- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах запуска в Алжире программы строительства опреснительных станций

Столкнувшись в январе с сильной засухой, алжирское руководство делает ставку в решении этой проблемы на дорогостоящее опреснение, игнорируя возможность сделать это за счет уже имеющихся запасов пресной воды.

Алжирское руководство будет решать усугубляющуюся водную проблему при помощи запуска новых станций опреснения морской воды. Об этом свидетельствуют последние его решения.

В частности, источники Национального агентства по водохранилищам (плотинам) в ответ на жалобы относительно падения их уровня указывают, что в условиях растущего с каждым годом дефицита водных ресурсов сотрудниками Министерства водных ресурсов АНДР разработана соответствующая программа.

Фактически, они признают, что из-за усугубления данной ситуации нынешняя система снабжения водой страны, зависящая главным образом от запасов водохранилищ, к 2050 году рухнет.

Впрочем, в результате запуска новых промышленных и сельскохозяйственных проектов, а также продолжающегося демографического роста это может произойти гораздо раньше – к 2035 – 2040 годам.

В качестве причины они называют последствия изменения климата, вызвавшие уменьшение природных осадков.

Поэтому алжирское руководство делает поэтапную ставку на снижение доли водохранилищ в водоснабжении страны. Если сейчас доля воды, полученной в результате опреснения, приближается к 30%, то в 2024 году она должна составить уже 42%, а в 2030 году – 60 процентов%

Иными словами задан темп в увеличении удельного веса опресненной воды в системе водоснабжения страны в три процента ежегодно. И это очень высокие показатели, подразумевающие ввод в строй большого количества опреснительных станций. Во всяком случае, специалисты водной отрасли страны указывают, что с 2021 года они проделали большую работу по ее обеспечению опресненной водой, благодаря чему ситуация здесь значительно улучшилась

В этой связи источники алжирского Министерства водных ресурсов указывают, что в основном опреснительные станции будут расположены на побережье не далее 150 километров от него до районов Высокогорья. Их главное предназначение – работать на нужды населения густонаселенной северной части АНДР.

Говоря о причинах выбора такого способа решения проблемы, Аззедин Хани, профессор гидрогеологии университета Баджи Мохтара в Аннабе, считает использование опреснения хорошим способом для этого с учетом географического положения страны.

Однако скептики утверждают, что массовый запуск новых опреснительных заводов приведет к колоссальному росту затрат на электроэнергию, что может поставить крест на амбициозных планах Алжира вытеснить Россию с первого места главного поставщика газа для Европы.

И это действительно так, поскольку в основном они работают во многом за счет использования энергии от голубого топлива.

Однако Аззедин Хани видит выход в использовании для их работы возобновляемых источников энергии, в первую очередь, солнечной, чтобы снизить потребление газа.

Кроме того, по его мнению, Алжиру крайне необходимо разработать стратегию комплексного управления водными ресурсами, учитывающую переизбыток пресной воды на востоке страны, которую она может поставлять в проблемные засушливые районы, и модернизировать свою систему водоснабжения, чтобы до минимума снизить ее водопотери.

Однако скептики отмечают другое препятствие для массового перехода на опресненную воду в промышленности и аграрном секторе – ее дороговизна. По этой причине она-де не подходит для использования при выращивании сельскохозяйственных культур, потребляющих большие объемы воды.

Отвечая на эти доводы, Джамель Белаид, инженер-агроном, специализирующийся на популяризации в Алжире инновационных технологий, указывает: «эта вода действительно стоит дорого в первую очередь из-за высокого потребления энергии на ее производство.

Однако это вовсе не означает, что применение ее в ряде секторов невозможно. Для этого необходимо разработать систему ценообразования, стимулирующую экономию воды».

Впрочем, если население и можно стимулировать подобным образом, то даже самые современные системы полива в условиях продолжительных засух отнюдь не смогут сделать использование этой воды в сельском хозяйстве и промышленности, потребляющих огромные ее объемы, рентабельным.

С другой стороны, представляется сомнительным, что при помощи солнечных электростанций можно полноценно заменить и используемый при получении опресненной воды газ. В том числе и потому, что темпы ввода в строй электростанций от энергии солнца и близко не поспевают за запуском опреснительных станций.

Однако алжирские власти указывают, что сделанная ставка в решении водной проблемы на опреснение не означает отказа от развития других источников воды. Так, по их данным, программа бурения новых артезианских скважин, как и возведения новых водохранилищ, продолжается.

Так, в настоящее время строятся пять новых плотин в дополнение к 80 уже имеющимся. Однако специалисты алжирской водной отрасли склоняются к мысли, что дальнейшее продолжение курса по увеличению водохранилищ ущербно «из-за нехватки дождей, почему во время длительных засух они будут стоять пустыми».

В частности, они указывают, что в среднем по стране уровень их заполнения находится ниже отметки в 30%, тогда как нормальные показатели на данное время должны составлять как минимум 45%.

Тем не менее, представители алжирского Министерства водных ресурсов уверены, что расширение применения опресненной воды позволит больше использовать для нужд сельского хозяйства запасы водохранилищ, которые в основном сейчас уходят на коммунальные нужды.

Также для снижения водопотребления в Алжире рассматривают возможность внедрения специальных ветрозащитных экранов и снижения доли в сельском хозяйстве культур, на которые тратится «избыточное количество воды, но которые при этом не являются критично значимыми для страны». В первую очередь, речь идет о ряде наименований фруктовых деревьев и ягод, особенно арбузов.

И хотя пока никаких законодательных ограничений на водопотребление не вводится, в будущем, в случае сохранения и усугубления водной проблемы алжирские власти намереваются обсудить введение квотирования использования воды в зависимости от провинции.

Пока же заметим, что на программу замены в Алжире пресной воды опресненной уйдут многие миллиарды долларов и еще больше – на поддержание их функционирования, хотя это и не даст ему полноценного избавления от водной проблемы.

Гораздо продуктивнее было бы использование тех огромных запасов подземных вод в северной части Сахары, которых бы этой стране хватило даже при нынешнем нерациональном водопотреблении минимум на 150 лет.

Для этого лишь необходимы ресурсы для создания соответствующей инфраструктуры по всей стране и на «сопутствующие» расходы. По разным оценкам на это может уйти от 10 до 15 млрд долларов. Практически та же сумма потребуется на то, чтобы сделать основной потребляемой в Алжире водой опресненную.

Однако алжирские власти избегают связываться с реализацией столь крупных проектов, делая ставку на строительстве многочисленных опреснительных заводов. Которые в эксплуатации в конечном счете будут дороже освоения «подземных вод Сахары», но не решат задач, которые ставит руководство АНДР при их запуске.