- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за заявлением французского дипломата о скором крахе Алжира

Заявление бывшего посла Франции в Алжире относительно «скорого краха» последнего вызвало гневную реакцию его коллег из АНДР. В своих публикациях и заявлениях они утверждают, что это вызвано ненавистью этого дипломата к их стране. Однако за этим стоит неофициальное послание части французского МИД.

«Алжир, с которым так стремятся развивать отношения европейские страны, включая Францию, скоро постигнет крах». Об этом заявил бывший посол в АНДР Ксавье Дриенкур в своем последнем январском интервью одной из самых известных французских газет Figaro.

В нем он высказал мнение, по сути, ставшее выдержкой из его нашумевших книг (в том числе нашумевшую с названием «Алжирская загадка»), посвященных Алжиру и «тайнам власти АНДР».

По его словам, положение этой страны является крайне неустойчивым из-за тяжелого положения абсолютного большинства алжирцев, из-за чего практически все они имеют «одну навязчивую идею — уехать из своей страны или просто убежать».

Это вызвано, по его словам, общей социально-экономической ситуацией в стране, вызванной промахами представителей алжирских властей. По оценке Ксавье Дриенкура, они благодаря своему непродуманному авантюрному курсу и ведут страну к «неминуемому краху».

Более того, он выражает опасения, что «последующий распад Алжира приведет к распаду Франции, как это было в 1958 году с Французской империей». Причем не только из-за экономических последствий, но и массового наплыва алжирских беженцев.

Соответственно, из этого следует намек, что вкладывать крупные инвестиции в Алжир, относительно чего призывают его власти, в том числе и французские компании, очень опрометчиво.

Напомним, что представители Евросоюза вообще и Франции в частности рассчитывают на получение крупных контрактов в Алжире, в том числе и в энергетической сфере. Однако власти последнего склоняют их к предварительному инвестированию в его экономику крупных сумм денег.

Так, в начале января 2023 года руководство алжирской энергетической компании Sonatrach заявило, что для двукратного увеличения производства газа ему требуется 40 млрд долларов.

И вот после соответствующих призывов из АНДР и появилась публикация в одной из самых авторитетных французских газет.

Разумеется, это вызвало гневную реакцию алжирских околоМИДовских кругов и газет, которые охарактеризовали заявления бывшего французского посла «невообразимой ложью»; «бессмыслицей неквалифицированного человека»; «обычные колониальные клише без аргументации и критического мышления»; «проявлением ненависти к стране, не расстелившей перед ним красную ковровую дорожку» и т.п.

Однако как раз с аргументацией на наш взгляд, слабость наблюдается у представителей алжирской стороны, по сути, не ответившей реально ни на одну из претензий Ксавье Дриенкура.

Однако в ее публикациях признается, что сами представители властей АНДР «не сотрудничали с ним всерьез». Это объясняется тем, что «он — человек социальных сетей в плохом смысле этого слова. Во время двух своих пребываний в Алжире в качестве посла Франции он окружил себя микрокосмом людей, кликой возмутительных профранцузских активистов, которые, безусловно, говорили ему то, что он хотел услышать об Алжире».

Особое негодование представителей алжирских властей вызвало его противодействие введению льготного визового режима между двумя странами, что было обусловлено «намеренно созданным им упрощенным образом АНДР».

По их оценке, он провел обе свои дипломатические миссии в Алжире, собирая и передавая своему МИДовскому руководству «лишь негативную информацию об Алжире, его государственных институтах, обществе, политике, экономике…»

Впрочем, никаких опровержений алжирские критики публикаций французского посла сделать не смогли кроме утверждений, согласно которым его выводы делались на основе «антиалжирских источников» и «набросов» тех, «кто не смог заручиться поддержкой народа, чтобы получить власть, в первую очередь, едва окончивших среднюю школу».

Об этом, по данным алжирских критиков бывшего французского посла, свидетельствуют «более чем подозрительные его свидания, оторвавшие его интеллектуально от профессии дипломата, в результате чего он перестал быть представителем своей страны при Алжирском государстве, превратившись в представителя маргинальной политической группы местной оппозиции».

В алжирских же околоМИДовских кругах расценивают публикации «проявлением неготовности или неспособности господина Дриенкура сопоставить и проанализировать полученную информацию», который–де сознательно отбирал негатив и фальшивки под изначально заданную идею о «плохом Алжире».

Это же привело посла к «недопустимому» поведению относительно открытого восхваления протестного движения «Хирак» и критики как «неудачной военно-политической системы» АНДР.

Причем, согласно околоМИДОвским алжирским источникам, даже сама алжирская оппозиция, за исключением самой маргинальной, не пожелала иметь с ним дела, протестуя относительно «любого вмешательства Франции во внутренние дела своей страны».

По поводу же заявлений Дриенкура, касающихся «репрессивной природы алжирской власти», то его оппоненты из числа коллег в АНДР утверждают, что «за десятки пятничных протестных демонстраций она «не коснулась ни одного волоса оппозиционеров».

Правда, они забывают упомянуть о многих сотнях сильно избитых и брошенных в тюрьму активистов, особенно берберских.

Одновременно его призывают «рассказать о 60 желтых жилетах», якобы убитых за время оппозиционных выступлений во Франции.

И в довершение всего критикующие Дриенкура алжирские источники утверждают о том, что «сегодня Алжир силен как никогда, и говорить о крахе страны, не имеющей долгов, с профицитным торговым и платежным балансом, валютными резервами, превышающими 50 миллиардов долларов, и четырехкратным увеличением неуглеводородного экспорта за два года, просто смешно».

Усилия же Дриенкура, согласно критикующим его алжирским источникам, направлены на торпедирование происходящего сближения Алжира и Франции, чему он так противился, «движимый непреодолимой ненавистью к Алжиру, который он хочет видеть на дне пропасти, и которому плохо от его процветания».

От себя же заметим, что выводы Дриенкура основаны не на пустом месте, а критикующие его алжирские эксперты и представители МИД АНДР в своих нападках не увидели главных «постулатов», на основании которых тот спрогнозировал крах этой страны.

Речь прежде всего идет о том, что алжирские власти реально не замечают нарастания проблем, приведших к недавним потрясениям в других арабских странах. В том числе это дальнейший рост населения, неспособность реально диверсифицировать экономику и несменяемость власти, установки которой дают некомпетентные, прежде всего, военные люди.

Это наглядно, согласно Дриенкуру, проявляется в их неспособности даже развить собственный энергетический сектор, для чего у них имеются все условия.

«Достижения» же последних полутора лет, согласно бывшему французскому послу, являются «миражом». Который очень быстро рассеется при неизбежном снижении стоимости на мировом рынке газа, главного алжирского экспортного товара, к чему власти АНДР не готовы.

Причем алжирские попытки представить опытного французского дипломата некомпетентным «выскочкой» вместо налаживания диалога с ним и стоящим за его спиной «скептическим» крылом МИД Франции и спецслужб может сыграть с Алжиром злую шутку.

И сам по себе факт появления во влиятельном издании, каким является Figaro, такой публикации, служит не просто его стремлением привлечь дополнительную аудиторию.

Фактически, это предостережение президенту Э.Макрону. Причем делается оно от имени Дриенкура той частью французских спецслужб и прикрывающего их работу (в том числе и в Алжире) МИДа, которые считают ошибочным чрезмерное сближения с АНДР.

Особенно это касается их опасений относительно «впадания от нее в энергетическую зависимость» на фоне продолжающихся разногласий с Москвой и уменьшения российского газового экспорта в Европу вообще и Францию в частности.