябрь 2022 г. 9,9% -0,6%
Ноябрь 2022 г. 10% +0,1%
Декабрь 2022 г. 9,9% -0,1%