- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О поставках турецких РСЗО на Украину

Информационный ресурс The Oryx сообщает, что турецкое правительство передало или в ближайшее время направит на нужды Вооруженных сил Украины (ВСУ) 230-мм ракетные системы залпового огня (РСЗО) TLRG-230 вместе с управляемыми боеприпасами к ним. Точное число снарядов и пусковых установок неизвестно, однако данная реактивная система залпового огня – одна из новейших разработок турецкого военно-промышленного комплекса (ВПК). Предполагается, что отправка РСЗО на Украину позволит испытать вооружение в условиях реальных  интенсивных боевых действий.

По мнению турецких экспертов, РСЗО TLRG-230 хорошо комбинируются в сочетании с лазерной подсветкой с беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) Bayraktar TB2 (еще 19 единиц БПЛА этого типа были переданы Украине в ноябре 2022 года). Дальность поражения TLRG-230 в 70 км и целеуказание с БПЛА Bayraktar TB2 позволит в разы повысить эффективность поражения.

По некоторым данным, крупнокалиберная РСЗО является не единственным типом артиллерии, который Турция поставила на Украину. 26 ноября 2022 года через Днепропетровск в восточном направлении прошла очередная колонна военной техники, в составе которой была установка, по очертаниям напоминающая 122-мм РСЗО Т-122 Sakarya. Это одна из последних разработок турецкой компании Roketsan. Сейчас она производится серийно и поставляется в Сухопутные войска ВС Турции. Боевая машина по сути является аналогом российской РСЗО «Град», но с более модернизированной системой управления огнем BORA-2100 и широкой номенклатурой используемых снарядов. При этом основной тип унифицирован с БМ-21. Она оснащена двумя моноблоками из 20 одноразовых транспортно-пусковых контейнеров, устанавливаемых с помощью бортового крана. Это сократило время перезарядки до 5 минут. Время развертывания на огневой позиции – менее 15 мин, а при использовании спутниковой навигационной системы – 5. Дальность варьируется от 20 до 40 км в зависимости от типа боеприпасов. При этом ракеты не требуют обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации.

Турки активно применяют эти установки в операции «Коготь-Меч» на севере Сирии и Ирака, часто публикуя кадры результатов их боевого применения в сети. Как известно, РСЗО Т-122 Sakarya разрабатывалась не только для ВС Турции, но и на экспорт, о чем много раз говорили в компании Roketsan.

Как известно, помимо РСЗО, турки отправят различные системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а также управляемые зенитные ракеты Sungur, которые будут интегрированы в Bayraktar TB2 на основании ранее заключенного соглашения с Roketsan. 30 октября 2022 года турецкие военно-промышленные компании Baykar и Roketsan подписали соглашение об интеграции зенитных ракет Sungur в БПЛА Bayraktar TB2 и Akıncı. Для турецкого производителя беспилотников это модернизация в какой-то степени вынужденная мера. После успешного пиара в начале специальной операции на Украине репутация турецких БПЛА на данный момент сошла на нет. Сейчас ударные БПЛА используют только для разведки и целеуказания, что для разрекламированного турками «определяющего ход войны» БПЛА недостаточно. Из-за отсутствия красивой картинки в ходе боевых действий на Украине спрос на турецкую продукцию снизился, и турецкому предприятию было необходимо что-то предпринять. Интеграция в комплекс вооружения БПЛА новейших турецких ракет Sungur в данном случае неслучайна.

На первый взгляд, расширенная модификация Bayraktar TB2 с ракетами «воздух-воздух» выглядит неплохим эрзац-перехватчиком для борьбы с дронами «Герань-2». На деле картина далеко не такая радужная:

– у БПЛА Bayraktar TB2 отсутствует собственная РЛС, поэтому оператор будет вынужден вручную искать воздушную цель по всем секторам через оптический или тепловизионный канал;

– по данным из открытых источников, крейсерская скорость Bayraktar TB2 130 км/ч, а максимальная – 220 км/ч. У БПЛА «Герань-2» – 150 и 180 км/ч соответственно. Это затрудняет использование турецкого БПЛА в качестве перехватчика: при дальности ракеты Sungur в 8 км дрон должен успеть подойти на расстояние поражения, что довольно затруднительно в условиях практически одинаковой скорости с целью. И даже в случае успешной реализации проекта для полного прикрытия воздушного пространства при массовом запуске БПЛА «Герань-2» понадобится не один и не два, а десяток-другой Bayraktar TB2, которые ВСУ после потери большого количества аппаратов в прежние месяцы сейчас брать неоткуда.

В заключение отметим, что администрация турецкого президента Р.Т.Эрдогана всегда действует только в своих интересах. Конфликт на Украине для многих – возможность обкатки и рекламы продукции своего ВПК в бою. Хотя турки пытаются выступать нейтральной стороной и посредником в боевых действиях на Украине, от возможности получить прибыль они не отказываются. От США и других стран НАТО они в этом плане отличаются лишь тем, что стараются не выставлять свою помощь ВСУ напоказ. Нынешняя геополитическая ситуация складывается в пользу Р.Т.Эрдогана, поэтому ожидать чего-то иного от турецкого президента бессмысленно.